Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАМИ́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 738-739

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Я. Порхомовский

ХАМИ́ТСКИЕ ЯЗЫКИ́, тер­мин, ис­поль­зо­вав­ший­ся в язы­ко­зна­нии с сер. 19 в. для об­ще­го обо­зна­че­ния язы­ков, об­на­ру­жи­ваю­щих оп­ре­де­лён­ное сход­ст­во с се­мит­ски­ми язы­ка­ми, но не вклю­чае­мых в их чис­ло. К Х. я. от­но­си­ли, как пра­ви­ло, древ­не­еги­пет­ский язык, ку­шит­ские язы­ки, бер­бер­ские язы­ки (см. Бер­бе­ро-ли­вий­ские язы­ки), а так­же яз. хау­са и род­ст­вен­ные ему чад­ские язы­ки. Х. я. вме­сте с се­мит­ски­ми объ­е­ди­ня­ли в се­ми­то-ха­мит­скую (ха­ми­то-се­мит­скую) се­мью язы­ков [совр. назв. – аф­ра­зий­ские язы­ки (аф­ро­ази­ат­ские язы­ки)]. Во­про­сы о со­ста­ве груп­пы Х. я. и о при­ро­де се­ми­то-ха­мит­ской общ­но­сти (ге­не­тич. един­ст­во или разл. кон­цеп­ции «сме­шан­ных язы­ков») по-раз­но­му трак­то­ва­лись в ра­бо­тах К. Р. Леп­сиу­са, Ф. Мюл­ле­ра (Ав­ст­рия), Ф. Пре­то­риу­са (Гер­ма­ния), Ж. Э. Ре­на­на, К. Лот­не­ра (Гер­ма­ния), Л. Рай­ни­ша (Ав­ст­рия), К. Брок­кель­ма­на, Д. Вес­тер­ма­на, А. Эр­ма­на, А. Тром­бет­ти, О. Рёсс­ле­ра (Гер­ма­ния) и др. Наи­бо­лее ши­ро­ко ха­мит­ское един­ст­во трак­то­ва­лось в ра­бо­тах К. Майн­хо­фа и его по­сле­до­ва­те­лей, ко­то­рые на ос­но­ва­нии ти­по­ло­гич. кри­те­ри­ев, под­кре­п­лён­ных эт­но­куль­тур­ны­ми и ан­тро­по­ло­гич. ар­гу­мен­та­ми, оши­боч­но от­но­си­ли к Х. я. мн. язы­ки Аф­ри­ки, в т. ч. ряд ни­лот­ских язы­ков, яз. фу­ла, гот­тен­тот­ские язы­ки (см. Кой­сан­ские язы­ки) и др. Эта кон­цеп­ция из­вест­на в аф­ри­ка­ни­сти­ке как «ха­мит­ская тео­рия». Оп­ре­де­ле­ние «ха­мит­ский» ис­поль­зо­ва­лось в со­став­ных на­име­но­ва­ни­ях: ча­до-ха­мит­ские язы­ки (совр. назв. – чад­ские язы­ки), ни­ло-ха­мит­ские язы­ки (совр. назв. – ни­лот­ские язы­ки).

Даль­ней­шие ис­сле­до­ва­ния (М. Ко­эн, Дж. Х. Грин­берг) по­ка­за­ли от­сут­ст­вие осо­бо­го ха­мит­ско­го един­ст­ва в рам­ках аф­ра­зий­ской (се­ми­то-ха­мит­ской) се­мьи, про­ти­во­пос­тав­лен­но­го се­мит­ским язы­кам. С точ­ки зре­ния совр. лин­гвис­ти­ки язы­ки, ра­нее вклю­чав­шие­ся в чис­ло ха­мит­ских, пред­став­ля­ют, на­рав­не с се­мит­ски­ми язы­ка­ми, ряд са­мо­сто­ят. се­мей в со­ста­ве мак­ро­се­мьи аф­ра­зий­ских (се­ми­то-ха­мит­ских) язы­ков. Назв. «Х. я.» бо­лее не упот­реб­ля­ет­ся.

Вернуться к началу