Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЗА́НСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Алпатов

КАЗА́НСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́­ЛА, на­прав­ле­ние рус. язы­ко­зна­ния, сфор­ми­ро­вав­шее­ся в Ка­зан­ском ун-те в 1870–80-е гг. Ос­но­ва­тель К. л. ш. – И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ, ра­бо­тав­ший в Ка­за­ни в 1875–83. К этой шко­ле при­над­ле­жа­ли его уче­ни­ки: Н. В. Кру­шев­ский, В. А. Бо­го­ро­диц­кий, С. К. Бу­лич, И. А. Алек­сан­д­ров и др. Бли­зок к это­му на­прав­ле­нию был В. В. Рад­лов. Осн. идеи К. л. ш. сфор­му­ли­ро­ва­ны Бо­ду­эном де Кур­те­нэ в лек­ци­ях, про­чи­тан­ных им в Ка­зан­ском ун-те, и раз­ви­ты в ра­бо­тах его уче­ни­ков.

Учё­ные К. л. ш., в от­ли­чие от гос­под­ство­вав­ших в то вре­мя в язы­ко­зна­нии ре­кон­ст­рук­ции пра­язы­ков и фи­ло­ло­гич. ана­ли­за па­мят­ни­ков, счи­та­ли при­ори­тет­ным изу­че­ние совр. язы­ков и за­ко­но­мер­но­стей их строя. Язык рас­смат­ри­вал­ся ими в зна­чит. сте­пе­ни как пси­хич. яв­ле­ние. Н. В. Кру­шев­ский ис­сле­до­вал язы­ко­вые яв­ле­ния с ес­теств.-на­уч. по­зи­ций и ука­зы­вал на при­над­леж­ность язы­ко­зна­ния к ес­теств. нау­кам, а за­ко­нов язы­ка к за­ко­нам при­ро­ды. С этим не был со­гла­сен И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ, от­но­сив­ший язы­ко­зна­ние це­ли­ком к нау­кам о че­ло­ве­ке и сбли­жав­ший его не толь­ко с пси­хо­ло­ги­ей, но и с со­цио­ло­ги­ей. Кру­шев­ский в сво­ём гл. тру­де «Очерк нау­ки о язы­ке» (1883) стре­мил­ся вы­явить осн. за­ко­ны язы­ка, в т. ч. ста­ти­че­ские, оп­ре­де­ляю­щие его функ­цио­ни­ро­ва­ние, и ди­на­ми­че­ские, оп­ре­де­ляю­щие его раз­ви­тие. Сре­ди ста­тич. за­ко­нов вы­де­ля­лись, в ча­ст­но­сти, за­кон оди­на­ко­во­го про­из­не­се­ния зву­ков в оди­на­ко­вых ус­ло­ви­ях, за­кон со­че­тае­мо­сти зву­ков. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ли пси­хич. за­ко­ны ас­со­циа­ций по сход­ст­ву и смеж­но­сти, обу­слов­ли­ваю­щие функ­цио­ни­ро­ва­ние язы­ка как сис­те­мы: вся­кое сло­во ас­со­ции­ру­ет­ся как с по­хо­жи­ми на не­го сло­ва­ми (грам­ма­тич. фор­мы то­го же сло­ва, од­но­ко­рен­ные сло­ва), так и со сло­ва­ми, всту­паю­щи­ми с ним в син­так­сич. свя­зи.

И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к вы­де­ле­нию все­об­щих за­ко­нов язы­ка, но так­же стре­мил­ся вы­явить осн. свой­ст­ва язы­ка как сис­те­мы. Он стро­го раз­гра­ни­чи­вал язы­ко­вую ста­ти­ку и ди­на­ми­ку, ука­зы­вая, что «в язы­ке, как и во­об­ще в при­ро­де, всё жи­вёт. Всё дви­жет­ся, всё из­ме­ня­ет­ся. Спо­кой­ст­вие, ос­та­нов­ка, за­стой – яв­ле­ние ка­жу­щее­ся; это ча­ст­ный слу­чай дви­же­ния при ус­ло­вии ми­ни­маль­ных из­ме­не­ний. Ста­ти­ка язы­ка есть толь­ко ча­ст­ный слу­чай его ди­на­ми­ки». Этим идеи К. л. ш. от­ли­ча­лись от вы­ска­зан­ных позд­нее идей Ф. де Сос­сю­ра, счи­тав­ше­го син­хрон­ный (ста­ти­че­ский) и ди­а­хрон­ный (ди­на­ми­че­ский) под­хо­ды аб­со­лют­но не­со­вмес­ти­мы­ми. Од­на­ко чис­то ста­тич. изу­че­ние язы­ков К. л. ш. при­зна­ва­ла пра­во­мер­ным, и имен­но здесь её влия­ние на ми­ро­вое язы­ко­зна­ние ока­за­лось наи­бо­лее зна­чи­тель­ным.

