Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБИ́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Г. Ланда

КАБИ́ЛЫ (от араб. аль-ка­би­ла – пле­ме­на; са­мо­на­зва­ние ама­зиг – сво­бод­ные лю­ди), бер­бер­ский на­род на се­ве­ре Ал­жи­ра. Жи­вут в осн. в го­рах Джур­джу­ры и Ба­бо­ра (Боль­шая и Ма­лая Ка­би­лия, ис­то­рич. обл. Ка­би­лия), к вос­то­ку от г. Ал­жир. Чис­лен­ность 2,9 млн. чел. (2007, оцен­ка). Со­став­ля­ют око­ло по­ло­ви­ны алж. диа­спо­ры во Фран­ции (676 тыс. чел.), жи­вут так­же в Бель­гии (50 тыс. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (св. 3 тыс. чел.). Об­щая чис­лен­ность 4 млн. чел., по не­ко­то­рым ис­точ­ни­кам – до 6 млн. чел. Го­во­рят на ка­биль­ском язы­ке (таг­би­лт) сев. вет­ви бер­бе­ро-ли­вий­ских язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же франц. и араб. язы­ки. К. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба, есть ка­то­ли­ки.

Портрет кабильской девушки. Художник Ф. А. Бриджман. Кон. 19 в.

Осн. за­ня­тие – зем­ле­де­лие, в т. ч. са­до­вод­ст­во (оли­ва, ин­жир). Силь­на ми­гра­ция в го­ро­да и за пре­де­лы Аф­ри­ки. К. со­став­ля­ют зна­чит. часть алж. бур­жуа­зии, чи­нов­ни­чест­ва, ин­тел­ли­ген­ции. Они ак­тив­но участ­ву­ют в по­ли­тич. жиз­ни Ал­жи­ра; из К. про­ис­хо­дят, в част­но­сти, ли­де­ры ре­во­лю­ции 1954–62 Абан Рам­дан, Хо­син Айт Ах­мед, Му­хам­мед Бу­ди­аф, Бель­ка­сем Крим, Фер­хат Аб­бас, а так­же клас­си­ки нац. лит-ры Му­луд Мам­ме­ри, Ма­лек Хад­дад, Му­луд Фе­ра­ун, на­род­ный по­эт Си Мо­ханд, ху­дож­ник Мха­мед Ис­сиа­хем. По ини­циа­ти­ве К. в 1995 соз­дан объе­ди­няю­щий всех бер­бе­ров Все­мир­ный конг­ресс ама­зи­гов. В Ал­жи­ре су­ще­ст­ву­ет дви­же­ние К. за по­ли­тич. и куль­тур­ные пра­ва («ка­би­лизм», «бер­бер­ское воз­ро­ж­де­ние» – Prin­temps berbère), К. со­став­ля­ют боль­шин­ст­во чле­нов пар­тий Объ­е­ди­не­ние за куль­ту­ру и де­мо­кра­тию, Фронт со­циа­ли­стич. сил и др.

Тра­диц. куль­ту­ра К. ис­сле­до­ва­лась, в ча­ст­но­сти, П. Бур­дье. Тра­диц. по­се­ле­ние обыч­но рас­по­ла­га­ет­ся на вер­ши­не го­ры и име­ет 2 ули­цы: внут­рен­нюю – для жен­щин и внеш­нюю – для муж­чин; тес­но по­став­лен­ные друг к дру­гу до­ма об­ра­ще­ны на­ру­жу глу­хи­ми сте­на­ми. Жи­те­ли по­се­ле­ния (тад­дарт) уп­рав­ля­ют­ся об­щим соб­ра­ни­ем (тад­же­ма­ит; см. Джа­ма­ат), во гла­ве ко­то­ро­го сто­ит вождь (амин, амок­кран); под­раз­де­ля­ют­ся на род­ст­вен­ные (в 4–5-м по­ко­ле­нии) пат­ри­ли­ней­ные объ­е­ди­не­ния (ад­рум, та­ха­рубт), со­стоя­щие из боль­ших пат­ри­ар­халь­ных се­мей (ахам, букв. – боль­шой дом). В го­ро­дах (как в Ал­жи­ре, так и сре­ди К.-пе­ре­се­лен­цев во Фран­ции) тра­диц. от­но­ше­ния стар­шин­ст­ва, свя­зан­ные с ин­сти­ту­та­ми ад­рум и ахам, пе­ре­но­сят­ся на влия­тель­ных со­се­дей, ко­то­рые в ка­чест­ве фик­тив­ных «стар­ших брать­ев» вы­сту­па­ют по­сред­ни­ка­ми меж­ду ря­до­вы­ми К. и гос. ор­га­на­ми. Си­сте­ма род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па. Рас­про­стра­не­ны пат­ри­ла­те­раль­ные ор­то­ку­зен­ные бра­ки. В муж­ской оде­ж­де со­хра­ни­лись длин­ные ру­ба­хи, в жен­ской – пла­тья с ко­кет­кой на пле­чах (хуб­ба, та­хуб­бат). Со­хра­ня­ют­ся пе­ре­жит­ки до­ис­лам­ских зем­ле­дельч. куль­тов, фольк­лор. Пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния древ­ней пись­мен­но­сти ти­фи­наг, со­хра­нив­шей­ся в вы­шив­ках и т. п. (её хра­ни­те­ли – в осн. жен­щи­ны).

Лит.: Bourdieu Р. Sociologie de l’Algérie. P., 1958; Та­ос-Ам­руш М. Вол­шеб­ное зер­но. Сказ­ки, ле­ген­ды и пес­ни бер­бе­ров Ка­би­лии. М., 1974; Yacine Tassadit. Les Kabyles. Éléments pour la compréhension de l’identité berbère en Algérie. P., 1992; Hommes et femmes de Ka­by­lie / Ed. S. Chaker. Aix-de-Provence, 2001–. Vol. 1–; Ан­то­ло­гия бер­бер­ской ли­те­ра­ту­ры (ка­би­лы). М., 2001. Т. 1–2. Ч. 1–4; Ha­no­teau A., Leturneux A. La Kabylie et les coutu­mes ka­byles. P., 2003; Belaїdi N. L’émigra­tion kabyle en France: une chance pour la cul­ture berbère? Dijon, 2003; Сер­ге­ев М. С. Бер­бе­ры Се­вер­ной Аф­ри­ки: прош­лое и на­стоя­щее. М., 2003; Lacoste-Dujardin C. Le Dictionnaire de la culture berbère en Kabylie. P., 2005.

Вернуться к началу