Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРБЕ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 336-337

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Дьяков; И. Г. Кушке, О. В. Русанова, А. С. Алпатова (устное творчество)

БЕРБЕ́РЫ, груп­па на­ро­дов, ко­рен­ное на­се­ле­ние Сев. Аф­ри­ки. Со­став­ля­ют ок. 50% нас. Ма­рок­ко, ок. 25% нас. Ал­жи­ра; жи­вут так­же в Ту­ни­се, Ли­вии, Егип­те, Мав­ри­та­нии, Ма­ли, Ни­ге­ре и др. Об­щая чис­лен­ность ок. 30 млн. чел., в т. ч. в стра­нах Ев­ро­пы  3 млн. чел. (2005, оцен­ка). Го­во­рят на бер­бе­ро-ливий­ских язы­ках: Б. Ма­рок­ко [та­ма­зигт (та­ма­зигхт, има­зиг­хен, бе­ра­бер) и шильх (язык  та­шель­хит) Ат­лас­ских гор; ри­фы, сен­ха­жа и др. зе­нет­ские груп­пы], Ал­жи­ра (зе­нет­ские на­ро­ды ша­вийя, ше­нуа; ка­би­лы, т. н. Б. са­хар­ских оа­зи­сов), Ту­ни­са (джер­ба, се­нед и др.), не­фу­са и зуа­ра в Ли­вии  на язы­ках сев. груп­пы; авд­жи­ла (ауджила), сокна и др. Б. оа­зи­сов Ли­вии, сиуа на се­ве­ро-за­па­де Егип­та  на язы­ках вост. груп­пы; туа­ре­ги  на язы­ках юж. груп­пы; зе­на­га в Мавритании  на язы­ках зап. группы. Ве­рую­щие в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты (пре­им. ма­ли­ки­ты), рас­про­стра­нён ха­рид­жизм (о. Джер­ба в Ту­ни­се, об­ласть Мзаб в Ал­жи­ре, Сид­жиль­ма­са в Ма­рок­ко и др.), есть иу­даис­ты и хри­стиа­не.

О древ­ней ис­то­рии пред­ков Б. см. в ст. Ли­вий­цы. По­сле араб­ских за­вое­ва­ний Маг­ри­ба с кон. 7 в. и осо­бен­но в 11–12 вв. про­ис­хо­дит их ара­би­за­ция и ис­ла­ми­за­ция, Б. вы­тес­ня­ют­ся в гор­ные и пус­тын­ные рай­оны.

Берберское поселение. Марокко. Фото А. И. Нагаева

Осн. тра­диц. за­ня­тия – ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (верб­лю­ды, мел­кий и круп­ный ро­га­тый скот), па­шен­ное зем­ле­де­лие (яч­мень, про­со, пше­ни­ца, са­до­вод­ст­во). В оа­зи­сах за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем, ого­род­ни­че­ст­вом, тран­зит­ной ка­ра­ван­ной тор­гов­лей. Пле­ме­на (так­бильт) управ­ля­ют­ся во­ж­дя­ми (агел­лид, ам­гар) и со­ве­та­ми ста­рей­шин (бер­бер­ское им­зран, араб. джмаа), раз­де­ля­ют­ся на кла­ны (лефф, игхс). Цен­тром пле­мен­ной тер­ри­то­рии у осед­лых групп слу­жит ук­ре­п­лён­ное по­се­ление (бер­бер­ские – тиг­ремт, дшар; араб. – кас­ба, ксар); ха­рак­тер­ны баш­ни-зер­но­хра­ни­ли­ща. Со­хра­ня­ет­ся об­щин­ное зем­ле­поль­зо­ва­ние (арш), рас­про­стра­не­ны вре­мен­ные меж­кла­но­вые сою­зы (тиу­и­зи), взаи­мо­по­мощь, напр. в вы­па­се ско­та (тау­ал­лат). Ко­чев­ни­ки жи­вут в шат­рах (бер­бер­ское та­хамт, араб. хи­ма), сто­ян­ки име­ют кру­го­вую пла­ни­ров­ку (ду­ар, мду­ар). Рас­про­стра­не­ны ре­лиг.-мис­тич. ма­ра­бут­ские брат­ст­ва с раз­ви­той сис­те­мой проф.-кор­по­ра­тив­ных объ­еди­не­ний, вос­хо­дя­щие к су­фий­ским ор­де­нам-та­ри­ка­там.

Уст­ное твор­че­ст­во. Уст­ная по­эзия бо­лее все­го раз­ви­та у ка­би­лов и шильх. По­пу­ляр­ны ли­рич. сти­хо­тво­ре­ния: от­дель­ные (асеф­ра) и объ­е­ди­нён­ные в по­этич. цик­лы (тиз­ра­рин). В эпич. по­эзии вос­пе­ва­ют­ся доб­лесть и от­ва­га пред­ков, жизнь про­ро­ка Му­хам­ме­да и свя­тых. В по­эзии шильх встре­ча­ют­ся эпич. по­эмы ре­лиг. и са­ти­рич. со­дер­жа­ния (тамд­га­аз­жи). В по­эмах-имайт речь идёт о друж­бе, люб­ви и лю­бов­ных стра­да­ни­ях. Ко­рот­кие по­эмы (тайф­ферт) рас­ска­зы­ва­ют о жиз­ни со­пле­мен­ни­ков, вой­нах и празд­ни­ках. По­эмы-из­лан по­свя­ще­ны по­все­днев­ной жиз­ни. Ха­ди – по­эма с ре­лиг. ок­ра­ской («По­эма о Са­би», ге­рой ко­то­рой от­пра­вил­ся в ад ра­ди спа­се­ния ро­ди­те­лей).

