АЛЕКСА́НДР АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСА́НДР АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (‘Ο Ἀλεξανδρεῖας Ἀλέξανδρος) (ок. 250 – апр. 326 или 328), святитель, архиепископ (патриарх) Александрийский (с 312). Представитель александрийской школы (в богословии). В правление свт. Петра Александрийского (300–311) один из наиболее авторитетных клириков. Став архиепископом, вступил в полемику с пресвитером Арием (см. Арианство), близким к традициям антиохийской школы (в богословии) и отстаивавшим тезис о тварности Логоса (Сына Божия). А. А. выдвинул положение: «Святая Троица есть в Троице единица». Однако Арий не разделял утверждения А. А. о совечности Бога Сына Богу Отцу, которое звучало так: «Всегда Отец, всегда и Сын, вместе Отец, вместе и Сын. Сын... всегда рождается... из Самого Бога». В полемике с Арием А. А. ещё до Никейского собора формулирует православное учение о единосущии Бога Сына Богу Отцу и предвечном рождении Сына Божия. Учение А. А. сохранилось в его послании и энциклике у блж. Феодорита и Сократа Схоластика, а также в речи, приведённой на сир. яз. самим Арием.
В 325 А. А. и сопровождавший его в сане диакона свт. Афанасий Великий приняли активное участие в Никейском I Вселенском соборе (см. Вселенские соборы). Их усилиями был принят Символ веры и осуждено учение Ария. По настоянию А. А. был принят порядок празднования Пасхи. Сам А. А. на заседаниях собора сидел рядом с имп. Константином Великим, под соборными актами подпись А. А. стоит сразу после подписей папских легатов.