Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев, А. И. Солопов, Е. С. Цыпилёва
Архив БРЭ «Святой Исидор Севильский». Художник Б. Э. Мурильо. 1655. Севилья. Кафедральный собор.

ИСИДО́Р СЕВИ́ЛЬСКИЙ, Иси­дор Ис­пан­ский (лат. Isidorus Hispalensis) (ме­ж­ду 560 и 570, Кар­та­го-Но­ва, ны­не Кар­та­хена, Ис­па­ния – 4.4.636, Се­ви­лья), епи­скоп Се­ви­льи (ок. 600–636), бо­го­слов, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, один из учи­те­лей Церк­ви. Из влия­тель­ной се­мьи, пе­ре­се­лив­шей­ся в Се­ви­лью из Кар­та­го-Но­вы. Стар­шие бра­тья И. С., Ле­андр, еп. Се­виль­ский, и Фуль­ген­ций, еп. Ас­ти­ги (Эси­ха), а так­же се­ст­ра Фло­рен­ти­на впо­след­ст­вии бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Се­ви­лье под рук. бра­та Ле­ан­д­ра. Изу­чал пред­ме­ты три­виу­ма и квад­ри­виу­ма (см. Семь сво­бод­ных ис­кусств), вла­дел лат., греч. и, воз­мож­но, ев­рей­ским язы­ка­ми. В об­лас­ти ду­хов­но­го вос­пи­та­ния так­же все­це­ло на­хо­дил­ся под влия­ни­ем бра­та Ле­ан­д­ра, од­но­го из наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ных про­тив­ни­ков ари­ан­ст­ва, вдох­но­ви­те­ля про­ка­фо­лич. ре­лиг. по­ли­ти­ки ко­ро­ля Ре­ка­ре­да I (586–601), за­кре­п­лён­ной 3-м То­лед­ским со­бо­ром (589). Ок. 589 при­нял по­стриг. На­сле­до­вав Ле­ан­д­ру на Се­виль­ской ка­фед­ре (ок. 600), И. С. ак­тив­но уча­ст­во­вал в по­ли­тич. жиз­ни То­лед­ско­го гос-ва, яв­ля­ясь при­вер­жен­цем и про­дол­жа­те­лем по­ли­ти­ки стар­ше­го бра­та, на­прав­лен­ной на внут­рен­нюю эт­нич. и ре­лиг.-по­ли­тич. кон­со­ли­да­цию го­су­дар­ст­ва на ос­но­ве ка­фо­лич. ис­по­ве­да­ния, фор­му­ли­ров­ки кон­цеп­та ко­ро­лев­ской вла­сти и её от­но­ше­ния с епи­ско­па­том. В рус­ле этой по­ли­ти­ки при­ни­ма­лись ре­ше­ния со­зван­ных при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии И. С. 2-го Се­виль­ско­го (619) и осо­бен­но 4-го То­лед­ско­го (633) со­бо­ров. На по­след­нем, на­ря­ду с об­су­ж­де­ни­ем во­про­сов ли­тур­гии и цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны, бы­ло вы­не­се­но оп­ре­де­ле­ние об из­бра­нии ко­ро­ля об­щим со­б­ра­ни­ем зна­ти (primates gentis) и епи­ско­па­та (75-й ка­нон). И. С. при­над­ле­жит так­же фор­му­ли­ров­ка по­ли­тич. эти­мо­ло­гии ко­ро­лев­ской вла­сти: для И. С. ко­роль – вер­ный вер­ши­тель за­ко­на, а сло­ва rex (царь) и recte (вер­но) – эти­мо­ло­гич. кон­стан­ты од­но­го яв­ле­ния. До са­мой кон­чи­ны И. С. ока­зы­вал зна­чит. влия­ние на по­ли­тич. про­цес­сы в прав­ле­ние не­сколь­ких ко­ро­лей: Лиу­вы II, Вит­те­ри­ха, Гун­де­ма­ра, Си­се­бу­та (уче­ник И. С.), Ре­ка­ре­да II, Свин­ти­лы и Си­се­нан­да (узур­пация ко­то­рым пре­сто­ла не мог­ла быть уза­ко­не­на без со­гла­сия еп. Се­виль­ско­го), за­ни­мал­ся про­све­ти­тель­ной дея­тель­но­стью, спо­соб­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции биб­лио­тек и скрип­то­ри­ев. Бу­ду­чи сто­рон­ни­ком со­хра­не­ния и при­спо­соб­ле­ния ан­тич­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия к ну­ж­дам эпо­хи, со­брал в Се­ви­лье бо­га­тей­шую биб­лио­те­ку, в ко­то­рой Биб­лия и со­чи­не­ния от­цов Церк­ви со­сед­ст­во­ва­ли с об­шир­ным со­б­ра­ни­ем про­из­ве­де­ний язы­че­ских ав­то­ров. На 4-м То­лед­ском со­бо­ре, по на­стоя­нию И. С., бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об ор­га­ни­за­ции в ка­ж­дой епар­хии при епи­скоп­ском со­бо­ре шко­лы, в ко­то­рой бы пре­по­да­ва­лись греч. и евр. язы­ки, а так­же сво­бод­ные ис­кус­ст­ва.

