Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАО́ЧНОЕ ОБУЧЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 237-238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЗАО́ЧНОЕ ОБУЧЕ́НИЕ, фор­ма ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са для лиц, со­че­таю­щих по­лу­че­ние об­ще­го и проф. об­ра­зо­ва­ния с тру­до­вой дея­тель­но­стью; часть сис­те­мы не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния. З. о. вклю­ча­ет са­мо­сто­ят. про­хо­ж­де­ние уча­щи­ми­ся учеб­ных кур­сов и оч­ную сда­чу эк­за­ме­нов. З. о. в от­ли­чие от дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния ха­рак­те­ри­зу­ет­ся дос­та­точ­но жё­ст­ким рег­ла­мен­том: ус­та­но­воч­ные за­ня­тия, меж­сес­си­он­ная ра­бо­та, эк­за­ме­на­ци­он­но-за­чёт­ные сес­сии, ог­ра­ни­чен­ный вы­бор учеб­ных дис­ци­п­лин и др.; под­ра­зу­ме­ва­ет еди­ный для всех обу­чаю­щих­ся учеб­ный план, об­щие сро­ки сда­чи кон­троль­ных, кур­со­вых ра­бот и эк­за­ме­нов.

Заочное обучение в России

В до­ре­во­люц. Рос­сии един­ст­вен­ной фор­мой З. о., при­знан­ной го­су­дар­ст­вом, был экс­тер­нат. В 1850 от­крыт Ин-т за­оч­но­го об­уче­ния. Пер­вы­ми ме­то­дич. цен­тра­ми для лиц, за­ни­маю­щих­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем, ста­ли Ко­мис­сия по ор­га­ни­за­ции до­маш­не­го чте­ния (1893) при Об-ве рас­про­стра­не­ния тех­нич. зна­ний (Мо­ск­ва) и От­дел для со­дей­ст­вия са­мо­об­ра­зо­ва­нию (1894) при К-те пе­да­го­гич. му­зея во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний (С.-Пе­тер­бург), ко­то­рые рас­сы­ла­ли же­лаю­щим учеб­но-ме­то­дич. лит-ру, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли лек­ции и кон­суль­та­ции. Моск. про­грам­мы обу­че­ния бы­ли по­строе­ны на ос­но­ве ву­зов­ских учеб­ных кур­сов.

В нач. 1920-х гг. от­кры­лись мно­го­числ. за­оч­ные кур­сы (позд­нее от­де­ле­ния) при ву­зах: 2-м МГУ, С.-х. ака­де­мии им. К. А. Ти­ми­ря­зе­ва, Ме­ха­нич. ин-те им. М. В. Ло­мо­но­со­ва (оба – в Мо­ск­ве) и др. В 1929 кол­ле­гия Нар­ком­про­са РСФСР оп­ре­де­ли­ла прин­ци­пы и ор­га­ни­за­ци­он­ные ос­но­вы З. о., ко­то­рое ста­ло ор­га­нич­ной ча­стью сис­те­мы нар. об­ра­зо­ва­ния в СССР и ох­ва­ты­ва­ло об­ще­об­ра­зо­ват., сред­нюю спе­ци­аль­ную и выс­шую шко­лу. Бы­ли соз­да­ны спе­циа­ли­зир. цен­тры под­го­тов­ки кад­ров без от­ры­ва от про­из­вод­ст­ва: Ле­нингр. ин­ду­ст­ри­аль­ный ин-т (1929; ны­не Сев.-Зап. за­оч­ный тех­нич. ун-т), Все­со­юз­ный с.-х. ин-т за­оч­но­го об­ра­зо­ва­ния (1930; ныне Рос. гос. аг­рар­ный за­оч­ный ун-т, г. Ба­ла­ши­ха Моск. обл.), Центр. за­оч­ный ин-т фи­нан­со­во-эко­но­мич. на­ук (1930; ны­не Все­рос. за­оч­ный фи­нан­со­во-эко­но­мич. ин-т, Мо­ск­ва), Все­со­юз­ный ин­ду­ст­ри­аль­ный ин-т (1932; ны­не Моск. гос. от­кры­тый ун-т).

По­ста­нов­ле­ни­ем СНК СССР от 29.8.1938 «О выс­шем за­оч­ном об­ра­зо­ва­нии» бы­ла ус­та­нов­ле­на кур­со­вая сис­те­ма об­уче­ния с обя­зат. оч­ной сда­чей эк­за­ме­нов и за­чё­тов по всем дис­ци­п­ли­нам, оп­ре­де­ле­на об­щая но­менк­ла­ту­ра спе­ци­аль­но­стей для З. о. Со­глас­но По­ло­же­нию СНК СССР о за­оч­ной ас­пи­ран­ту­ре (1939), З. о. рас­про­стра­ня­лось на под­го­тов­ку на­уч. и на­уч­но-пе­да­го­гич. кад­ров. В 1940/41 учеб­ном го­ду в СССР дей­ст­во­ва­ло 18 за­оч­ных ву­зов, при 383 ву­зах име­лись за­оч­ные от­де­ле­ния.

