ГРА́МШИ АНТОНИО
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРА́МШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алес, о. Сардиния – 27.4.1937, Рим), итал. политич. деятель, философ. В 1911–1914 учился в Туринском ун-те. В 1913 вступил в Итальянскую социалистическую партию (ИСП), примкнув к её левому крылу; в авг. 1917 избран секретарём её Туринской секции. В 1919–20 руководил основанным при его участии еженедельником «L’Ordine Nuovo», где агитировал за создание фабрично-заводских советов, которые считал органом самоуправления рабочих, и выступал за союз пром. пролетариата Севера с крестьянами Юга Италии. Сложившаяся вокруг «L’Ordine Nuovo» группа единомышленников Г. после раскола ИСП на съезде в Ливорно (янв. 1921) конституировалась как Итальянская коммунистическая партия (ИКП); Г. был избран членом её ЦК. В 1922–23 в Москве в качестве представителя ИКП при Исполкоме Коммунистич. интернационала; участвовал в 4-м конгрессе Коминтерна (1922); вместе с П. Тольятти избран руководителем ИКП (1923). После избрания в апр. 1924 депутатом итал. парламента вернулся в Италию. В 1924 по его инициативе начала выходить ежедневная газета ИКП «L’Unità». В 1926 арестован и сослан на о. Устика, в 1928 приговорён Особым трибуналом к 20 годам тюремного заключения (в дальнейшем срок был сокращён по амнистии). Скончался в клинике в Риме через неск. дней после освобождения.
В главном труде – «Тюремных тетрадях», созданных в 1929–35 в заключении (опубл. в 1948–51) и написанных иносказательным языком (марксизм как «философия практики» и т. п.), Г. в полемике с фаталистич. экономич. детерминизмом (К. Каутский, Н. И. Бухарин) акцентировал громадную роль создаваемой интеллигенцией идеологии, системы «надстроек» (от рационализиров. мировоззрений до неосознанных стереотипов повседневного мышления и поведения) в установлении, поддержании и разрушении «гегемонии» правящего класса. Власть последнего держится не только на принуждении, но и на согласии подчинённых групп и классов с его доминирующей ролью. Размышляя о специфике коммунистич. революции на Западе в отличие от России, Г. видел её в «переходе от манёвренной войны (и от фронтальной атаки)», т. е. большевистской линии на насильственный гос. переворот, к «позиционной войне», целью которой должна стать «неслыханная концентрация гегемонии» в гражд. обществе, предполагающая прежде всего «духовное и моральное руководство» со стороны революц. класса «родственными или союзными» классами и социальными группами. Такое руководство достигается посредством распространения в обществе нового образа мысли и стиля жизни, этики и культуры, альтернативных господствующей идеологии и служащих формированию нового человека. Интеллигенция способна осуществить такую «интеллектуально-моральную реформу» общества, лишь будучи организована политич. партией класса, претендующего на гегемонию (понятие «государь» из одноим. работы Н. Макиавелли Г. предлагал перевести на современный политич. язык как «политическая партия»).
Идеи Г. получили многообразное развитие в неомарксизме и др. направлениях обществ. мысли 2-й пол. 20 в. В центре внимания совр. политологии оказался описанный Г. новый способ функционирования власти, осуществляющей управление массовым сознанием и поведением людей с помощью многообразных институтов гражданского общества – политич. партий, обществ., культурных, религ., проф. организаций и средств массовой информации, не включённых прямо в аппарат гос. власти. Предпосылкой этого является формирование «органической интеллигенции» господствующего класса (менеджеров, социальных технологов, инженеров «индустрии культуры» и т. п.), вытесняющей традиц. «свободную» интеллигенцию. С 1989 существует Междунар. об-во Грамши.