ПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕДАГО́ГИКА (греч. παιδαγωγιϰή , букв. – детовождение), наука о закономерностях, принципах, методах и формах обучения, воспитания и образования человека.
Термин «П.» принят гл. обр. в немецкоязычных, франкоязычных, сканд. и вост.-европ. странах; в англоязычной традиции он практически не используется; вместо него употребляется термин «наука (или науки) об образовании».
П. развивается во взаимосвязи с психологией, философией, социологией, физиологией, генетикой, логикой, этикой и др. науками.
Структура педагогики
Категориальный строй П. и её наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности определяет общая П. В её рамках оформились и активно развиваются как самостоят. отрасли педагогич. знания дидактика, теория и методика воспитания, теория образования, история П. и образования, методология П. и педагогич. исследований.
Особое место занимает возрастная П., изучающая закономерности, принципы, методы и формы организации обучения, воспитания и образования людей на разл. этапах возрастного развития. Она подразделяется на дошкольную педагогику, П. школы, П. проф. образования (начального, среднего, высшего и послевузовского), андрагогику (см. Образование взрослых). Широкое развитие получила специальная (коррекционная) П. (см. в ст. Дефектология). Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, людей с проблемами умственного развития – олигофренопедагогика.
Одна из важнейших и обширных областей совр. П. – социальная педагогика, исследующая проблемы обучения, воспитания (в т. ч. и перевоспитания) и образования в разных странах, социальных группах и институтах непедагогич. профиля. В её структуре выделились такие отрасли, как сравнительная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, П. детских и юношеских организаций, пенитенциарная педагогика, П. социально-культурной деятельности, музейная П., спортивная П. и П. дополнит. образования.
Проф. П. исследует особенности проф. самообразования и саморазвития, методы и формы повышения проф. квалификации, педагогич. условия и средства проф. роста специалистов разного профиля, уровня развития, культуры и образования. В предметном поле этой отрасли педагогич. науки получили развитие: военная П.; производственная П. как непрерывное образование специалиста, в т. ч. и в условиях проф. деятельности; акмеология; образовательный менеджмент; П. творчества.
История развития педагогики
Развитие науч.-педагогич. знания исторически проходит неск. этапов – от педагогич. идей в лоне филос. трактатов и учений к собственно филос.-педагогич., худож. произведениям, отражающим педагогич. доктрину, и далее от формулировки педагогич. концепций и теорий, имеющих гипотетический, а порой утопический, характер, к теориям и концепциям, основанным на реальной педагогич. практике и эксперименте.
Уже в трудах др.-греч., рим., вост. философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Конфуция) появляются суждения о проблемах воспитания и образования. В период Средневековья оформилась религ. П., и только с 16 в. педагогич. мысль начинает опираться в своих выводах и утверждениях на данные передового для своего времени педагогич. опыта. В. Ратке заложил основы методологии образования, установив критерии педагогич. исследований и определив содержание образования. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1633–38) первым предпринял попытку выделить предмет дидактики – процесс обучения, определил признаки дидактич. системы, обосновал принципы обучения, наметил стройную систему всеобщего образования, описал классно-урочную систему обучения. Фундам. идеей Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщённого знания на родном языке через обучение и воспитание до всех людей независимо от общественной, расовой, религ. принадлежности. Он заложил гуманистич. основы П. и применения в ней антропологич. подхода к решению проблем обучения и воспитания. Появление, обоснование и практич. реализация идеи классового и элитарного образования связаны с именем Дж. Локка, его идеями и системой «воспитания джентльмена».
Если дидактика оформилась в Зап. Европе, то выделение предмета воспитания, свойств и принципов его организации в большей мере связано с практикой и трудами рос. педагогов 18–19 вв. В России на протяжении всего 18 в. складывалась и развивалась просветительная педагогика. Н. И. Новиков одним из первых выделил предмет воспитания и три его части – физическое, нравственное и разумное, занимающееся просвещением, или образованием разума.
В Зап. Европе в это же время рождается идея свободного воспитания, обоснование которой с опорой на принцип природосообразности дал Ж. Ж. Руссо. С кон. 18 в. П. как науч. система получила новый импульс развития под влиянием науч. и опытно-эксперим. деятельности зап.-европ. педагогов – И. Гербарта, И. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф. А. Дистервега. Гербарт обозначил структурные элементы общей П., выделив три компонента в педагогич. процессе – воспитывающее обучение, нравственное воспитание, управление, во многом определив дальнейшее развитие П. 19 в.
