СУРДОПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУРДОПЕДАГО́ГИКА (от лат. surdus – глухой и педагогика), наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов дефектологии. Первые высказывания о возможности обучения глухих детей встречаются уже в сочинениях Аристотеля. В 16 в. о возможности усвоения речи с помощью её письм. формы упоминал итал. математик и врач Дж. Кардано, в это же время в Испании предпринимались попытки обучения детей письменной и устной речи с использованием дактилологии. В 1620 в Мадриде опубликован первый методич. труд, посвящённый обучению глухих детей (Бонет X. П. «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить»). К 18 в. сложились две методич. системы обучения. За основу одной был принят мимический (мимико-жестикулярный) язык. Окончательно эта система оформилась в первом в мире училище для глухих – Парижском нац. ин-те, учреждённом в 1770 Ш. M. де Эпе. В основу др. системы (т. н. устного метода) нем. сурдопедагога С. Гейнике положена работа над произношением.
На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми) осуществлялось с 11 в. гл. обр. в монастырских приютах. С кон. 18 в. в системе обществ. призрения организовывались разнообразные учреждения (сиротские дома, госпитали, воспитат. дома и др.), в которых глухие дети обучались в особых группах. В России первые спец. учреждения для глухих детей открыты в нач. 19 в. (Павловск, 1806; С.-Петербург, 1810; Москва, 1834). На рубеже 19–20 вв. сложилась отеч. система обучения детей с недостатками слуха. Сурдопедагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцов, П. Д. Енько, И. Я. Селезнёв, А. Ф. Остроградский, H. M. Лаговский, Ф. А. Рау, Н. А. Рау (см. Рау) и др. акцентировали внимание на проблеме формирования словесной (в т. ч. устной) речи.
В 1950-е гг. разработаны принципы дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис и др.), проведены исследования по изучению остаточного слуха и его роли в обучении детей устной речи (Ф. Ф. Рау, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков). Работы С. А. Зыкова и Л. А. Новиковой показали огромное компенсаторное значение сохранного двигательного анализатора в виде мышечного чувства руки при пользовании дактилологией. Разработаны коммуникативная система обучения глухих детей языку, методика обучения произношению с использованием сокр. системы фонем и др. В 1960-е гг. под рук. Зыкова разработана дидактич. система обучения глухих детей с опорой на предметно-практич. деятельность. В 1970-е гг. исследовались проблемы развития остаточной слуховой функции в целях совершенствования процесса восприятия устной речи и её воспроизведения (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичёва, Н. Ф. Слезина). С 1990-х гг. ведутся исследования по использованию компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями слуха. Создана оригинальная система обучения языку слабослышащих детей (К. Г. Коровин, А. Г. Зикеев и др.).
Первое дошкольное учреждение для глухих детей в России создано Н. А. и Ф. А. Рау в 1900. В 1930-е гг. открыты ясли для детей с нарушениями слуха (Е. Ф. Рау). В 1950–60-е гг. разработана и внедрена в практику система формирования словесной речи глухих дошкольников (Б. Д. Корсунская), создана первая гос. программа их воспитания и обучения (1964). С 1990-х гг. особое внимание уделяется коррекционной помощи неслышащим детям и их семьям с первых месяцев жизни.