КАБИ́ЛЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАБИ́ЛЫ (от араб. аль-кабила – племена; самоназвание амазиг – свободные люди), берберский народ на севере Алжира. Живут в осн. в горах Джурджуры и Бабора (Большая и Малая Кабилия, историч. обл. Кабилия), к востоку от г. Алжир. Численность 2,9 млн. чел. (2007, оценка). Составляют около половины алж. диаспоры во Франции (676 тыс. чел.), живут также в Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн. чел., по некоторым источникам – до 6 млн. чел. Говорят на кабильском языке (тагбилт) сев. ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе лат. графики. Распространены также франц. и араб. языки. К. – мусульмане-сунниты маликитского мазхаба, есть католики.
Осн. занятие – земледелие, в т. ч. садоводство (олива, инжир). Сильна миграция в города и за пределы Африки. К. составляют значит. часть алж. буржуазии, чиновничества, интеллигенции. Они активно участвуют в политич. жизни Алжира; из К. происходят, в частности, лидеры революции 1954–62 Абан Рамдан, Хосин Айт Ахмед, Мухаммед Будиаф, Белькасем Крим, Ферхат Аббас, а также классики нац. лит-ры Мулуд Маммери, Малек Хаддад, Мулуд Фераун, народный поэт Си Моханд, художник Мхамед Иссиахем. По инициативе К. в 1995 создан объединяющий всех берберов Всемирный конгресс амазигов. В Алжире существует движение К. за политич. и культурные права («кабилизм», «берберское возрождение» – Printemps berbère), К. составляют большинство членов партий Объединение за культуру и демократию, Фронт социалистич. сил и др.
Традиц. культура К. исследовалась, в частности, П. Бурдье. Традиц. поселение обычно располагается на вершине горы и имеет 2 улицы: внутреннюю – для женщин и внешнюю – для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами. Жители поселения (таддарт) управляются общим собранием (таджемаит; см. Джамаат), во главе которого стоит вождь (амин, амоккран); подразделяются на родственные (в 4–5-м поколении) патрилинейные объединения (адрум, тахарубт), состоящие из больших патриархальных семей (ахам, букв. – большой дом). В городах (как в Алжире, так и среди К.-переселенцев во Франции) традиц. отношения старшинства, связанные с институтами адрум и ахам, переносятся на влиятельных соседей, которые в качестве фиктивных «старших братьев» выступают посредниками между рядовыми К. и гос. органами. Система родства бифуркативно-линейного типа. Распространены патрилатеральные ортокузенные браки. В мужской одежде сохранились длинные рубахи, в женской – платья с кокеткой на плечах (хубба, тахуббат). Сохраняются пережитки доисламских земледельч. культов, фольклор. Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг, сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители – в осн. женщины).