Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОСПРИЯ́ТИЕ РЕ́ЧИ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 741

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Б. Касевич

ВОСПРИЯ́ТИЕ РЕ́ЧИ, один из ос­нов­ных функ­цио­наль­ных ти­пов ре­че­вой дея­тель­но­сти (на­ря­ду с по­ро­ж­де­ни­ем ре­чи) – со­во­куп­ность про­цес­сов, ис­ход­ный пункт ко­то­рых – об­на­ру­же­ние аку­стич. ре­че­во­го сиг­на­ла (или его гра­фич. эк­ви­ва­лен­та), а ко­неч­ный – фор­ми­ро­ва­ние струк­ту­ры, под­даю­щей­ся ин­тер­пре­та­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем средств кон­крет­но­го язы­ка. Напр., ес­ли но­си­тель рус. яз. ин­тер­пре­ти­ро­вал по­ро­ж­дён­ную кем-ли­бо аку­стич. по­сле­до­ва­тель­ность, со­стоя­щую из крат­ко­го от­рез­ка вы­со­ко­час­тот­но­го шу­ма и несколько бо­лее про­дол­жи­тель­но­го от­рез­ка то­на с кон­цен­тра­ци­ей энер­гии в цен­траль­ном уча­ст­ке спек­тра (и не­ко­то­ры­ми др. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми), в ка­че­ст­ве сло­га «-са-», то акт В. р. со­сто­ял­ся. В. р. не эк­ви­ва­лент­но её по­ни­ма­нию, ва­жен сам пе­ре­ход от аку­стич. кар­ти­ны (аку­стич. со­бы­тий) к её ин­тер­пре­та­ции сред­ст­ва­ми то­го или ино­го язы­ка.

На­чаль­ный этап В. р. за­клю­ча­ет­ся в том, что слу­хо­вой ана­ли­за­тор слу­шаю­ще­го из­вле­ка­ет из аку­стич. сиг­на­ла го­во­ря­ще­го при­зна­ки, по­лез­ные для пе­ре­хо­да от аку­стич. кар­ти­ны к не­ко­то­ро­му сим­воль­но­му пред­став­ле­нию. К чис­лу та­ких при­зна­ков при­над­ле­жат дли­тель­ность от­рез­ков зву­ча­ния, ха­рак­тер фор­мант (об­лас­тей уси­ле­ния час­тот в аку­стич. спек­тре), час­то­та осн. то­на го­ло­са, её из­ме­не­ния, ско­рость из­ме­не­ний и т. п. Ис­сле­дуя со­от­вет­ст­вую­щие аку­стич. па­ра­мет­ры ре­че­во­го сиг­на­ла, слу­шаю­щий фор­ми­ру­ет его субъ­ек­тив­ное пред­став­ле­ние (об­раз).

В па­мя­ти че­ло­ве­ка хра­нят­ся пер­цеп­тив­ные эта­ло­ны – эта­лон­ные ком­плекс­ные об­ра­зы со­во­куп­но­стей этих по­лез­ных при­зна­ков. Слу­шаю­щий сли­ча­ет на­бор при­зна­ков, ко­то­рые он об­нару­жи­ва­ет в ре­чи, с пер­цеп­тив­ны­ми эта­ло­на­ми.

В ос­но­ве оп­ре­де­ле­ния по­лез­ных при­зна­ков ле­жат вро­ж­дён­ные спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, не за­ви­ся­щие су­ще­ст­вен­но от его по­ло­вой, эт­нич., язы­ко­вой при­над­леж­но­сти, од­на­ко фор­ми­ро­ва­ние пер­цеп­тив­ных эта­ло­нов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в пе­ри­од ран­не­го раз­ви­тия ре­бён­ка под влия­ни­ем его язы­ко­вой (ре­че­вой) сре­ды. По­это­му фи­зи­че­ски (аку­сти­че­ски) то­ж­де­ст­вен­ные зву­ки ре­чи но­си­те­ли раз­ных язы­ков вос­при­ни­ма­ют по-раз­но­му; напр., т. н. от­кры­тый и за­кры­тый э-об­раз­ные глас­ные для но­си­те­ля рус. яз. – один и тот же звук (од­на и та же фо­нема), а для но­си­те­лей фран­цуз­ско­го или не­мец­ко­го – раз­ные (для но­си­те­лей кхмер­ско­го яз. раз­ли­ча­ют­ся 3 раз­ных э-об­раз­ных глас­ных в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни от­кры­то­сти/за­кры­то­сти).

