Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУРДОПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 443-444

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин

СУРДОПЕДАГО́ГИКА (от лат. surdus – глу­хой и пе­да­го­ги­ка), нау­ка о вос­пи­та­нии, об­ра­зо­ва­нии и обу­че­нии де­тей с на­ру­ше­ния­ми слу­ха (глу­хих, сла­бо­слы­ша­щих, позд­но­ог­лох­ших); один из раз­де­лов де­фек­то­ло­гии. Пер­вые вы­ска­зы­ва­ния о воз­мож­но­сти обу­че­ния глу­хих де­тей встре­ча­ют­ся уже в со­чи­не­ни­ях Ари­сто­те­ля. В 16 в. о воз­мож­но­сти ус­вое­ния ре­чи с по­мо­щью её письм. фор­мы упо­ми­нал итал. ма­те­ма­тик и врач Дж. Кар­да­но, в это же вре­мя в Ис­па­нии пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки обу­че­ния де­тей пись­мен­ной и уст­ной ре­чи с ис­поль­зо­ва­ни­ем дак­ти­ло­ло­гии. В 1620 в Мад­ри­де опуб­ли­ко­ван пер­вый ме­то­дич. труд, по­свя­щён­ный обу­че­нию глу­хих де­тей (Бо­нет X. П. «О при­ро­де зву­ков и ис­кус­ст­ве нау­чить глу­хо­не­мо­го го­во­рить»). К 18 в. сло­жи­лись две ме­то­дич. сис­те­мы обу­че­ния. За ос­но­ву од­ной был при­нят ми­ми­че­ский (ми­ми­ко-жес­ти­ку­ляр­ный) язык. Окон­ча­тель­но эта сис­те­ма офор­ми­лась в пер­вом в ми­ре учи­ли­ще для глу­хих – Па­риж­ском нац. ин-те, уч­ре­ж­дён­ном в 1770 Ш. M. де Эпе. В ос­но­ву др. сис­темы (т. н. уст­но­го ме­то­да) нем. сур­до­пе­да­го­га С. Гей­ни­ке по­ло­же­на ра­бо­та над про­из­но­ше­ни­ем.

На Ру­си вос­пи­та­ние глу­хих де­тей (вме­сте со здо­ро­вы­ми) осу­ще­ст­в­ля­лось с 11 в. гл. обр. в мо­на­стыр­ских при­ютах. С кон. 18 в. в сис­те­ме об­ществ. при­зре­ния ор­га­ни­зо­вы­ва­лись раз­но­об­раз­ные уч­ре­ж­де­ния (си­рот­ские до­ма, гос­пи­та­ли, вос­пи­тат. до­ма и др.), в ко­то­рых глу­хие де­ти обу­ча­лись в осо­бых груп­пах. В Рос­сии пер­вые спец. уч­ре­ж­де­ния для глу­хих де­тей от­кры­ты в нач. 19 в. (Пав­ловск, 1806; С.-Пе­тер­бург, 1810; Мо­ск­ва, 1834). На ру­бе­же 19–20 вв. сло­жи­лась отеч. сис­те­ма обу­че­ния де­тей с не­дос­тат­ка­ми слу­ха. Сур­до­пе­да­го­ги В. И. Фле­ри, Г. А. Гур­цов, П. Д. Ень­ко, И. Я. Се­лез­нёв, А. Ф. Ост­ро­град­ский, H. M. Ла­гов­ский, Ф. А. Рау, Н. А. Рау (см. Рау) и др. ак­цен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние на про­бле­ме фор­ми­ро­ва­ния сло­вес­ной (в т. ч. уст­ной) ре­чи.

