Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВНЕШКО́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. К. Тебиев

ВНЕШКО́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, в Рос­сии про­све­ти­тель­ная дея­тель­ность об­ществ. ор­га­ни­за­ций и ча­ст­ных лиц, осу­щест­вляе­мая вне си­сте­ма­тич. школь­но­го обу­че­ния и на­прав­лен­ная на удов­ле­тво­ре­ние об­ра­зо­ват. за­про­сов на­се­ле­ния. Уч­ре­ж­де­ния В. о. (вос­крес­ные и ве­чер­ние шко­лы для взрос­лых и ра­бо­таю­щих де­тей, об­ще­об­ра­зо­ват. и проф. кур­сы для взрос­лых, нар. уни­вер­си­те­ты, а так­же нар. чте­ния, нар. до­ма, нар. те­ат­ры и пр.) соз­да­ва­лись на об­ществ. и ча­ст­ные сред­ст­ва и не вхо­ди­ли в гос. сис­те­му об­ра­зо­ва­ния.

Отд. уч­ре­ж­де­ния для об­ра­зо­ва­ния взрос­лых эпи­зо­ди­че­ски воз­ни­ка­ли ещё в 1-й пол. 19 в. (вос­крес­ные шко­лы при пред­при­яти­ях, пуб­лич­ные биб­лио­те­ки и др.) и бы­ст­ро рас­про­стра­ни­лись на ру­бе­же 1850–60-х гг. По ини­циа­ти­ве пе­ре­до­вой ин­тел­ли­ген­ции, гл. обр. сту­ден­че­ской мо­ло­дё­жи, уве­ли­чи­лось чис­ло пуб­лич­ных биб­лио­тек, поя­ви­лись нар. чи­таль­ни, воз­ник­ло дви­же­ние за соз­да­ние вос­крес­ных школ для взрос­лых, на­ча­ли про­во­дить­ся нар. чте­ния, соз­да­ва­лись ко­ми­те­ты и об­ще­ст­ва гра­мот­но­сти, др. об­ществ. ор­га­ни­за­ции. В. о. про­па­ган­ди­ро­ва­ли Н. И. Пи­ро­гов, К. Д. Ушин­ский, Н. А. Корф и др. Од­на­ко в свя­зи с опас­но­стью рас­про­стра­не­ния со­циа­ли­стич. идей в 1862 мн. уч­ре­ж­де­ния В. о. бы­ли за­пре­ще­ны. В нач. 1870-х гг. пра­ви­тель­ст­во ста­ло ис­поль­зо­вать не­ко­то­рые ви­ды В. о. для уси­ле­ния сво­его влия­ния на на­род, наи­бо­лее оп­ти­маль­ной фор­мой В. о. бы­ли при­зна­ны нар. чте­ния. С 1872 они ор­га­ни­зо­вы­ва­лись в С.-Пе­тер­бур­ге, с 1874 – в Мо­ск­ве, с 1876 – в др. гу­берн­ских го­ро­дах. Со­глас­но офи­ци­аль­ным пра­ви­лам (1876–1901), в нар. ау­ди­то­рии до­пус­ка­лись кни­ги, одоб­рен­ные Учё­ным к-том Мин-ва нар. про­све­ще­ния (МНП); бóльшую часть их со­став­ля­ли жи­тия свя­тых, ис­то­рич. очер­ки, рас­ска­зы. Чте­ния про­во­ди­лись с лич­но­го раз­ре­ше­ния по­пе­чи­те­ля учеб­но­го ок­ру­га и гу­бер­на­то­ра; над­зор воз­ла­гал­ся на ди­рек­то­ров на­род­ных учи­лищ. С 1888 раз­ре­ша­лось свя­щен­ни­кам уст­раи­вать нар. чте­ния в уезд­ных го­ро­дах и сель­ской ме­ст­но­сти. С 1894 пра­ва про­во­дить нар. чте­ния до­би­лись зем­ст­ва. С нач. 1890-х гг. мн. ог­ра­ни­че­ния на ор­га­ни­за­цию нар. чте­ний бы­ли сня­ты. По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние бес­плат­ные нар. биб­лио­те­ки, чи­таль­ни и книж­ные скла­ды, ор­га­ни­зуе­мые зем­ст­ва­ми, про­све­ти­тель­ны­ми об­ще­ст­ва­ми и ча­ст­ны­ми ли­ца­ми (Ф. Ф. Пав­лен­ков, В. А. Мо­ро­зо­ва, П. И. Ма­ку­шин). Рост чис­ла биб­лио­тек вы­звал по­яв­ле­ние врем. пра­вил, из­дан­ных МВД (1890), ог­ра­ни­чи­вав­ших ор­га­ни­за­цию и ком­плек­то­ва­ние биб­лио­тек (от­ме­не­ны в 1905).

