Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́У

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 262

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Басова
Ф. А. Рау.
Н. А. Рау.

РА́У, се­мья рос. сур­до­пе­да­го­гов. Фё­дор Ан­д­рее­вич (Фрид­рих Виль­гельм) (26.3.1868, Ульм, Гер­ма­ния – 30.5.1957, Мо­ск­ва), один из ос­но­во­по­лож­ни­ков отеч. сур­до­пе­да­го­ги­ки, чл.-корр. АПН РСФСР (1947). Окон­чив в 1887 учи­тель­скую се­ми­на­рию, пре­по­да­вал в нор­маль­ной шко­ле в Нюр­тин­ге­не, за­тем в шко­ле для глу­хих во Франк­фур­те-на-Май­не. С 1891 в Рос­сии, до­маш­ний пе­да­гог-вос­пи­та­тель. В 1896 от­крыл в Мо­ск­ве ча­ст­ную шко­лу для глу­хих и кур­сы по ис­прав­ле­нию не­дос­тат­ков ре­чи. В 1899–1928 ди­рек­тор Ар­ноль­до-Треть­я­ков­ско­го уч-ща глу­хо­не­мых (др. назв. Моск. ин-т глу­хо­не­мых). В 1925–48 зав. ка­фед­рой сур­до­пе­да­го­ги­ки и ло­го­пе­дии 2-го МГУ (ны­не Моск. пе­да­го­гич. гос. ун-т). Один из ор­га­ни­за­то­ров выс­ше­го де­фек­то­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии, ини­циа­тор пер­вых ме­ро­прия­тий по ор­га­ни­за­ции ло­го­пе­дич. по­мо­щи. Уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве сов. шко­лы для глу­хих, в раз­ра­бот­ке учеб­ных пла­нов, про­грамм, учеб­ни­ков и ме­то­дич. по­со­бий [«Ме­то­ди­ка обу­че­ния глу­хо­не­мых» (1934; в со­ав­тор­ст­ве); Бу­к­варь. Для школ глу­хо­не­мых (7-е изд., 1940; совм. с Н. А. Рау)], спо­соб­ст­во­вал осу­ще­ст­в­ле­нию диф­фе­рен­ци­ров. обу­че­ния глу­хих, сла­бо­слы­ша­щих и позд­но­ог­лох­ших. Соз­дал неск. учеб­но-вос­пи­тат. уч­ре­ж­дений для ум­ст­вен­но от­ста­лых сле­пых де­тей. На­та­лия Алек­сан­д­ров­на [24.5(5.6).1870, Мо­ск­ва – 20.2.1947, там же], же­на Ф. А. Рау. Окон­чив в 1896 Моск. жен­скую гим­на­зию, пре­по­да­ва­ла в шко­ле для глу­хих. В 1900 ор­га­ни­зо­ва­ла в Мо­ск­ве пер­вый в Рос­сии и Ев­ро­пе дет­ский сад для глу­хих, в 1915 – кур­сы для ма­те­рей и вос­пи­та­тель­ниц глу­хих до­шко­ль­ни­ков. В 1915–21 ин­ст­рук­тор дет­ских са­дов для глу­хих. В 1925–1947 пре­по­да­ва­ла во 2-м МГУ. Соз­да­ла сис­те­му до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния глу­хих, ав­тор пер­во­го по­со­бия по обу­че­нию и вос­пи­та­нию глу­хих до­шко­ль­ни­ков («Ма­те­рям ма­лень­ких глу­хо­не­мых де­тей», 2-е изд., 1929; «До­шко­ль­ное вос­пи­та­ние глу­хо­не­мых», 1947), бу­к­ва­рей и учеб­ни­ков для школ глу­хих. В 1922 совм. с му­жем ор­га­ни­зо­ва­ла кру­жок бег­ло­го чте­ния с губ, пре­об­ра­зо­ван­ный в 1928 в клуб. В те­че­ние 40 лет осу­ще­ст­в­ля­ла ме­то­дич. ру­ко­во­дст­во до­шко­ль­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, ве­ла кон­суль­тац. ра­бо­ту с ро­ди­те­ля­ми глу­хих де­тей. Фё­дор Фё­до­ро­вич [13(26).7.1910, Мо­ск­ва – 12.6.1977, там же], сын Ф. А. и Н. А. Рау, д-р пе­да­го­гич. на­ук (1960). Окон­чив в 1932 де­фек­то­ло­гич. от­де­ле­ние пе­да­го­гич. ф-та 2-го МГУ, пре­по­да­вал в шко­ле для глу­хо­не­мых де­тей в г. Ис­т­ра. С 1933 в Моск. гос. пе­да­го­ги­че­ском ин-те им. В. И. Ле­ни­на и од­но­вре­мен­но ра­бо­тал в Экс­пе­рим.-де­фек­то­ло­гич. ин-те Нар­ком­про­са (с 1943 НИИ де­фек­то­ло­гии, ны­не Ин-т кор­рек­ци­он­ной пе­да­го­ги­ки РАО). Раз­ра­бо­тал (совм. с Н. Ф. Сле­зи­ной) кон­цен­трич. ме­тод обу­че­ния глу­хих про­из­но­ше­нию и уст­ной ре­чи («Обу­че­ние глу­хо­не­мых про­из­но­ше­нию», 1960; «Ис­поль­зо­ва­ние и раз­ви­тие слу­хо­во­го вос­при­ятия у глу­хо­не­мых и ту­го­ухих уча­щих­ся», 1961).

Вернуться к началу