НАРО́ДНЫЙ ДОМ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАРО́ДНЫЙ ДОМ, общедоступное негосударственное просветительное учреждение клубного типа, созданное в целях общего образования взрослых, организации их досуга, внешкольного воспитания детей. Создавались органами земского и гор. самоуправления, обществами трезвости, грамотности, попечительствами о нар. трезвости, частными лицами. Первый Н. д. (также Русский Н. д., Дом народа русского, в 1915–21 Укр. Н. д.) открыт в 1849 в г. Львов (Австр. империя) «Головной руськой радой» (основана в 1848). При нём действовала Матица галицко-русская. В России первый Н. д. возник в 1882 в Томске, затем открыты Н. д.: в С.-Петербурге – Нар. аудитория барона С. П. фон Дервиза (1890-е гг., арх. А. Ф. Красовский), Н. д. имени имп. Николая II (1900, с 1919 им. К. Либкнехта и Р. Люксембург; арх. А. Н. Померанцев), Н. д. Э. Л. Нобеля (1897–1901; арх. Р. Ф. Мельцер), Лиговский Н. д. имени гр. С. В. Паниной (1899–1904; арх. Ю. Ю. Бенуа) и др.; в Москве – Введенский (1903–04; арх. И. А. Иванов-Шиц; единственный муниципальный Н. д.), Алексеевский (или Грузинский; кон. 19 – нач. 20 вв., арх. Е. М. Стамо), Бутырский, Дорогомиловский (1900), Немецкий, Садовнический (1902), Сергиевский (или Новослободский), Сухаревский (или Сретенский), Трубный и Хитровский. Н. д. были созданы также в Киеве (Лукьяновский Н. д., 1897), Запорожье (построен в 1899–1902), Каменец-Подольском (Пушкинский Н. д., 1901), Виннице (1902), Нижнем Новгороде (1903; организован при поддержке Ф. И. Шаляпина), Челябинске (1903), Уфе (Аксаковский Н. д., 1909, арх. П. П. Рудавский) и др. В 1910-х гг. получили большое распространение, начали открываться в сёлах и деревнях. Н. д. старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. В них, как правило, действовали библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценич. площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых Н. д. устраивались музеи, где сосредоточивались разл. типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций, передвижные и постоянно действующие выставки. В ряде Н. д. имелись отделения по работе с детьми; создавались ремесленные училища для подростков. Н. д. в России существовали до нач. 1920-х гг. и затем были преобразованы в рабочие клубы.
В кон. 19 – нач. 20 вв. Н. д. (или аналогичные учреждения) создавались в Великобритании (People’s Houses), Сканд. странах (швед. Folkets hus), Германии (Volkhaus), Голландии (Volkshuis), Италии (Casa del Popolo), во Франции, Бельгии, Швейцарии (Maison du Peuple), в Болгарии (Читалиште) и др.
За рубежом действуют учреждения, аналогичные Н. д.: Рус. дом в Белграде (1933), Рос. дом науки и культуры в Берлине (1984), Рус.-нем. культурный центр в Нюрнберге (1996), Рус. дом в Дании (2001), Рус. дом в Баден-Вюртемберге (Германия, 2002), Рус. культурно-образовательный и социальный центр «Исток» во Франкфурте-на-Майне (2005), Рос. центр науки и культуры в Вифлееме (2012) и др. Разновидностями Н. д. являются «общественные центры» («общинные центры» или «центры сообщества»), возникшие в последней трети 20 в. в европ. странах. Они могут быть предназначены как для культурной, досуговой, так и для политич. или социальной деятельности.