ЛЕ́ВИ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́ВИ (Levi) Карло (29.11.1902, Турин – 4.1.1975, Рим; похоронен в г. Альяно), итал. писатель, журналист, живописец. Из евр. буржуазной семьи. Окончил Туринский ун-т (1924). С 1929 участник подпольной группы «Справедливость и свобода» («Giustizia e libertà»). В 1934 арестован за антифашистскую деятельность; сослан в историч. обл. Лукания; освободился по амнистии в 1936 и эмигрировал во Францию. В 1941 вернулся в Италию; участник Движения Сопротивления, активист антифашистской Партии действия, редактор ряда прогрессивных печатных изданий. Первое и самое знаменитое сочинение Л. – во многом новаторский в жанровом отношении автобиографич. роман-эссе «Христос остановился в Эболи» («Cristo si è fermato a Eboli», рус. пер. 1955; экранизация Ф. Рози, 1979), посвящённый жизни крестьян Лукании в годы фашизма. В 1955 посетил СССР; впечатления от поездки отразились в книге очерков «У будущего – древняя душа» («Il futuro ha un cuore antico», 1956). Среди др. сочинений: филос.-аллегорич. эссе о фашизме и тоталитаризме «Боязнь свободы» («La paura della libertà», 1946), сатирич. роман о падении правительства Ф. Парри в кон. 1945 «Часы» («L’orologio», 1950); книги очерков «Слова – камни. Три дня в Сицилии» («Le parole sono pietre. Tre giornate in Sicilia», 1955, рус. пер. 1957) и «Весь мёд уже кончился» («Tutto il miele è finito», 1964, рус. пер. 1966); эссе о судьбе Германии в 20 в. «Раздвоившаяся ночь под липами» («La doppia notte dei tigli», 1959).
С 1917 занимался живописью; впервые выставил свои работы в 1923; с 1929 входил в состав объединения живописцев «Туринская шестёрка» («Sei torinesi»), идейным вдохновителем которого был Л. Вентури. Живописный стиль Л. окончательно сложился в 1930-е гг. (под влиянием его друга Ф. Казорати, а также полотен А. Модильяни и художников экспрессионизма). В 1932–34 создал цикл портретов писателей-антифашистов (А. Моравиа, М. Солдати, Л. Гинзбурга, K. Росселли); в послевоенные годы выполнил портреты К. Э. Гадда, И. Кальвино, И. Г. Эренбурга, П. Неруды, Д. А. Сикейроса, С. Мангано и пр.