Лит. на­сле­дие И. С. со­став­ля­ют про­из­ве­де­ния са­мых разл. жан­ров: ис­то­рич. соч. «О про­ис­хо­ж­де­нии го­тов, цар­ст­ве све­бов и ис­то­рии ван­да­лов» («De ori­gine Gothorum et regno Sueborum et Van­da­lo­rum»), со­б­ра­ние био­гра­фий вы­даю­щих­ся лю­дей «О знаменитых му­жах» («De viris il­lu­stribus»), трак­тат о не­бесных яв­ле­ни­ях и о зем­ле «О при­ро­де ве­щей» («De na­tu­ra rerum»), сло­варь свет­ских и цер­ков­ных си­но­ни­мов «Раз­ли­чия» («Dif­fe­ren­tia­rum»), со­чи­не­ния на разл. тео­ло­гич. те­мы и др. Гл. лит. труд И. С.– «Эти­мо­ло­гии, или На­ча­ла» («Ety­mo­lo­giae sive Origines»): гран­ди­оз­ная эн­цик­ло­пе­дия, со­стоя­щая из 20 книг и ох­ва­ты­ваю­щая все из­вест­ные к то­му вре­ме­ни об­лас­ти зна­ния. Осн. лит. ис­точ­ни­ка­ми для И. С. яв­ля­лись со­чи­не­ния от­цов Церк­ви, лат. грам­ма­ти­ков Сер­вия (5 в.) и Элия До­на­та (4 в.). Ка­ж­дый раз­дел кни­ги на­чи­на­ет­ся с оп­ре­де­ле­ния или опи­са­ния эти­мо­ло­гии рас­смат­ри­вае­мо­го по­ня­тия, от­сю­да про­ис­хо­дит назв. про­из­ве­де­ния. В «Эти­мо­ло­ги­ях» зна­чит. раз­ра­бот­ку по­лу­чи­ли во­про­сы тео­рии сло­вес­но­сти и му­зы­ки. В 1–2-й кни­гах из­ло­же­но уче­ние о тро­пах и фи­гу­рах ре­чи, о мет­ри­ке, да­но оп­ре­де­ле­ние про­зы, фа­бу­лы и др. по­ня­тий сло­вес­но­го иск-ва. Уче­ние о му­зы­ке вклю­че­но в 3-ю кни­гу. И. С. под­дер­жи­ва­ет 3-ча­ст­ную клас­си­фи­ка­цию му­зы­ки по Кас­сио­до­ру («гар­мо­ни­ка», «рит­ми­ка» и «мет­ри­ка») и по Ав­гу­сти­ну [«гар­мо­ни­ка», «ор­га­ни­ка» (му­зы­ка для ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов) и «мет­ри­ка»]; пи­фа­го­рей­ское пред­став­ле­ние о муз. гар­мо­нии как ос­но­ве уни­версу­ма на­шло вы­ра­же­ние в зна­ме­ни­той фра­зе: «Без му­зы­ки ни­ка­кое уче­ние не мо­жет быть со­вер­шен­ным, ибо ни­что не су­ще­ст­ву­ет вне му­зы­ки» (кн. 3, гл. 17). В трак­та­те И. С. «О цер­ков­ных служ­бах» со­дер­жит­ся пер­вое в зап.-ев­роп. ис­то­рии оп­ре­де­ле­ние и ха­рак­те­ри­сти­ка ан­ти­фон­но­го и рес­пон­сор­но­го пе­ния. В сред­ние ве­ка «Эти­мо­ло­гии» И. С. бы­ли очень по­пу­ляр­ны (до на­ше­го вре­ме­ни дош­ло св. 1000 ру­ко­пис­ных эк­зем­п­ля­ров) и слу­жи­ли од­ним из гл. ис­точ­ни­ков зна­ний о ми­ре.

И. С. ка­но­ни­зи­ро­ван Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью в 1598, а в 1722 па­пой Рим­ским Ин­но­кен­ти­ем XIII (1721–24) объ­яв­лен учи­те­лем Це­рк­ви. День па­мя­ти в зап. Церк­ви – 4 ап­ре­ля.

Соч.: Migne PL. T. 81–83; Etymologiarum sive originum: libri XX / Ed. W. M. Lindsay. Oxf., 1911. Vol. 1–2. Oxf., 1987; Traité de la nature / Ed. J. Fontaine. Bordeaux, 1960; Эти­мо­ло­гии, или На­ча­ла в XX кни­гах. СПб., 2006. [Т. 1]: Кн. I–III. Семь сво­бод­ных ис­кусств.

Лит.: Isidoriana / Hrsg. von M. C. Diaz y Diaz. Leon, 1961; Diesner H.-J. Isidor von Sevilla und seine Zeit. Stuttg., 1973; Fontaine J. Tradition et actualité chez Isidore de Séville. [L.], 1988.

  • ИСИДО́Р СЕВИ́ЛЬСКИЙ Исидор Испанский (ме­ж­ду 560 и 570 – 4.4.636), епископ Севильи, богослов, учёный-энциклопедист, один из учителей Церкви (2008)
Вернуться к началу