Гл. вкла­дом К. л. ш. в нау­ку о язы­ке ока­за­лись по­ня­тия фо­не­мы и мор­фе­мы, раз­ра­бо­тан­ные И. А. Бо­ду­эном де Кур­те­нэ в ка­зан­ский пе­ри­од дея­тель­но­сти в тес­ном со­труд­ни­че­ст­ве с уче­ни­ка­ми, осо­бен­но с Н. В. Кру­шев­ским. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ раз­гра­ни­чил 2 дис­ци­п­ли­ны, изу­чаю­щие зву­ко­вую сто­ро­ну язы­ка: ан­тро­по­фо­ни­ку, ис­сле­дую­щую зву­ки с аку­стич. и фи­зио­ло­гич. сто­ро­ны, и пси­хо­фо­не­ти­ку, за­ни­маю­щую­ся «фо­на­ци­он­ны­ми пред­став­ле­ния­ми» в че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке (по­след­нюю дис­ци­п­ли­ну ста­ли впо­след­ст­вии на­зы­вать фо­но­ло­ги­ей). Фо­не­ма им по­ни­ма­лась как ми­ним. еди­ни­ца пси­хо­фо­не­ти­ки, «еди­ное, не­пре­хо­дя­щее пред­став­ле­ние зву­ков язы­ка». Тем са­мым бес­ко­неч­ное мно­же­ст­во зву­ков ре­чи ока­зы­ва­лось воз­мож­ным све­сти к ог­ра­ни­чен­но­му ко­ли­че­ст­ву соб­ст­вен­но язы­ко­вых еди­ниц – фо­нем. Учё­ные по­сле­дую­щих по­ко­ле­ний, со­хра­нив по­ня­тие фо­не­мы, от­ка­за­лись от её пси­хо­ло­гич. оп­ре­де­ле­ний. Пред­ста­ви­те­ли К. л. ш. так­же за­ни­ма­лись изу­че­ни­ем и клас­си­фи­ка­ци­ей че­ре­до­ва­ний (Бо­ду­эн де Кур­те­нэ, Кру­шев­ский), экс­пе­рим. фо­не­ти­кой (В. А. Бо­го­ро­диц­кий, ос­но­вав­ший в Ка­за­ни пер­вую в Рос­сии фо­не­тич. ла­бо­ра­то­рию).

Мор­фе­му И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ так­же по­ни­мал как пси­хич. еди­ни­цу – «часть сло­ва, об­ла­даю­щую са­мо­стоя­тель­ной пси­хи­че­ской жиз­нью и да­лее не­де­ли­мую с этой точ­ки зре­ния». От по­доб­но­го пси­хо­ло­гиз­ма нау­ка за­тем от­ка­за­лась, од­на­ко обоб­щаю­щее по­ня­тие для ми­ним. зна­чи­мой еди­ни­цы язы­ка, ра­нее от­сут­ст­во­вав­шее (хо­тя су­ще­ст­во­ва­ли тер­ми­ны для ча­ст­ных слу­ча­ев мор­фем: ко­рень, аф­фикс и др.), ока­за­лось очень важ­ным. Во мн. на­прав­ле­ни­ях лин­гвис­ти­ки 20 в. мор­фе­ма ста­ла гл. зна­чи­мой еди­ни­цей язы­ка, бо­лее важ­ной, чем сло­во. Пред­ста­ви­те­ли К. л. ш. мно­го за­ни­ма­лись мор­фем­ным ана­ли­зом, в т. ч. в ис­то­рич. пла­не: В. А. Бо­го­ро­диц­ко­му при­над­ле­жит при­ори­тет в изу­че­нии из­ме­не­ний мор­фем­ной струк­ту­ры слов (яв­ле­ния оп­ро­ще­ния и пе­ре­раз­ло­же­ния).

Учё­ные К. л. ш. за­ни­ма­лись и изу­че­ни­ем кон­крет­ных язы­ков: рус­ско­го (И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ, В. А. Бо­го­ро­диц­кий), поль­ско­го и серб­ско­хор­ват­ско­го (Бо­ду­эн де Кур­те­нэ), тюрк­ских (Бо­го­ро­диц­кий, В. В. Рад­лов). У Н. В. Кру­шев­ско­го есть ра­бо­ты по ин­до­ев­ро­пеи­сти­ке.

Ак­тив­ный пе­ри­од дея­тель­но­сти К. л. ш. про­дол­жал­ся все­го ок. 10 лет. По­сле отъ­ез­да И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ из Ка­за­ни и смер­ти Н. В. Кру­шев­ско­го един­ст­вен­ным её вид­ным пред­ста­ви­те­лем там ос­тал­ся В. А. Бо­го­ро­диц­кий, про­дол­жав­ший ра­бо­тать в Ка­зан­ском ун-те ещё бо­лее по­лу­ве­ка, од­на­ко его дея­тель­ность не на­шла про­дол­же­ния. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ, пре­по­да­вав­ший в С.-Пе­тер­бур­ге – Пет­ро­гра­де в 1900–18, ос­но­вал дру­гую – петер­бург­скую (ле­нин­град­скую) шко­лу­, в ко­то­рую вхо­ди­ли Л. В. Щер­ба, Е. Д. По­ли­ва­нов, Л. П. Яку­бин­ский и др.

Лит.: Бо­го­ро­диц­кий В. А. Ка­зан­ская лин­гвис­ти­че­ская шко­ла (1875–1939) // Тру­ды Мо­с­ков­ско­го ин­сти­ту­та ис­то­рии, фи­ло­со­фии и ли­те­ра­ту­ры. 1939. Т. 5; И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ. (К 30-ле­тию со дня смер­ти.). М., 1960; Бо­ду­эн де Кур­те­нэ И. А. Н. Кру­шев­ский, его жизнь и на­уч­ные тру­ды // Бо­ду­эн де Кур­те­нэ И. А. Из­бран­ные тру­ды по об­ще­му язы­ко­зна­нию. М., 1963. Т. 1; Хре­сто­ма­тия по исто­рии рус­ско­го язы­ко­зна­ния / Сост. Ф. М. Бе­ре­зин. М., 1973; Ша­рад­зе­нид­зе Т. С. Лин­гвис­ти­че­ская тео­рия И. А. Бо­ду­эна де Кур­те­нэ и ее ме­сто в язы­ко­зна­нии XIX–XX вв. М., 1980; Кру­шев­ский Н. В. Из­бран­ные ра­бо­ты по язы­ко­зна­нию. М., 1998.

Вернуться к началу