БЕРБЕ́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРБЕ́РЫ, группа народов, коренное население Сев. Африки. Составляют ок. 50% нас. Марокко, ок. 25% нас. Алжира; живут также в Тунисе, Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и др. Общая численность ок. 30 млн. чел., в т. ч. в странах Европы – 3 млн. чел. (2005, оценка). Говорят на берберо-ливийских языках: Б. Марокко [тамазигт (тамазигхт, имазигхен, берабер) и шильх (язык – ташельхит) Атласских гор; рифы, сенхажа и др. зенетские группы], Алжира (зенетские народы шавийя, шенуа; кабилы, т. н. Б. сахарских оазисов), Туниса (джерба, сенед и др.), нефуса и зуара в Ливии – на языках сев. группы; авджила (ауджила), сокна и др. Б. оазисов Ливии, сиуа на северо-западе Египта – на языках вост. группы; туареги – на языках юж. группы; зенага в Мавритании – на языках зап. группы. Верующие в осн. мусульмане-сунниты (преим. маликиты), распространён хариджизм (о. Джерба в Тунисе, область Мзаб в Алжире, Сиджильмаса в Марокко и др.), есть иудаисты и христиане.
О древней истории предков Б. см. в ст. Ливийцы. После арабских завоеваний Магриба с кон. 7 в. и особенно в 11–12 вв. происходит их арабизация и исламизация, Б. вытесняются в горные и пустынные районы.
Осн. традиц. занятия – кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот), пашенное земледелие (ячмень, просо, пшеница, садоводство). В оазисах занимаются земледелием, огородничеством, транзитной караванной торговлей. Племена (такбильт) управляются вождями (агеллид, амгар) и советами старейшин (берберское имзран, араб. джмаа), разделяются на кланы (лефф, игхс). Центром племенной территории у оседлых групп служит укреплённое поселение (берберские – тигремт, дшар; араб. – касба, ксар); характерны башни-зернохранилища. Сохраняется общинное землепользование (арш), распространены временные межклановые союзы (тиуизи), взаимопомощь, напр. в выпасе скота (тауаллат). Кочевники живут в шатрах (берберское тахамт, араб. хима), стоянки имеют круговую планировку (дуар, мдуар). Распространены религ.-мистич. марабутские братства с развитой системой проф.-корпоративных объединений, восходящие к суфийским орденам-тарикатам.
Устное творчество. Устная поэзия более всего развита у кабилов и шильх. Популярны лирич. стихотворения: отдельные (асефра) и объединённые в поэтич. циклы (тизрарин). В эпич. поэзии воспеваются доблесть и отвага предков, жизнь пророка Мухаммеда и святых. В поэзии шильх встречаются эпич. поэмы религ. и сатирич. содержания (тамдгаазжи). В поэмах-имайт речь идёт о дружбе, любви и любовных страданиях. Короткие поэмы (тайфферт) рассказывают о жизни соплеменников, войнах и праздниках. Поэмы-излан посвящены повседневной жизни. Хади – поэма с религ. окраской («Поэма о Саби», герой которой отправился в ад ради спасения родителей).
Многочисленны и разнообразны сказки. Сказки о животных предназначены для всех, бытовые – в осн. для мужской аудитории. Волшебные сказки берберов Магриба рассказывают только женщины в женской и детской аудитории. Существует запрет рассказывать сказки днём. Центр. герой сказок о животных – Шакал (существует неск. циклов о нём). Бытовые сказки повествуют о ворах, разбойниках, об отгадывании загадок, о плутах, о неверных жёнах, о дураках и др. Популярны сказки о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте (Си Джоха в Марокко, Си Джеха в Алжире), близком среднеазиатскому Ходже Насреддину. Среди сюжетов волшебных сказок – как широко известные во всём мире, так и чисто берберские. Существует множество пословиц и поговорок.
Муз.-поэтич. жанры – аферди (распев загадок), ташерафт (пастушеские песни), атемши, или изли (песни-поэмы), ахваш (массовая песня-танец, Марокко); ахеллиль, тагеррабт (круговые праздничные песни-танцы, Алжир). Характерно респонсорное пение с танцами в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего обычно из духовых и мембранофонов. Среди традиц. инструментов (частью араб. происхождения): язычковые – зорна, гаита; тростниковая флейта касаба (гасба); барабан табль; бубны – бендир, тариджа; лютня гуинбри (её предшественница – др.-егип. лютня с длинной шейкой). Осн. инструменты туарегов – 1-струнный смычковый имзад (анзад; женский инструмент), 1-струнный щипковый гугей, плоские барабанчики ганга, литавра-ступа тинди. В горах Ср. Атласа практикуется особый вид игры на бубнах – сольная виртуозная импровизация, сопровождаемая сложными ритмич. фигурами на фоне опорного ритма, в сев. предгорьях – полиритмич. игра на барабанах и бубнах. Сохраняются традиции муз.-поэтич. состязаний; между выступлениями солистов-импровизаторов мужской и женский хоры танцуют в сопровождении бубнов. Музыка всех бербероязычных групп опирается на диатонические звукоряды, на юге Марокко и Туниса используется пентатоника. К кон. 20 в. распространились гор. танцевально-песенные формы – женские (хувара) и мужские (дабка; приурочены к мусульм. календарю, включают игру на барабане в форме песочных часов – агваль).