В 1950-е гг. раз­ра­бо­та­ны прин­ци­пы диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го обу­че­ния де­тей с на­ру­ше­ния­ми слу­ха (Р. М. Бос­кис и др.), про­ве­де­ны ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию ос­та­точ­но­го слу­ха и его ро­ли в обу­че­нии де­тей уст­ной ре­чи (Ф. Ф. Рау, Л. В. Ней­ман, В. И. Бель­тю­ков). Ра­бо­ты С. А. Зы­ко­ва и Л. А. Но­ви­ко­вой по­ка­за­ли ог­ром­ное ком­пен­са­тор­ное зна­че­ние со­хран­но­го дви­га­тель­но­го ана­ли­за­то­ра в ви­де мы­шеч­но­го чув­ст­ва ру­ки при поль­зо­ва­нии дак­ти­ло­ло­ги­ей. Раз­ра­бо­та­ны ком­му­ни­ка­тив­ная сис­те­ма обу­че­ния глу­хих де­тей язы­ку, ме­то­ди­ка обу­че­ния про­из­но­ше­нию с ис­поль­зо­ва­ни­ем сокр. сис­те­мы фо­нем и др. В 1960-е гг. под рук. Зы­ко­ва раз­ра­бо­та­на ди­дак­тич. сис­те­ма обу­че­ния глу­хих де­тей с опо­рой на пред­мет­но-прак­тич. дея­тель­ность. В 1970-е гг. ис­сле­до­ва­лись про­бле­мы раз­ви­тия ос­та­точ­ной слу­хо­вой функ­ции в це­лях со­вер­шен­ст­во­ва­ния про­цес­са вос­при­ятия уст­ной ре­чи и её вос­про­из­ве­де­ния (Т. А. Вла­со­ва, Е. П. Кузь­ми­чё­ва, Н. Ф. Сле­зи­на). С 1990-х гг. ве­дут­ся ис­сле­до­ва­ния по ис­поль­зо­ва­нию ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий в обу­че­нии де­тей с на­ру­ше­ния­ми слу­ха. Соз­да­на ори­ги­наль­ная сис­те­ма обу­че­ния язы­ку сла­бо­слы­ша­щих де­тей (К. Г. Ко­ро­вин, А. Г. Зи­ке­ев и др.).

Пер­вое до­шко­ль­ное уч­ре­ж­де­ние для глу­хих де­тей в Рос­сии соз­да­но Н. А. и Ф. А. Рау в 1900. В 1930-е гг. от­кры­ты яс­ли для де­тей с на­ру­ше­ния­ми слу­ха (Е. Ф. Рау). В 1950–60-е гг. раз­ра­бо­та­на и вне­дре­на в прак­ти­ку сис­те­ма фор­ми­ро­ва­ния сло­вес­ной ре­чи глу­хих до­шко­ль­ни­ков (Б. Д. Кор­сун­ская), соз­да­на пер­вая гос. про­грам­ма их вос­пи­та­ния и обу­че­ния (1964). С 1990-х гг. осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся кор­рек­ци­он­ной по­мо­щи не­слы­ша­щим де­тям и их семь­ям с пер­вых ме­ся­цев жиз­ни.

Лит.: Дьяч­ков А. И. Сис­те­мы обу­че­ния глу­хих де­тей. М., 1961; Ос­но­вы спе­ци­аль­но­го обу­че­ния сла­бо­слы­ша­щих де­тей / Под ред. Р. М. Бос­кис. М., 1968; Рау Ф. Ф. Уст­ная речь глу­хих. М., 1973; Вы­гот­ский Л. С. Прин­ци­пы со­ци­аль­но­го вос­пи­та­ния глу­хо­не­мых де­тей // Вы­гот­ский Л. С. Собр. соч. М., 1983. Т. 5; Ба­со­ва А. Г., Его­ров С. Ф. Ис­то­рия сур­до­пе­да­го­ги­ки. М., 1984; Сур­до­пе­да­го­ги­ка / Под ред. М. И. Ни­ки­ти­ной. М., 1989; Ос­но­вы спе­ци­аль­ной пе­да­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии. М. [и др.], 2010.

Вернуться к началу