НЕПРЕРЫ́ВНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕПРЕРЫ́ВНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, обеспеченный системой гос. и обществ. институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью Н. о. является становление и развитие личности как в периоды её физич. и социально-психологич. созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и во время старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Функционирование Н. о. обусловлено обществ. потребностью в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образоват. структур – основных и параллельных, базовых и дополнит., гос. и обществ., формальных и неформальных. Единство целей Н. о. как системы и специфич. задач каждого её звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образоват. учреждений, педагогич. технологий и форм гос.-обществ. управления.
Н. о. как педагогич. система – это совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, проф. компетентности, культуры, воспитания гражд. и нравств. зрелости. Для государства Н. о. является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и проф. развития личности каждого человека. Для общества в целом Н. о. является механизмом расширенного воспроизводства его проф. и культурного потенциала, условием развития обществ. произ-ва, ускорения социально-экономич. прогресса страны. Для мирового сообщества Н. о. выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения нац. культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием междунар. сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности. В 2000 на Европ. саммите в Лиссабоне принят Меморандум непрерывного образования ЕС, согласно которому Н. о. перестаёт быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образоват. системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности. В мировой теории педагогики понятие «Н. о.» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное учение», «перманентное образование». В ряде стран действуют региональные, нац. и междунар. центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информац. обмен по вопросам Н. о. (преим. в русле образования взрослых). С 1973 действует Междунар. совет по образованию взрослых, издающий ж. «Convergence»; в 1995 в Канаде создан междунар. электронный ж. «International Journal of Continuing Education Practice», посвящённый практике непрерывного образования.