КЛЕМА́Н РЕНЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕМА́Н (Clément) Рене (18.3.1913, Бордо – 17.3.1996, Монте-Карло), франц. кинорежиссёр. Изучал архитектуру в Высшей школе изящных искусств (Париж). В проф. кино дебютировал анимационным ф. «Цезарь у галлов» (1931). Позднее как режиссёр и оператор снимал документальные фильмы, от созданных на экзотич. материале («На пороге ислама», 1936; «Запретная Аравия», 1937) до всё более близких к повседневной действительности («Сортировочная», 1938; «Те, что на рельсах», 1942; «Большая пастораль», 1943). В годы 2-й мировой войны в рядах франц. железнодорожников участвовал в Движении Сопротивления, что способствовало созданию полнометражной эпопеи «Битва на рельсах» (1945, гл. пр. Мкф в Канне), основанной на реальных событиях; к съёмкам широко привлекались участники недавних боёв с оккупантами. Этот фильм открыл «славное десятилетие», когда К. поставил свои гл. картины. «Прóклятые» (1947, пр. Мкф в Канне) – исследование моральной деградации нацистских моряков-подводников. «Стены Малапаги» (в отеч. прокате – «У стен Малапаги», 1948, совм. с Италией, пр. Мкф в Канне, пр. «Оскар») – опыт соединения традиции франц. «поэтич. реализма» с эстетикой итал. неореализма. В ф. «Запрещённые игры» (1952, гл. пр. Мкф в Венеции, пр. «Оскар») драматич. события войны преломляются через восприятие осиротевшей девочки, недетские игры в «смерть» и похороны мёртвых животных на старой мельнице. Ироничная комедия «Господин Рипуа» (1954, совм. с Великобританией, пр. Мкф в Канне) исследует психологию совр. Дон Жуана, француза, оказавшегося в послевоенном Лондоне. «Жервеза» (1956, по роману Э. Золя «Западня», пр. Мкф в Венеции) стала одной из наиболее близких стилистике лит-ры натурализма экранизаций. В дальнейшем К. возвратился к воен. тематике. В ф. «День и час» (1963, совм. с Италией) история любви француженки и американца показана на фоне Движения Сопротивления. «Горит ли Париж?» (1966, совм. с США) – хронометрированная по часам и минутам грандиозная кинофреска спасения и освобождения столицы Франции. Снимая за рубежом, К. иногда использовал зрелищный экзотич. материал («Плотина на Тихом океане», 1957, по М. Дюра, Италия – США), работал в комедийно-сатирич. ключе («Как радостно жить!», 1961, Италия), но чаще всего обращался к детективно-криминальным историям. В этом ряду выделяются фильмы: «На ярком солнце» (1960; по П. Хайсмит, совм. с Италией) – своего рода анатомия бездуховности определённой части молодого поколения и «Бег зайца по полям» (1972, по сценарию С. Жапризо), где звучит экзистенциальный мотив неотвратимости судьбы. «Большая независимая премия» за вклад в киноискусство Мкф в Канне (1952).