
ПОМЕРА́НЦЕВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМЕРА́НЦЕВ Александр Никанорович [30.10(11.11).1849, Москва – нояб. 1918, Петроград], рос. архитектор, акад. архитектуры (1887) и д. чл. (1893) петерб. АХ. Окончил МУЖВЗ (1874) и петерб. АХ (1877). В качестве пенсионера АХ посетил Италию, Францию и Швейцарию (1879–87). В Палермо выполнил обмеры Палатинской капеллы, впоследствии изданные АХ (1890). Первой постройкой П. стала дерев. Никольская ц. в подмосковном с. Федоскино (1877). П. выиграл конкурс на проект нового здания Верхних торговых рядов на Красной пл. в Москве (осуществлён в 1889–1893, ныне ГУМ): эта работа соединила присущий эпохе пространственный размах и дерзость совр. инж. мысли (остеклённые перекрытия на металлич. каркасе спроектированы инж. В. Г. Шуховым), в ней П. воплотил собств. версию русского стиля, где формы посадского храмостроения Москвы и Ярославля 17 в. обрели монументальность, напоминающую итал. ренессансные палаццо (не в последнюю очередь благодаря светлой облицовке фасадов). Эта стилистика затем была применена архитектором в ц. Св. Димитрия Солунского в Берёзовке, близ Липецка (1893–97), где ясно проявилась эклектичность творч. метода П., сочетавшего элементы др.-рус. зодчества с неороманским стилем и неоренессансом. Гл. архитектор Всерос. выставки в Нижнем Новгороде (1896), для которой разработал генплан и проекты осн. павильонов: Главного, Машинного, Среднеазиатского, Искусств (все – не сохр.); во всех них, кроме последнего, использовались каркасные конструкции Шухова. Период творч. расцвета П. пришёлся на 1890–1900-е гг., причём работы архитектора демонстрируют широту его стилистич. поисков, отнюдь не ограниченных рамками рус. стиля. К произведениям П., выполненным в разл. исторических стилях, относятся особняк Н. В. Спиридонова в С.-Петербурге (1895–96), Дума и Гор. дом в Ростове-на-Дону (1895–1896), здание Синодального училищного совета и школы с ц. Св. Александра Невского в С.-Петербурге (1898–1900), ц. Св. Александра Невского в Челябинске (1907). На рубеже 19–20 вв. обратился к формам вошедшего в моду стиля модерн в сооружениях Малого кольца Моск. окружной железной дороги (1898–1908, сохр. частично). По проекту П. (создан на основе плана арх. И. С. Богомолова) в Софии был возведён грандиозный Александра Невского храм-памятник в неовизантийском стиле. В 1910 П. создал проект реконструкции Николаевского вокзала в С.-Петербурге (не реализован). Крупнейшим культовым сооружением П. в русском стиле должен был стать спроектированный им совм. с В. М. Васнецовым 9-главый собор Св. Александра Невского на Миусской пл. в Москве (храм-памятник освобождению крестьян; строился в 1911–1917, не завершён, разобран в 1950-х гг.). Создал совм. со скульптором А. М. Опекушиным памятник имп. Александру III у подножия Христа Спасителя храма (1912, не сохр.). Чл. Моск. археологич. об-ва (1890). Преподавал в петерб. АХ (адъюнкт-проф., 1888; проф.-руководитель архит. класса, 1892; руководитель Высшего худож. уч-ща, 1894; ректор, 1899–1900), в МУЖВЗ (1899–1907) и в Уч-ще изящных искусств А. О. Гунста.