Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕМА́Н РЕНЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 256

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Турицын
Р. Клеман. Кадр из фильма «Жервеза». 1956.

КЛЕМА́Н (Clément) Ре­не (18.3.1913, Бор­до – 17.3.1996, Мон­те-Кар­ло), франц. ки­но­ре­жис­сёр. Изу­чал ар­хи­тек­ту­ру в Выс­шей шко­ле изящ­ных ис­кусств (Па­риж). В проф. ки­но де­бю­ти­ро­вал ани­ма­ци­он­ным ф. «Це­зарь у гал­лов» (1931). Позд­нее как ре­жис­сёр и опе­ра­тор сни­мал до­ку­мен­таль­ные филь­мы, от соз­дан­ных на эк­зо­тич. ма­те­риа­ле («На по­ро­ге ис­ла­ма», 1936; «За­прет­ная Ара­вия», 1937) до всё бо­лее близ­ких к по­все­днев­ной дей­ст­ви­тель­но­сти («Сор­ти­ро­воч­ная», 1938; «Те, что на рель­сах», 1942; «Боль­шая пас­то­раль», 1943). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны в ря­дах франц. же­лез­но­до­рож­ни­ков уча­ст­во­вал в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния, что спо­соб­ст­во­ва­ло соз­да­нию пол­но­мет­раж­ной эпо­пеи «Бит­ва на рель­сах» (1945, гл. пр. Мкф в Кан­не), ос­но­ван­ной на ре­аль­ных со­бы­ти­ях; к съём­кам ши­ро­ко при­вле­ка­лись уча­ст­ни­ки не­дав­них бо­ёв с ок­ку­пан­та­ми. Этот фильм от­крыл «слав­ное де­ся­ти­ле­тие», ко­гда К. по­ставил свои гл. кар­ти­ны. «Прóкля­тые» (1947, пр. Мкф в Кан­не) – ис­сле­до­ва­ние мо­раль­ной де­гра­да­ции на­ци­ст­ских мо­ря­ков-под­вод­ни­ков. «Сте­ны Ма­ла­па­ги» (в отеч. про­ка­те – «У стен Ма­ла­па­ги», 1948, совм. с Ита­ли­ей, пр. Мкф в Кан­не, пр. «Ос­кар») – опыт со­еди­не­ния тра­ди­ции франц. «по­этич. реа­лиз­ма» с эс­те­ти­кой итал. нео­реа­лиз­ма. В ф. «За­пре­щён­ные иг­ры» (1952, гл. пр. Мкф в Ве­не­ции, пр. «Ос­кар») дра­ма­тич. со­бы­тия вой­ны пре­лом­ля­ют­ся че­рез вос­при­ятие оси­ро­тев­шей де­воч­ки, не­дет­ские иг­ры в «смерть» и по­хо­ро­ны мёрт­вых жи­вот­ных на ста­рой мель­ни­це. Иро­нич­ная ко­ме­дия «Гос­по­дин Ри­пуа» (1954, совм. с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, пр. Мкф в Кан­не) ис­сле­ду­ет пси­хо­ло­гию совр. Дон Жуа­на, фран­цу­за, ока­зав­ше­го­ся в по­сле­воен­ном Лон­до­не. «Жер­ве­за» (1956, по ро­ма­ну Э. Зо­ля «За­пад­ня», пр. Мкф в Ве­не­ции) ста­ла од­ной из наи­бо­лее близ­ких сти­листи­ке лит-ры на­ту­ра­лиз­ма эк­ра­ни­за­ций. В даль­ней­шем К. воз­вра­тил­ся к во­ен. те­ма­ти­ке. В ф. «День и час» (1963, совм. с Ита­ли­ей) ис­то­рия люб­ви фран­цу­жен­ки и аме­ри­кан­ца по­ка­за­на на фо­не Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. «Го­рит ли Па­риж?» (1966, совм. с США) – хро­но­мет­ри­ро­ван­ная по ча­сам и ми­ну­там гран­ди­оз­ная ки­но­фре­ска спа­се­ния и ос­во­бо­ж­де­ния сто­ли­цы Фран­ции. Сни­мая за ру­бе­жом, К. иног­да ис­поль­зо­вал зре­лищ­ный эк­зо­тич. ма­те­ри­ал («Пло­ти­на на Ти­хом океа­не», 1957, по М. Дю­ра, Ита­лия – США), ра­бо­тал в ко­ме­дий­но-са­ти­рич. клю­че («Как ра­до­ст­но жить!», 1961, Ита­лия), но ча­ще все­го об­ра­щал­ся к де­тек­тив­но-кри­ми­наль­ным ис­то­ри­ям. В этом ря­ду вы­де­ля­ют­ся филь­мы: «На яр­ком солн­це» (1960; по П. Хайс­мит, совм. с Ита­ли­ей) – сво­его ро­да ана­то­мия без­ду­хов­но­сти оп­ре­де­лён­ной час­ти мо­ло­до­го по­ко­ле­ния и «Бег зай­ца по по­лям» (1972, по сце­на­рию С. Жа­при­зо), где зву­чит эк­зи­стен­ци­аль­ный мо­тив не­от­вра­ти­мо­сти судь­бы. «Боль­шая не­за­ви­си­мая пре­мия» за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во Мкф в Кан­не (1952).

Лит.: Ле­про­он П. Со­вре­мен­ные фран­цуз­ские ки­но­ре­жис­се­ры. М., 1960; Farwagi A. R. Clé­ment. P., 1967; Ту­ри­цын В. Р. Кле­ман. М., 1978.

Вернуться к началу