Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́ВИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 115

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Галатенко

ЛЕ́ВИ (Levi) Кар­ло (29.11.1902, Ту­рин – 4.1.1975, Рим; по­хо­ро­нен в г. Аль­я­но), итал. пи­са­тель, жур­на­лист, жи­во­пи­сец. Из евр. бур­жу­аз­ной се­мьи. Окон­чил Ту­рин­ский ун-т (1924). С 1929 уча­ст­ник под­поль­ной груп­пы «Спра­вед­ли­вость и сво­бо­да» («Giustizia e libertà»). В 1934 аре­сто­ван за ан­ти­фа­ши­ст­скую дея­тель­ность; со­слан в ис­то­рич. обл. Лу­ка­ния; ос­во­бо­дил­ся по ам­ни­стии в 1936 и эмиг­ри­ро­вал во Фран­цию. В 1941 вер­нул­ся в Ита­лию; уча­ст­ник Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния, ак­ти­вист ан­ти­фа­ши­ст­ской Пар­тии дей­ст­вия, ре­дак­тор ря­да про­грес­сив­ных пе­чат­ных из­да­ний. Пер­вое и са­мое зна­ме­ни­тое со­чи­не­ние Л. – во мно­гом но­ва­тор­ский в жан­ро­вом от­но­ше­нии ав­то­био­гра­фич. ро­ман-эс­се «Хри­стос ос­та­но­вил­ся в Эбо­ли» («Cristo si è fermato a Eboli», рус. пер. 1955; эк­ра­ни­за­ция Ф. Ро­зи, 1979), по­свя­щён­ный жиз­ни кре­сть­ян Лу­ка­нии в го­ды фа­шиз­ма. В 1955 по­се­тил СССР; впе­чат­ле­ния от по­езд­ки от­ра­зи­лись в кни­ге очер­ков «У бу­ду­ще­го – древ­няя ду­ша» («Il futuro ha un cuore antico», 1956). Сре­ди др. со­чи­не­ний: фи­лос.-ал­ле­го­рич. эс­се о фа­шиз­ме и то­та­ли­та­риз­ме «Бо­язнь сво­бо­ды» («La paura della libertà», 1946), са­ти­рич. ро­ман о па­де­нии пра­ви­тель­ст­ва Ф. Пар­ри в кон. 1945 «Ча­сы» («L’orologio», 1950); кни­ги очер­ков «Сло­ва – кам­ни. Три дня в Си­ци­лии» («Le parole sono pietre. Tre giornate in Sicilia», 1955, рус. пер. 1957) и «Весь мёд уже кон­чил­ся» («Tutto il miele è finito», 1964, рус. пер. 1966); эс­се о судь­бе Гер­ма­нии в 20 в. «Раз­дво­ив­шая­ся ночь под ли­па­ми» («La doppia notte dei tigli», 1959).

С 1917 за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью; впер­вые вы­ста­вил свои ра­бо­ты в 1923; с 1929 вхо­дил в со­став объ­е­ди­не­ния жи­во­пис­цев «Ту­рин­ская шес­тёр­ка» («Sei torine­si»), идей­ным вдох­но­ви­те­лем ко­то­ро­го был Л. Вен­ту­ри. Жи­во­пис­ный стиль Л. окон­ча­тель­но сло­жил­ся в 1930-е гг. (под влия­ни­ем его дру­га Ф. Ка­зо­ра­ти, а так­же по­ло­тен А. Мо­диль­я­ни и ху­дож­ни­ков экс­прес­сио­низ­ма). В 1932–34 соз­дал цикл порт­ре­тов пи­са­те­лей-ан­ти­фа­ши­стов (А. Мо­ра­виа, М. Сол­да­ти, Л. Гинз­бур­га, K. Рос­сел­ли); в по­сле­во­ен­ные го­ды вы­пол­нил порт­ре­ты К. Э. Гад­да, И. Каль­ви­но, И. Г. Эрен­бур­га, П. Не­ру­ды, Д. А. Си­кей­ро­са, С. Ман­га­но и пр.

Соч.: Opere in prosa. Roma, 2000–2004. [Vol. 1–9].

Лит.: Miccinesi M. Invito alla lettura di C. Le­vi. Mil., 1973; Falaschi G. Levi. Firenze, 1978; Verso i sud del mondo: C. Levi a cento anni dal­la nascita. Roma, 2003; Arouimi M. Magies de Levi. Fasano; P., 2006.

Вернуться к началу