КАЗА́НСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЗА́НСКАЯ ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, направление рус. языкознания, сформировавшееся в Казанском ун-те в 1870–80-е гг. Основатель К. л. ш. – И. А. Бодуэн де Куртенэ, работавший в Казани в 1875–83. К этой школе принадлежали его ученики: Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий, С. К. Булич, И. А. Александров и др. Близок к этому направлению был В. В. Радлов. Осн. идеи К. л. ш. сформулированы Бодуэном де Куртенэ в лекциях, прочитанных им в Казанском ун-те, и развиты в работах его учеников.
Учёные К. л. ш., в отличие от господствовавших в то время в языкознании реконструкции праязыков и филологич. анализа памятников, считали приоритетным изучение совр. языков и закономерностей их строя. Язык рассматривался ими в значит. степени как психич. явление. Н. В. Крушевский исследовал языковые явления с естеств.-науч. позиций и указывал на принадлежность языкознания к естеств. наукам, а законов языка к законам природы. С этим не был согласен И. А. Бодуэн де Куртенэ, относивший языкознание целиком к наукам о человеке и сближавший его не только с психологией, но и с социологией. Крушевский в своём гл. труде «Очерк науки о языке» (1883) стремился выявить осн. законы языка, в т. ч. статические, определяющие его функционирование, и динамические, определяющие его развитие. Среди статич. законов выделялись, в частности, закон одинакового произнесения звуков в одинаковых условиях, закон сочетаемости звуков. Особое место занимали психич. законы ассоциаций по сходству и смежности, обусловливающие функционирование языка как системы: всякое слово ассоциируется как с похожими на него словами (грамматич. формы того же слова, однокоренные слова), так и со словами, вступающими с ним в синтаксич. связи.
И. А. Бодуэн де Куртенэ отрицательно относился к выделению всеобщих законов языка, но также стремился выявить осн. свойства языка как системы. Он строго разграничивал языковую статику и динамику, указывая, что «в языке, как и вообще в природе, всё живёт. Всё движется, всё изменяется. Спокойствие, остановка, застой – явление кажущееся; это частный случай движения при условии минимальных изменений. Статика языка есть только частный случай его динамики». Этим идеи К. л. ш. отличались от высказанных позднее идей Ф. де Соссюра, считавшего синхронный (статический) и диахронный (динамический) подходы абсолютно несовместимыми. Однако чисто статич. изучение языков К. л. ш. признавала правомерным, и именно здесь её влияние на мировое языкознание оказалось наиболее значительным.
Гл. вкладом К. л. ш. в науку о языке оказались понятия фонемы и морфемы, разработанные И. А. Бодуэном де Куртенэ в казанский период деятельности в тесном сотрудничестве с учениками, особенно с Н. В. Крушевским. Бодуэн де Куртенэ разграничил 2 дисциплины, изучающие звуковую сторону языка: антропофонику, исследующую звуки с акустич. и физиологич. стороны, и психофонетику, занимающуюся «фонационными представлениями» в человеческой психике (последнюю дисциплину стали впоследствии называть фонологией). Фонема им понималась как миним. единица психофонетики, «единое, непреходящее представление звуков языка». Тем самым бесконечное множество звуков речи оказывалось возможным свести к ограниченному количеству собственно языковых единиц – фонем. Учёные последующих поколений, сохранив понятие фонемы, отказались от её психологич. определений. Представители К. л. ш. также занимались изучением и классификацией чередований (Бодуэн де Куртенэ, Крушевский), эксперим. фонетикой (В. А. Богородицкий, основавший в Казани первую в России фонетич. лабораторию).
Морфему И. А. Бодуэн де Куртенэ также понимал как психич. единицу – «часть слова, обладающую самостоятельной психической жизнью и далее неделимую с этой точки зрения». От подобного психологизма наука затем отказалась, однако обобщающее понятие для миним. значимой единицы языка, ранее отсутствовавшее (хотя существовали термины для частных случаев морфем: корень, аффикс и др.), оказалось очень важным. Во мн. направлениях лингвистики 20 в. морфема стала гл. значимой единицей языка, более важной, чем слово. Представители К. л. ш. много занимались морфемным анализом, в т. ч. в историч. плане: В. А. Богородицкому принадлежит приоритет в изучении изменений морфемной структуры слов (явления опрощения и переразложения).
Учёные К. л. ш. занимались и изучением конкретных языков: русского (И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Богородицкий), польского и сербскохорватского (Бодуэн де Куртенэ), тюркских (Богородицкий, В. В. Радлов). У Н. В. Крушевского есть работы по индоевропеистике.
Активный период деятельности К. л. ш. продолжался всего ок. 10 лет. После отъезда И. А. Бодуэна де Куртенэ из Казани и смерти Н. В. Крушевского единственным её видным представителем там остался В. А. Богородицкий, продолжавший работать в Казанском ун-те ещё более полувека, однако его деятельность не нашла продолжения. Бодуэн де Куртенэ, преподававший в С.-Петербурге – Петрограде в 1900–18, основал другую – петербургскую (ленинградскую) школу, в которую входили Л. В. Щерба, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский и др.