ФУЛА́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУЛА́ (фуль, фулани, фульфульде, пёль, пулар, тукулор), язык народов фульбе. Распространён в Нигерии, Гвинее, Сенегале, Мали, Камеруне, Буркина-Фасо, Нигере и др. странах Зап. и Центр. Африки. Общее число говорящих ок. 15 млн. чел. (2016, оценка). В ряде районов (гл. обр. Камерун, Гвинея) используется как язык межэтнич. общения.
Ф. – один из атлантических языков. Крупнейшие диалекты: западные – фута-торо (Сенегал) и фута-джаллон (Гвинея); центральные – масина (Мали) и вольтийские; восточные – северонигерийские и адамауа (Камерун).
Звуковая система богата смычными (ряды простых, преглоттализованных, преназализованных). Имеется количественное противопоставление звуков [долгота у гласных, геминация (см. Геминаты) у согласных]. При стечении согласных отмечаются регрессивная ассимиляция (с результирующей геминатой, типа đ+t>tt), соноризация предшествующего согласного (b>m, s>y и т. п.), падение ларингалов. Широко представлены морфонологич. чередования. Грамматически особенно важно чередование начальных согласных корня по 3 ступеням: b-/w-/mb-, d-/r-/nd-, j-/y-/nj- и т. п.
Строй Ф. синтетический (см. Синтетизм), сочетающий фузию и агглютинацию. Развита система классов именных (св. 20). Класс выражается в существительном двояко: морфологически – особым суффиксом, морфонологически – определённой ступенью начального согласного корня. Согласование по классу распространяется на местоимение, прилагательное, числительное, причастие и отчасти глагол. Глаголу присущи категории залога (активный, средний, пассивный), вида (совершенный, или перфектив, и несовершенный, или потенциалис), утверждения/отрицания, времени (нейтральное и ретроспективное), наклонения. Особые приоснóвные суффиксы сообщают глаголу дополнит. характеристику (интенсив, симулятив и др.) либо меняют его валентностные свойства (каузатив, реципрок, комитатив и др.). Основной порядок слов «субъект + предикат + объект».
Общей лит. нормы не существует, хотя имеются очаги письм. традиции: в 17–19 вв. использовалась араб. графика (т. н. аджами) для создания на Ф. текстов религ., историографич., бытового содержания. Во 2-й пол. 20 в. получила распространение письменность на основе лат. графики (орфографич. стандарт с 1966). Издаются фольклорные тексты, образцы обрядовой и эпич. поэзии. В некоторых странах (Сенегал и др.) Ф. преподают в школах. На нём выходят теле- и радиопередачи, публикуются книги.