В 1950–60-е гг. в це­лях мак­си­маль­но­го при­бли­же­ния об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы к ра­бо­таю­щей мо­ло­дё­жи соз­да­на гиб­кая сис­те­ма за­оч­но­го об­ра­зо­ва­ния; кро­ме са­мо­сто­ят. школ и их от­де­ле­ний, в т. ч. спе­ци­аль­ных (для не­ко­то­рых ка­те­го­рий ра­бот­ни­ков, напр. же­лез­но­до­рож­ни­ков, мо­ря­ков и др.), бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны кон­суль­та­ци­он­ные пунк­ты и груп­пы при днев­ных шко­лах и ин­ди­ви­ду­аль­ное об­уче­ние мо­ло­дё­жи. В 1970 ра­бо­та­ло ок. 900 са­мо­сто­ят. сред­них об­ще­об­ра­зо­ват. за­оч­ных школ. В нач. 1970-х гг. от­кры­то 813 рай­он­ных школ с за­оч­ной фор­мой обу­че­ния, при 1106 днев­ных шко­лах ор­га­ни­зо­ва­но обу­че­ние за­оч­ни­ков; соз­да­но до­пол­ни­тель­но 500 учеб­но-кон­суль­тац. пунк­тов (УКП); об­щее чис­ло за­очни­ков дос­тиг­ло 1,2 млн. чел. В сер. 1970-х гг. тра­диц. З. о. ста­ло за­ме­нять­ся оч­но-за­оч­ным. С 1-й пол. 1980-х гг. чис­ло за­оч­ни­ков сред­них об­ще­об­ра­зо­ват. школ умень­ша­ет­ся. Осн. сфе­рой З. о. ста­но­вит­ся сис­те­ма выс­ше­го и сред­не­го проф. об­ра­зо­ва­ния. За­оч­ная под­го­тов­ка спе­циа­ли­стов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез сеть са­мо­сто­ят. за­оч­ных сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний и ор­га­ни­зо­ван­ных при них фи­лиа­лов и УКП на круп­ных пред­при­яти­ях, а так­же на за­оч­ных фа­куль­те­тах (от­де­ле­ни­ях) ста­цио­нар­ных ву­зов и тех­ни­ку­мов. Соз­да­ют­ся об­ще­тех­нич. фа­куль­те­ты, по­зво­ляю­щие в те­че­ние пер­вых трёх лет обу­чать­ся оч­но – по ве­чер­ней сис­те­ме обу­че­ния, а за­тем из­брать для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния за­оч­ный или оч­ный вуз.

С 1981 раз­ре­ше­ны со­кра­щён­ные сро­ки обу­че­ния для за­оч­ни­ков, имею­щих стаж ра­бо­ты по из­бран­ной спе­ци­аль­но­сти. Для лиц, обу­чаю­щих­ся за­оч­но в го­ро­дах по мес­ту жи­тель­ст­ва, ор­га­ни­зо­ва­ны оч­ные (ве­чер­ние) за­ня­тия по круп­ным цик­лам учеб­ных дис­ци­п­лин в те­че­ние го­да; при­ём слу­ша­те­лей на под­го­то­вит. от­де­ле­ния с за­оч­ным обу­че­ни­ем при ву­зах и тех­ни­ку­мах. Ву­зам пре­дос­тав­ле­но пра­во са­мим ут­вер­ждать по со­гла­со­ва­нию с ба­зо­вы­ми пред­при­ятия­ми учеб­ные пла­ны для З. о. Сро­ки обу­че­ния сту­ден­тов на од­ном кур­се не ог­ра­ни­че­ны. В 2006 в сис­те­ме выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния за­оч­но обу­ча­лись 3032 тыс. чел. (для срав­не­ния – оч­но обу­ча­лись 3508 тыс. чел.), в т. ч. в гос. и му­ни­ци­паль­ных ву­зах – 2348,3 тыс., в не­го­су­дар­ст­вен­ных – 683,7 тыс. чел. В сис­те­ме сред­не­го об­ра­зо­ва­ния за­оч­но обу­ча­лись 549,4 тыс. чел., в т. ч. в гос. и му­ни­ци­паль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях – 510,3 тыс., в не­го­су­дар­ст­вен­ных – 39,1 тыс. чел.

