ВОСПРИЯ́ТИЕ РЕ́ЧИ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОСПРИЯ́ТИЕ РЕ́ЧИ, один из основных функциональных типов речевой деятельности (наряду с порождением речи) – совокупность процессов, исходный пункт которых – обнаружение акустич. речевого сигнала (или его графич. эквивалента), а конечный – формирование структуры, поддающейся интерпретации с использованием средств конкретного языка. Напр., если носитель рус. яз. интерпретировал порождённую кем-либо акустич. последовательность, состоящую из краткого отрезка высокочастотного шума и несколько более продолжительного отрезка тона с концентрацией энергии в центральном участке спектра (и некоторыми др. характеристиками), в качестве слога «-са-», то акт В. р. состоялся. В. р. не эквивалентно её пониманию, важен сам переход от акустич. картины (акустич. событий) к её интерпретации средствами того или иного языка.
Начальный этап В. р. заключается в том, что слуховой анализатор слушающего извлекает из акустич. сигнала говорящего признаки, полезные для перехода от акустич. картины к некоторому символьному представлению. К числу таких признаков принадлежат длительность отрезков звучания, характер формант (областей усиления частот в акустич. спектре), частота осн. тона голоса, её изменения, скорость изменений и т. п. Исследуя соответствующие акустич. параметры речевого сигнала, слушающий формирует его субъективное представление (образ).
В памяти человека хранятся перцептивные эталоны – эталонные комплексные образы совокупностей этих полезных признаков. Слушающий сличает набор признаков, которые он обнаруживает в речи, с перцептивными эталонами.
В основе определения полезных признаков лежат врождённые способности человека, не зависящие существенно от его половой, этнич., языковой принадлежности, однако формирование перцептивных эталонов осуществляется в период раннего развития ребёнка под влиянием его языковой (речевой) среды. Поэтому физически (акустически) тождественные звуки речи носители разных языков воспринимают по-разному; напр., т. н. открытый и закрытый э-образные гласные для носителя рус. яз. – один и тот же звук (одна и та же фонема), а для носителей французского или немецкого – разные (для носителей кхмерского яз. различаются 3 разных э-образных гласных в зависимости от степени открытости/закрытости).
Относительно небольшая часть участков звучащей речи анализируется слушающим с использованием всех доступных полезных признаков акустич. сигнала и интерпретируется в качестве тех или иных гласных или согласных; всё остальное – это результат встречной активности слушающего, который «достраивает» до целого (обычно до слова) тот фрагмент, который возникает в восприятии благодаря непосредственному анализу акустич. признаков, обнаруживаемых в речи.
Класс слов, отобранных слушающим по сходству интерпретированных звуковых участков, обычно начальных, принято, вслед за англ. лингвистом У. Марслен-Вильсоном, называть когортой. Слушающий осуществляет выбор в рамках когорты (сокращает когорту): отсеивает те её члены, которые плохо согласуются с контекстом, обладают низкой частотностью, не соответствуют ожиданиям слушающего и т. п. На раннем этапе (возможно, одновременно с определением начала слова) используются признаки слова как целого: акцентный контур (т. е. число слогов и место ударения), тип сингармонизма и т. п. В конечном результате объём когорты должен быть сокращён до единицы. Для слов, отсутствующих в словаре, восприятие методом когорты невозможно.
Все процессы В. р. обычно протекают на подсознательном уровне и характеризуются очень высокой скоростью реализации.
Существуют многочисл. работы по автоматич. распознаванию речи, но их результаты относительно скромны. Поскольку в процессах В. р. у человека большую роль играют разного рода эвристики – «догадки», основанные на знании темы воспринимаемого сообщения, личности говорящего и т. п., задача полного моделирования В. р. аппаратно-программными средствами смыкается с задачей моделирования искусств. интеллекта.