РЕЧЕВА́Я АКУ́СТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕЧЕВА́Я АКУ́СТИКА, раздел общей акустики, изучающий структуры речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи у человека и связанный с разработкой систем автоматич. распознавания и синтеза речи.
Процесс речеобразования акустически состоит из двух относительно независимых этапов. 1-й этап – это возникновение звука в артикуляторном тракте (см. Органы речи, Артикуляция). Он может реализоваться: 1) путём периодич. модуляции голосовыми складками возд. потока, подаваемого из лёгких (голосовой источник возбуждения звука); 2) генерацией шума турбулентными завихрениями также возд. потока в сужениях речеобразующего аппарата (шумовой источник); 3) возбуждением звука путём скачкообразного изменения давления воздуха при резком раскрытии смычки в артикуляторном тракте [импульсный (взрывной) источник]. 2-й этап – формирование частотного состава возбуждённого звука в речеобразующем тракте (представляющем собой акустич. фильтр, образованный активными и пассивными артикуляторными органами) и излучение сформиров. звука в пространство через рот и нос.
В зависимости от типа источника возбуждения звуки речи относятся к пяти классам: 1) голосовой источник – гласные и сонорные; 2) шумовой – глухие щелевые и аффрикаты; 3) импульсный – глухие взрывные; 4) голосовой совм. с шумовым – звонкие щелевые и аффрикаты; 5) голосовой совм. с импульсным – звонкие взрывные. При работе голосового источника спектр (частотный состав) звука носит дискретный (гармонический) характер. Самая низкая составляющая, соответствующая частоте смыкания – размыкания голосовых складок, называется основным тоном Fo. Частоты остальных дискретных составляющих голосовых звуков получаются умножением Fo на целые числа и называются гармониками осн. тона, интенсивность их падает с увеличением частоты. Шумовой и импульсный источники дают спектр сплошного вида.
В речеобразующем тракте усиливаются или подавляются отд. составляющие возбуждённого звука. При этом формируется акустич. различие отд. речевых сегментов – фонем. Классич. теория предполагает независимость работы механизмов возбуждения звука и резонансно-фильтрового формирования его фонеморазличит. облика. Резонансы, служащие для усиления спектральных составляющих излучаемого звука, называются формантами, служащие для подавления (что характерно для носовых и назализованных звуков) – антиформантами. Обычно при аппаратурном анализе речевых сигналов за форманты принимаются выраженные максимумы в амплитудно-частотном спектре. Гласные звуки отличаются от сонорных, имеющих тот же гармонич. характер спектра, большей интенсивностью (благодаря более широкому раскрытию артикуляторного тракта). Как для гласных, так и для согласных характерно также противопоставление компактных и диффузных звуков по признаку большей или меньшей концентрации энергии в к.-л. участке спектра. Более тонкие различия звуков определяются конкретным положением формант или полос шумовых составляющих спектра, а также соотношением интенсивности спектральных составляющих звука.
В слитной речи реализуется непрерывный переход от одного типа артикуляции к другому, что приводит к непрерывному изменению акустич. картины. Выделяются стационарные (устойчивые) и переходные участки артикуляции. Последние характеризуют взаимодействие типов артикуляции и являются источником дополнит. информации о фонемах, взаимодействующих в потоке речи. В ряде случаев в потоке речи «стационарные» участки, характерные для изолиров. произношения речевых звуков, могут вырождаться вплоть до полного исчезновения.
Высказывание в целом характеризуется также просодич. структурой (см. Просодия), которая акустически проявляется в виде изменения частоты осн. тона во времени, и изменением длительности и интенсивности сегментов.
Процесс восприятия акустич. характеристик речи организован достаточно сложно. Это связано с необходимостью обеспечения помехоустойчивости процесса речевой коммуникации. Форманты, как различит. признаки конкретных фонем, воспринимаются только при появлении в строго определённых (эталонных) местах. Помимо формант, используются и др. спектральные признаки и характеристики акустич. переходов.
Основы Р. к. заложены Г. Л. Ф. Гельмгольцем в 1870. Совр. варианты расчёта акустич. характеристик речи сформулировал Г. Фант.