Заочное обучение за рубежом

В за­ру­беж­ных стра­нах З. о. рас­про­стра­ня­лось со 2-й пол. 19 в.: в 1856 от­крыт Ин-т Тус­се­на и Лан­ген­шей­да в Бер­ли­не, впер­вые вне­дрив­ший за­оч­ную фор­му обу­че­ния иностр. язы­кам; Лон­дон­ский ун-т с 1858 раз­ре­шил до­пуск со­ис­ка­те­лей к за­щи­те ди­плом­ных ра­бот без про­хо­ж­де­ния пол­но­го кур­са обу­че­ния в кол­лед­же. Бы­ли соз­да­ны сис­те­мы З. о. экс­тер­нов уни­вер­си­те­та­ми США, Ка­на­ды, Ав­ст­ра­лии и др. В по­след­ней тре­ти ве­ка соз­да­ны об­ще­ст­вен­ные цен­тры по­мо­щи З. о. – Ли­га нар. об­ра­зо­ва­ния (Фран­ция), Об-во рас­про­стра­не­ния нар. об­ра­зо­ва­ния (Гер­ма­ния), Об-во под­держ­ки до­маш­не­го об­ра­зо­ва­ния (США) и др. В 1883 в США от­крыл­ся за­оч­ный ун-т – ча­ст­ная ас­со­циа­ция пре­по­да­ва­те­лей разл. уни­вер­си­те­тов и кол­лед­жей, за­ни­мав­шая­ся про­па­ган­дой са­мо­об­ра­зо­ва­ния и за­оч­но­го обу­че­ния.

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны З. о. ста­ли при­ме­нять и гос. выс­шие и сред­ние спец. учеб­ные за­ве­де­ния. В США тем­пы рос­та чис­лен­но­сти за­оч­ни­ков в этот пе­ри­од еже­год­но воз­рас­та­ли на 7,8% по срав­не­нию с 2% чис­лен­но­сти сту­ден­тов и уч-ся оч­ных учеб­ных за­ве­де­ний; в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ка­на­де, Япо­нии и не­ко­то­рых др. стра­нах – до 10%. Зна­чит. при­рост чис­ла лиц, по­лу­чав­ших об­ра­зо­ва­ние за­оч­но, под­дер­жи­вал­ся за счёт сту­ден­тов из раз­ви­ваю­щих­ся стран Азии и Аф­ри­ки, но глав­ным фак­то­ром в про­цес­се рас­ши­ре­ния мас­шта­бов З. о. бы­ла за­ин­те­ре­со­ван­ность фирм в по­сто­ян­ном по­вы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции и в пе­ре­под­го­тов­ке сво­их ра­бот­ни­ков.

В кон. 1960-х гг. поя­ви­лись гос. и ча­ст­ные выс­шие и сред­ние спец. учеб­ные за­ве­де­ния, спе­циа­ли­зи­ро­вав­шие­ся на за­оч­ной фор­ме обу­че­ния. Пер­вым сре­ди них стал От­кры­тый ун-т в Лон­до­не (1969). В нач. 2000-х гг. он ох­ва­ты­вал ок. 200 тыс. сту­ден­тов. В рам­ках ун-та дей­ст­ву­ет Ин-т тех­но­ло­гии обу­че­ния, ве­ду­щий ис­сле­до­ва­ния по про­грамм­но-ме­то­дич. обес­пе­че­нию З. о. По­доб­ные учеб­ные за­ве­де­ния к сер. 1980-х гг. со­зда­ны и в др. стра­нах (все­го ок. 30). Соз­да­ют­ся ме­ж­ду­нар. объ­е­ди­не­ния (кон­сор­циу­мы) за­оч­ных учеб­ных за­ве­де­ний, ко­то­рые бе­рут на се­бя раз­ра­бот­ку и пре­дос­тав­ле­ние за пла­ту про­грамм и кур­сов разл. уров­ней обу­че­ния, в т. ч. и по­сле­ди­п­лом­но­го. За­пи­си лек­ций ти­ра­жи­ру­ют­ся и транс­ли­ру­ют­ся по т. н. замк­ну­тым учеб­ным се­тям и с по­мо­щью спут­ни­ко­вой свя­зи, ком­плек­ту­ют­ся в ви­део­биб­лио­те­ки и т. п. C 1938 при ЮНЕСКО дей­ст­ву­ет Ме­ж­ду­нар. со­вет по за­оч­но­му об­ра­зо­ва­нию.

Лит.: Януш­ке­вич Ф. Тех­но­ло­гия обу­че­ния в сис­те­ме выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. М., 1986 (библ.); Гром­ко­ва М. Т. За­оч­ное обу­че­ние в сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях. М., 1990.

Вернуться к началу