С сер. 19 в. К. Д. Ушинский одним из первых предложил рассматривать гл. объектом науч. анализа педагогич. деятельность, а не человека, развивая в то же время антропологич. подход в П.; сформулировал методологич. проблему о соотношении теории и педагогич. практики, о разделении педагогич. факта и опыта, о том, что опыт нельзя передать, а можно передавать лишь идеи и мысли об этом опыте. В России вслед за Ушинским педагогич. идеи развивал П. Ф. Каптерев, заложивший основы теории общего образования и истории отеч. П. Со 2-й пол. 19 в. науч. обоснование получила экспериментальная педагогика, элементы которой стали проявляться с развитием естеств. наук и эксперим. психологии. Эксперим. П. получила развитие в трудах рос. учёных А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева и др. В этот же период оформились прагматистская педагогика (Дж. Дьюи), социальная педагогика (Г. Кершенштейнер).
С 1-й пол. 20 в. появляются теории коммунистич. и трудового воспитания (П. П. Блонский, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий), теория формирования детского коллектива, воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив (А. С. Макаренко). Макаренко вслед за К. Д. Ушинским утвердил в П. педагогич. факт в качестве единицы генезиса развития педагогич. теории.
С 19 по 20 вв. в отечественной и зарубежной П. прослеживаются две осн. парадигмы – педагогич. традиционализм и альтернатива традициям. К традиционализму относят социальную П. (гл. источниками педагогич. науки и практики считали социально-историч. знания), религ. П., основанную на религ. вероучениях, и П., ориентированную на филос. осмысление процесса воспитания и образования при доминировании диалектико-материалистич. учения. Антитрадиционалисты предлагали новые идеи и концепции свободного воспитания в рамках педагогической антропологии, экспериментальной педагогики, прагматистской педагогики, педагогики личности, педагогики творчества.
С кон. 1980-х гг. в России в условиях демократизации обществ. жизни определилась тенденция к возрождению гуманной П. Наметилось усиление интереса к педагогически значимому наследию рус. философии (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, З. И. Равкин, Л. Я. Зорина, И. Я. Лернер, Л. И. Новикова, Г. И. Щукина и др.).
В развитии совр. зарубежной педагогич. науки выделились следующие направления, основы которых заложены со 2-й пол. 20 в. В рамках феноменологич. идей одни зарубежные учёные определяют П. как науку об обусловленности человеческой жизни воспитанием и образованием, но без определения границ обучения и воспитания. П. становится лишь практикой, не имеющей теоретич. оснований (Р. Лохнер, ФРГ). Другие исследователи (М. Лангевельд, ФРГ) гл. проблемой П. видят воспитание самодостаточной личности. Получило развитие критич. направление в П. (П. Фрейре, Бразилия; А. Грамши, Италия), осн. задачей которого стало осмысливать, сравнивать и оценивать роль, которую играет школа и в целом образование в культурной и политич. жизни общества. Сторонники этого направления выдвигают на первое место социальные, культурные, политич., экономич. вопросы, чтобы объяснить, как функционирует совр. образование. Экзистенциальное направление в П. (М. Хайдеггер, О. Ф. Больнов) в центр своих теоретич. построений ставит смысложизненные вопросы человека, в т. ч. и в образоват. среде и образоват. процессе. Коммуникативное направление в П. (А. Петцельт, М. Йордан, К. Шеффер, К. Шаллер, К. Молленхауэр – ФРГ) отдаёт приоритет отношениям и опирается на идеи диалогич. персонализма, рассматривая образование как сферу, конституируемую диалогич. отношениями.
За рубежом в теоретич. обоснованиях воспитания прослеживаются осн. гипотезы, отражающие отношение к его социальным и биологич. детерминантам. Первая – социального воспитания (представители – П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье – Франция) ориентирует на приоритет социума в воспитании человека. Её сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующей социокультурной среды воспитуемого. Учёные, придерживающиеся другой парадигмы – биопсихологической (А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу, З. Фрейд), признают важность взаимодействия человека со средой в целях его воспитания, но в то же время провозглашают независимость индивида и его развития от социального окружения. С кон. 20 в. активно развиваются и широко внедряются в практику концепции поликультурного (Р. Гарсиа, К. Грант, Л. Фрайзир, Дж. Бэнкс, У. Хантер, Б. Сайзмор – США), аутентичного (Х. Уиддоусон, Д. Лиера и М. Брин – Великобритания) и инклюзивного (Д. Митчелл, Р. Дрейк, У. Бронфенбреннер, Д. Мерсер, М. Рейнольдс – США) образования.