Мно­го­чис­лен­ны и раз­но­об­раз­ны сказ­ки. Сказ­ки о жи­вот­ных пред­на­зна­че­ны для всех, бы­то­вые – в осн. для муж­ской ау­ди­то­рии. Вол­шеб­ные сказ­ки бер­бе­ров Маг­ри­ба рас­ска­зы­ва­ют толь­ко жен­щи­ны в жен­ской и дет­ской ау­ди­то­рии. Су­ще­ст­ву­ет за­прет рас­ска­зы­вать сказ­ки днём. Центр. ге­рой ска­зок о жи­вот­ных – Ша­кал (су­ще­ст­ву­ет неск. цик­лов о нём). Бы­то­вые сказ­ки по­ве­ст­ву­ют о во­рах, раз­бой­ни­ках, об от­га­ды­ва­нии за­га­док, о плу­тах, о не­вер­ных жё­нах, о ду­ра­ках и др. По­пу­ляр­ны сказ­ки о си­ро­те, сказ­ки о зна­ме­ни­том бер­бер­ском плу­те (Си Джо­ха в Ма­рок­ко, Си Дже­ха в Ал­жи­ре), близ­ком сред­не­ази­ат­ско­му Ход­же На­сред­ди­ну. Сре­ди сю­же­тов вол­шеб­ных ска­зок – как ши­ро­ко из­вест­ные во всём ми­ре, так и чис­то бер­бер­ские. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во по­сло­виц и по­го­во­рок.

Берберы.

Муз.-по­этич. жан­ры – афер­ди (рас­пев за­га­док), та­ше­рафт (пас­ту­ше­ские пес­ни), атем­ши, или из­ли (пес­ни-по­эмы), ах­ваш (мас­со­вая пес­ня-та­нец, Ма­рок­ко); ахел­лиль, та­гер­рабт (кру­го­вые празд­нич­ные пес­ни-тан­цы, Ал­жир). Ха­рак­тер­но рес­пон­сор­ное пе­ние с тан­ца­ми в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, со­стоя­ще­го обыч­но из ду­хо­вых и мем­бра­но­фо­нов. Сре­ди тра­диц. ин­ст­ру­мен­тов (ча­стью араб. про­ис­хо­ж­де­ния): языч­ко­вые – зор­на, гаи­та; тро­ст­ни­ко­вая флей­та ка­са­ба (гас­ба); ба­ра­бан табль; буб­ны – бен­дир, та­рид­жа; лют­ня гу­ин­бри (её пред­шест­вен­ни­ца – др.-егип. лют­ня с длин­ной шей­кой). Осн. ин­ст­ру­мен­ты туа­ре­гов – 1-струн­ный смыч­ко­вый им­зад (ан­зад; жен­ский ин­ст­ру­мент), 1-струн­ный щип­ко­вый гу­гей, пло­ские ба­ра­бан­чи­ки ган­га, ли­тав­ра-сту­па тин­ди. В го­рах Ср. Ат­ла­са прак­ти­ку­ет­ся осо­бый вид иг­ры на буб­нах – соль­ная вир­ту­оз­ная им­про­ви­за­ция, со­про­во­ж­дае­мая слож­ны­ми рит­мич. фи­гу­ра­ми на фо­не опор­но­го рит­ма, в сев. пред­горь­ях – по­ли­рит­мич. иг­ра на ба­ра­ба­нах и буб­нах. Со­хра­ня­ют­ся тра­ди­ции муз.-по­этич. со­стя­за­ний; ме­ж­ду вы­сту­п­ле­ния­ми со­лис­тов-им­про­ви­за­то­ров муж­ской и жен­ский хо­ры тан­цу­ют в со­про­во­ж­де­нии буб­нов. Му­зы­ка всех бер­бе­роя­зыч­ных групп опи­ра­ет­ся на диа­то­ни­че­ские зву­ко­ря­ды, на юге Ма­рок­ко и Ту­ни­са ис­поль­зу­ет­ся пен­та­то­ни­ка. К кон. 20 в. рас­про­стра­ни­лись гор. тан­це­валь­но-пе­сен­ные фор­мы – жен­ские (ху­ва­ра) и муж­ские (даб­ка; при­уро­че­ны к му­сульм. ка­лен­да­рю, вклю­ча­ют иг­ру на ба­ра­ба­не в фор­ме пе­соч­ных ча­сов – аг­валь).

Лит.: Жюль­ен Ш.-А. Ис­то­рия Се­вер­ной Аф­ри­ки. М., 1961. Т. 12; Мен­те­ша­шви­ли З. А. Бер­бе­ры в об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской жиз­ни Ма­рок­ко (5070-е го­ды ХХ в.). М., 1982; Лев Аф­ри­кан­ский. Аф­ри­ка  тре­тья часть све­та. Л., 1983; Гау­дио А. Ци­ви­ли­за­ции Са­ха­ры. М., 1985; Лот А. Туа­ре­ги Ахаг­га­ра. М., 1989; Ви­дя­со­ва М. Ф. Со­ци­аль­ные струк­ту­ры до­ко­ло­ни­аль­но­го Маг­ри­ба. М., 1987; Лан­да Р. Г. От ру­ин Кар­фа­ге­на до вер­шин Ат­ла­са. М., 1991; Дья­ков Н. Н. Ма­рок­ко: ис­то­рия, куль­ту­ра, ре­ли­гия. СПб., 1993.

Вернуться к началу