ОБРАЗОВА́НИЕ ВЗРО́СЛЫХ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБРАЗОВА́НИЕ ВЗРО́СЛЫХ, направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учётом интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализир. учреждений общего и проф. образования, культурно-образовательных, досуговых и т. п. Необходимость О. в. обусловлена динамикой социального и науч.-технич. прогресса, переменами в содержании и характере труда и обществ. деятельности людей, увеличением свободного времени и, таким образом, возможностей его рационального использования. Значение О. в. усиливается в связи со структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значит. числа лиц трудоспособного возраста.
Исторически зарождение О. в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность элементарных образовательных и начальных проф. знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень культуры.
С сер. 20 в. О. в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования.
В России предпосылки для развития О. в. возникли в 1860–70-е гг. с открытием воскресных школ. В кон. 19 в. появились технич. школы (низшие, средние, ремесленные) и общеобразоват. и проф. курсы, создававшиеся Русским техническим обществом. Повышенный уровень общего образования давали народные университеты (в т. ч. Шанявского университет, основан в 1908). После 1917 важнейшими задачами О. в. стали ликвидация неграмотности и культурно-просветительная работа. В городах создавались рабочие клубы, библиотеки, нар. театры и т. п., на селе – избы-читальни (её разновидности – красная яранга, красная юрта и т. п.), в адм. центрах – народные дома. В полном объёме эти работы не были реализованы гл. обр. из-за материальных трудностей. В сов. педагогич. теории 1920–30-х гг. О. в. трактовалось как часть внешкольного образования. Постепенно это название вытеснено др. терминами: «политико-просветительская работа», «культурно-просветительная работа», которые точнее отражали её содержание и направленность. В 1920-х гг. сеть собственно школ для взрослых объединяла школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа, в которых, кроме общеобразовательных, преподавались и спец. предметы. До сер. 1920-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабочие факультеты, затем возникли рабочие ун-ты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т. н. производств.-политехнич. курсы и рабочие технич. школы (общее образование в объёме 7 классов и технич. подготовка). Рабочие ун-ты были преобразованы в техникумы. В сельской местности создавались комбинаты колхозно-совхозного образования. Расширялись масштабы заочного обучения. По мере распространения всеобщего обучения учреждения О. в. интегрировались в единой системе образования страны. В 1950-х гг. возникли многочисл. нар. ун-ты, развернулась сеть курсов по обучению вторым профессиям и др. В 1990-е гг. появилось большое число разнообразных курсов, школ и др. учебных заведений для взрослых, осуществляющих обучение новым профессиям и специальностям.
В О. в. в зарубежных странах гл. роль играют вузы, средние проф. учебные заведения, курсы, центры образования, нац. культурные центры и т. п. Эти учреждения оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс средней школы или к приёмным экзаменам в средние проф. и высшие учебные заведения. Имеются краткосрочные курсы интернатного типа, с отрывом от работы, гл. обр. для сельских жителей. Все эти учреждения не дают своим выпускникам формальных прав. В ряде стран имеются также классы для взрослых в средних общеобразоват. и проф. школах, где обучающиеся могут получить диплом об образовании. Во многих странах Азии, Африки и Лат. Америки осн. роль в О. в. играют курсы и школы грамоты.