В кон. 19 – нач. 20 вв. Рус­ское тех­ни­че­ское об­ще­ст­во соз­да­ло об­ще­об­ра­зо­ват. и проф. ве­чер­ние кур­сы для ра­бо­чих (Смо­лен­ские кур­сы в С.-Пе­тер­бур­ге, 1883; Пре­чис­тен­ские ра­бо­чие кур­сы в Мо­ск­ве, 1897) и др. Не­ко­то­рые из них ра­бо­та­ли по по­вы­шен­ным про­грам­мам. В 1902 МНП в це­лях ог­ра­ни­че­ния дея­тель­но­сти та­ких кур­сов ут­вер­ди­ло пра­ви­ла, раз­ре­шав­шие ор­га­ни­зо­вы­вать кур­сы толь­ко при ми­ни­стер­ских на­чаль­ных, гор. и пром. учи­ли­щах и толь­ко по их про­грам­мам и учеб­ни­кам.

Во 2-й пол. 1880-х гг. поя­ви­лись объ­еди­нён­ные уч­ре­ж­де­ния В. о. – на­род­ные до­ма, став­шие цен­тра­ми В. о. В их со­став мог­ли вхо­дить биб­лио­те­ка-чи­таль­ня, об­ще­об­ра­зо­ват. кур­сы для взрос­лых, нар. те­атр, чай­ная, кни­го­тор­го­вая лав­ка, ино­гда дет­ская биб­лио­те­ка, ре­мес­лен­ные клас­сы для под­ро­ст­ков и т. п. Собств. уч­ре­ж­де­ния­ми В. о. рас­по­ла­га­ли так­же по­пе­чи­тель­ст­ва о нар. трез­во­сти (суб­си­ди­ро­ва­лись Мин-вом фи­нан­сов). В 1902 в Мо­ск­ве соз­да­на Ко­мис­сия об­ще­об­ра­зо­ват. чте­ний для фаб­рич­но-за­во­дских ра­бо­чих. С 1905 по ини­циа­ти­ве Пе­терб. об-ва гражд. ин­же­не­ров на­ча­лось соз­да­ние на­род­ных уни­вер­си­те­тов, сре­ди ко­то­рых вы­де­лял­ся Ша­няв­ско­го уни­вер­си­тет. В 1905–07 воз­ник­ла ши­ро­кая сеть куль­тур­но-про­све­ти­тель­ных об­ществ и клу­бов для ра­бо­чих; рас­про­стра­ни­лись ра­бо­чие об­ще­ст­ва са­мо­об­ра­зо­ва­ния, дея­тель­ность ко­то­рых строи­лась на прин­ци­пах са­мо­управ­ле­ния. Бы­ли соз­да­ны: об­ще­ст­ва нар. уни­вер­си­те­тов (пер­вое – в 1905), Пе­терб. об-во биб­лио­те­ко­ве­де­ния, Об-во со­дей­ст­вия вне­шко­ль­но­му про­све­ще­нию при Ли­ге об­ра­зо­ва­ния в С.-Пе­тер­бур­ге и Об-во со­дей­ст­вия вне­шко­ль­но­му об­ра­зо­ва­нию в Мо­ск­ве (оба в 1907). В 1912–13 на­ча­лась под­го­тов­ка ра­бот­ни­ков В. о. в Пе­да­го­гич. ака­де­мии и ун-те Ша­няв­ско­го. С 1914 ор­га­ни­зо­вы­ва­лись лет­ние кур­сы во мно­гих гу­бер­ни­ях.

По­сле окт. 1917 В. о. бы­ло вклю­че­но в гос. сис­те­му нар. об­ра­зо­ва­ния и по­сле ор­га­ни­за­ции Глав­по­лит­прос­ве­та (1920) раз­ви­ва­лось в рус­ле по­ли­ти­ко-про­све­ти­тель­ной, а позд­нее куль­тур­но-про­све­ти­тель­ной ра­бо­ты.

В 1990-е гг. В. о. по­лу­чи­ло ста­тус до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния взрос­лых, ори­ен­ти­ро­ван­но­го гл. обр. на по­вы­ше­ние проф. уров­ня спе­циа­ли­стов.

Лит.: Ме­дын­ский Е. Н. Эн­цик­ло­пе­дия вне­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния. 2-е изд. М.; Л., 1925. Т. 1–3; Те­би­ев Б. К. Вне­шко­ль­ное об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии в кон. XIX – нач. XX вв. // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1984. № 4; Ме­дын­ский Е., Лап­шов И. Сис­те­ма­ти­чес­кий ука­за­тель книг и ста­тей по вне­шко­ль­но­му об­ра­зо­ва­нию. М., 1916.

Вернуться к началу