От­но­си­тель­но не­боль­шая часть уча­ст­ков зву­ча­щей ре­чи ана­ли­зи­ру­ет­ся слу­шаю­щим с ис­поль­зо­ва­ни­ем всех дос­туп­ных по­лез­ных при­зна­ков аку­стич. сиг­на­ла и ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся в ка­че­ст­ве тех или иных глас­ных или со­глас­ных; всё ос­таль­ное – это ре­зуль­тат встреч­ной актив­но­сти слу­шаю­ще­го, ко­то­рый «до­страи­ва­ет» до це­ло­го (обыч­но до сло­ва) тот фраг­мент, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в вос­при­ятии бла­го­да­ря не­по­сред­ст­вен­но­му ана­ли­зу аку­стич. при­зна­ков, об­на­ру­жи­вае­мых в ре­чи.

Класс слов, ото­бран­ных слу­шаю­щим по сход­ст­ву ин­тер­пре­ти­ро­ван­ных зву­ко­вых уча­ст­ков, обыч­но на­чаль­ных, при­ня­то, вслед за англ. лин­гвис­том У. Марс­лен-Виль­со­ном, на­зы­вать ко­гор­той. Слу­шаю­щий осу­ще­ст­в­ля­ет вы­бор в рам­ках ко­гор­ты (со­кра­ща­ет ко­гор­ту): от­сеи­ва­ет те её чле­ны, ко­то­рые пло­хо со­гла­су­ют­ся с кон­тек­стом, об­ла­да­ют низ­кой час­тот­но­стью, не со­от­вет­ст­ву­ют ожи­да­ни­ям слу­шаю­ще­го и т. п. На ран­нем эта­пе (воз­мож­но, од­но­вре­мен­но с оп­ре­де­ле­ни­ем на­ча­ла сло­ва) ис­поль­зу­ют­ся при­зна­ки сло­ва как це­ло­го: ак­цент­ный кон­тур (т. е. чис­ло сло­гов и ме­сто уда­ре­ния), тип син­гар­мо­низ­ма и т. п. В ко­неч­ном ре­зуль­та­те объ­ём ко­гор­ты дол­жен быть со­кра­щён до еди­ни­цы. Для слов, от­сут­ст­вую­щих в сло­ва­ре, вос­при­ятие ме­то­дом ко­гор­ты не­воз­мож­но.

Все про­цес­сы В. р. обыч­но про­те­ка­ют на под­соз­на­тель­ном уров­не и ха­рак­те­ри­зу­ют­ся очень вы­со­кой ско­ро­стью реа­ли­за­ции.

Су­ще­ст­ву­ют мно­го­числ. ра­бо­ты по ав­то­ма­тич. рас­по­зна­ва­нию ре­чи, но их ре­зуль­та­ты от­но­си­тель­но скром­ны. По­сколь­ку в про­цес­сах В. р. у че­ло­ве­ка боль­шую роль иг­ра­ют раз­но­го ро­да эв­ри­сти­ки – «до­гад­ки», ос­но­ван­ные на зна­нии те­мы вос­при­ни­мае­мо­го со­об­ще­ния, лич­но­сти го­во­ря­ще­го и т. п., за­да­ча пол­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния В. р. ап­па­рат­но-про­грамм­ны­ми сред­ст­ва­ми смы­ка­ет­ся с за­да­чей мо­де­ли­ро­ва­ния ис­кусств. ин­тел­лек­та.

Лит.: Речь: Ар­ти­ку­ля­ция и вос­при­ятие. М.; Л., 1965; Фи­зио­ло­гия ре­чи. Вос­при­ятие ре­чи че­ло­ве­ком. Л., 1976; Perception and producti­on of fluent speech / Ed. R. A. Cole. Hills­dale, 1980; Massaro D. Speech perception by ear and eye: a paradigm for psycho­lo­gical enquiry. Hillsdale, 1987; Га­лу­нов В. И., Ро­дио­нов В. Д. Мо­де­ли­ро­ва­ние про­цес­сов пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции в зву­ко­вом диа­па­зо­не. Л., 1988; Cog­nitive models of speech processing: Psycho­lin­guistic and computational perspectives / Ed. G. T. Altmann. Camb., 1990; Штерн А. С. Пер­цеп­тив­ный ас­пект ре­че­вой дея­тель­но­сти. Л., 1990; Мур­зин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его вос­при­ятие. Сверд­ловск, 1991; Вен­цов А. В., Ка­се­вич В. Б. Про­бле­мы вос­при­ятия ре­чи. 2-е изд. СПб., 2003; The hand­book of speech perception / Ed. D. B. Pi­soni, R. E. Remez. Oxf., 2005.

Вернуться к началу