ВНЕШКО́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВНЕШКО́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, в России просветительная деятельность обществ. организаций и частных лиц, осуществляемая вне систематич. школьного обучения и направленная на удовлетворение образоват. запросов населения. Учреждения В. о. (воскресные и вечерние школы для взрослых и работающих детей, общеобразоват. и проф. курсы для взрослых, нар. университеты, а также нар. чтения, нар. дома, нар. театры и пр.) создавались на обществ. и частные средства и не входили в гос. систему образования.
Отд. учреждения для образования взрослых эпизодически возникали ещё в 1-й пол. 19 в. (воскресные школы при предприятиях, публичные библиотеки и др.) и быстро распространились на рубеже 1850–60-х гг. По инициативе передовой интеллигенции, гл. обр. студенческой молодёжи, увеличилось число публичных библиотек, появились нар. читальни, возникло движение за создание воскресных школ для взрослых, начали проводиться нар. чтения, создавались комитеты и общества грамотности, др. обществ. организации. В. о. пропагандировали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф и др. Однако в связи с опасностью распространения социалистич. идей в 1862 мн. учреждения В. о. были запрещены. В нач. 1870-х гг. правительство стало использовать некоторые виды В. о. для усиления своего влияния на народ, наиболее оптимальной формой В. о. были признаны нар. чтения. С 1872 они организовывались в С.-Петербурге, с 1874 – в Москве, с 1876 – в др. губернских городах. Согласно официальным правилам (1876–1901), в нар. аудитории допускались книги, одобренные Учёным к-том Мин-ва нар. просвещения (МНП); бóльшую часть их составляли жития святых, историч. очерки, рассказы. Чтения проводились с личного разрешения попечителя учебного округа и губернатора; надзор возлагался на директоров народных училищ. С 1888 разрешалось священникам устраивать нар. чтения в уездных городах и сельской местности. С 1894 права проводить нар. чтения добились земства. С нач. 1890-х гг. мн. ограничения на организацию нар. чтений были сняты. Получили распространение бесплатные нар. библиотеки, читальни и книжные склады, организуемые земствами, просветительными обществами и частными лицами (Ф. Ф. Павленков, В. А. Морозова, П. И. Макушин). Рост числа библиотек вызвал появление врем. правил, изданных МВД (1890), ограничивавших организацию и комплектование библиотек (отменены в 1905).
В кон. 19 – нач. 20 вв. Русское техническое общество создало общеобразоват. и проф. вечерние курсы для рабочих (Смоленские курсы в С.-Петербурге, 1883; Пречистенские рабочие курсы в Москве, 1897) и др. Некоторые из них работали по повышенным программам. В 1902 МНП в целях ограничения деятельности таких курсов утвердило правила, разрешавшие организовывать курсы только при министерских начальных, гор. и пром. училищах и только по их программам и учебникам.
Во 2-й пол. 1880-х гг. появились объединённые учреждения В. о. – народные дома, ставшие центрами В. о. В их состав могли входить библиотека-читальня, общеобразоват. курсы для взрослых, нар. театр, чайная, книготорговая лавка, иногда детская библиотека, ремесленные классы для подростков и т. п. Собств. учреждениями В. о. располагали также попечительства о нар. трезвости (субсидировались Мин-вом финансов). В 1902 в Москве создана Комиссия общеобразоват. чтений для фабрично-заводских рабочих. С 1905 по инициативе Петерб. об-ва гражд. инженеров началось создание народных университетов, среди которых выделялся Шанявского университет. В 1905–07 возникла широкая сеть культурно-просветительных обществ и клубов для рабочих; распространились рабочие общества самообразования, деятельность которых строилась на принципах самоуправления. Были созданы: общества нар. университетов (первое – в 1905), Петерб. об-во библиотековедения, Об-во содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в С.-Петербурге и Об-во содействия внешкольному образованию в Москве (оба в 1907). В 1912–13 началась подготовка работников В. о. в Педагогич. академии и ун-те Шанявского. С 1914 организовывались летние курсы во многих губерниях.
После окт. 1917 В. о. было включено в гос. систему нар. образования и после организации Главполитпросвета (1920) развивалось в русле политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы.
В 1990-е гг. В. о. получило статус дополнительного образования взрослых, ориентированного гл. обр. на повышение проф. уровня специалистов.