Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕПРЕРЫ́ВНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 479

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Кларин

НЕПРЕРЫ́ВНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, про­цесс рос­та об­ра­зо­ва­тель­но­го (об­ще­го и про­фес­сио­наль­но­го) по­тен­циа­ла лич­но­сти в те­че­ние жиз­ни, обес­пе­чен­ный сис­те­мой гос. и об­ществ. ин­сти­ту­тов и со­от­вет­ст­вую­щий по­треб­но­стям лич­но­сти и об­ще­ст­ва. Це­лью Н. о. яв­ля­ет­ся ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие лич­но­сти как в пе­рио­ды её фи­зич. и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. со­зре­ва­ния, рас­цве­та и ста­би­ли­за­ции жиз­нен­ных сил и спо­соб­но­стей, так и во вре­мя ста­ре­ния ор­га­низ­ма, ко­гда на пер­вый план вы­дви­га­ет­ся за­да­ча ком­пен­са­ции ут­ра­чи­вае­мых функ­ций и воз­мож­но­стей. Функ­цио­ни­ро­ва­ние Н. о. обус­лов­ле­но об­ществ. по­треб­но­стью в по­сто­ян­ном раз­ви­тии лич­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Этим оп­ре­де­ля­ет­ся упо­ря­до­че­ние мно­же­ст­ва об­ра­зо­ват. струк­тур – ос­нов­ных и па­рал­лель­ных, ба­зо­вых и до­пол­нит., гос. и об­ществ., фор­маль­ных и не­фор­маль­ных. Един­ст­во це­лей Н. о. как сис­те­мы и спе­ци­фич. за­дач ка­ж­до­го её зве­на ор­га­ни­че­ски со­че­та­ет­ся с ва­риа­тив­но­стью об­ра­зо­ва­ния, мно­го­об­ра­зи­ем ти­пов об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ний, пе­да­го­гич. тех­но­ло­гий и форм гос.-об­ществ. управ­ле­ния.

Н. о. как пе­да­го­гич. сис­те­ма – это сово­куп­ность средств, спо­со­бов, форм при­об­ре­те­ния, уг­луб­ле­ния и рас­ши­ре­ния об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, проф. ком­пе­тент­но­сти, куль­ту­ры, вос­пи­та­ния гражд. и нравств. зре­ло­сти. Для го­су­дар­ст­ва Н. о. яв­ля­ет­ся ве­ду­щей сфе­рой со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки по обес­пе­че­нию бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий об­ще­го и проф. раз­ви­тия лич­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка. Для об­ще­ст­ва в це­лом Н. о. яв­ля­ет­ся ме­ха­низ­мом рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ст­ва его проф. и куль­тур­но­го по­тен­циа­ла, ус­ло­ви­ем раз­ви­тия об­ществ. про­из-ва, ус­ко­ре­ния со­ци­аль­но-эко­но­мич. про­грес­са стра­ны. Для ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва Н. о. вы­сту­па­ет спо­со­бом со­хра­не­ния, раз­ви­тия и взаи­мо­обо­га­ще­ния нац. куль­тур и об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, важ­ным фак­то­ром и ус­ло­ви­ем ме­ж­ду­нар. со­труд­ни­че­ст­ва в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния и ре­ше­ния гло­баль­ных за­дач со­вре­мен­но­сти. В 2000 на Ев­роп. сам­ми­те в Лис­са­бо­не при­нят Ме­мо­ран­дум не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния ЕС, со­глас­но ко­то­ро­му Н. о. пе­ре­ста­ёт быть лишь од­ним из ас­пек­тов об­ра­зо­ва­ния и пе­ре­под­го­тов­ки; оно ста­но­вит­ся ос­но­во­по­ла­гаю­щим прин­ци­пом об­ра­зо­ват. сис­те­мы и уча­стия в ней че­ло­ве­ка на про­тя­же­нии все­го не­пре­рыв­но­го про­цес­са его учеб­ной дея­тель­но­сти. В ми­ро­вой тео­рии пе­да­го­ги­ки по­ня­тие «Н. о.» вы­ра­жа­ет­ся ря­дом тер­ми­нов, сре­ди ко­то­рых «про­дол­жаю­щее­ся об­ра­зо­ва­ние», «по­жиз­нен­ное уче­ние», «пер­ма­нент­ное об­ра­зо­ва­ние». В ря­де стран дей­ст­ву­ют ре­гио­наль­ные, нац. и ме­ж­ду­нар. цен­тры, раз­ра­ба­ты­ваю­щие про­бле­ма­ти­ку и ко­ор­ди­ни­рую­щие про­грам­мы и ин­фор­мац. об­мен по во­про­сам Н. о. (пре­им. в рус­ле об­ра­зо­ва­ния взрос­лых). С 1973 дей­ст­ву­ет Ме­ж­ду­нар. со­вет по об­ра­зо­ва­нию взрос­лых, из­даю­щий ж. «Convergence»; в 1995 в Ка­на­де соз­дан ме­ж­ду­нар. элек­трон­ный ж. «International Journal of Continuing Education Practice», по­свя­щён­ный прак­ти­ке не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Лит.: Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия сис­те­мы не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния / Под ред. Б. С. Гер­шун­ско­го. М., 1990; Гу­ма­ни­сти­че­ские тен­ден­ции в раз­ви­тии не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния взрос­лых в Рос­сии и США / Под ред. М. В. Кла­ри­на, И. Н. Се­ме­но­ва. М., 1994; Вер­шлов­ский С. Г. Не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние: ис­то­ри­ко-тео­ре­ти­че­ский ана­лиз фе­но­ме­на. СПб., 2008; Клю­ча­рев Г. А., Те­ле­ги­на Г. В. Не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние как цен­ность в со­вре­мен­ном со­циу­ме. М., 2010; Горш­ков М. К., Клю­ча­рев Г. А. Не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние в кон­тек­сте мо­дер­ни­за­ции. М., 2011; Houle C. O. The literature of adult education: a biblio­graphic essay. S. F., 1992.

Вернуться к началу