ЗАО́ЧНОЕ ОБУЧЕ́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАО́ЧНОЕ ОБУЧЕ́НИЕ, форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение общего и проф. образования с трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. З. о. включает самостоят. прохождение учащимися учебных курсов и очную сдачу экзаменов. З. о. в отличие от дистанционного обучения характеризуется достаточно жёстким регламентом: установочные занятия, межсессионная работа, экзаменационно-зачётные сессии, ограниченный выбор учебных дисциплин и др.; подразумевает единый для всех обучающихся учебный план, общие сроки сдачи контрольных, курсовых работ и экзаменов.
Заочное обучение в России
В дореволюц. России единственной формой З. о., признанной государством, был экстернат. В 1850 открыт Ин-т заочного обучения. Первыми методич. центрами для лиц, занимающихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (1893) при Об-ве распространения технич. знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при К-те педагогич. музея военно-учебных заведений (С.-Петербург), которые рассылали желающим учебно-методич. лит-ру, организовывали лекции и консультации. Моск. программы обучения были построены на основе вузовских учебных курсов.
В нач. 1920-х гг. открылись многочисл. заочные курсы (позднее отделения) при вузах: 2-м МГУ, С.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Механич. ин-те им. М. В. Ломоносова (оба – в Москве) и др. В 1929 коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организационные основы З. о., которое стало органичной частью системы нар. образования в СССР и охватывало общеобразоват., среднюю специальную и высшую школу. Были созданы специализир. центры подготовки кадров без отрыва от производства: Ленингр. индустриальный ин-т (1929; ныне Сев.-Зап. заочный технич. ун-т), Всесоюзный с.-х. ин-т заочного образования (1930; ныне Рос. гос. аграрный заочный ун-т, г. Балашиха Моск. обл.), Центр. заочный ин-т финансово-экономич. наук (1930; ныне Всерос. заочный финансово-экономич. ин-т, Москва), Всесоюзный индустриальный ин-т (1932; ныне Моск. гос. открытый ун-т).
Постановлением СНК СССР от 29.8.1938 «О высшем заочном образовании» была установлена курсовая система обучения с обязат. очной сдачей экзаменов и зачётов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для З. о. Согласно Положению СНК СССР о заочной аспирантуре (1939), З. о. распространялось на подготовку науч. и научно-педагогич. кадров. В 1940/41 учебном году в СССР действовало 18 заочных вузов, при 383 вузах имелись заочные отделения.
В 1950–60-е гг. в целях максимального приближения общеобразоват. школы к работающей молодёжи создана гибкая система заочного образования; кроме самостоят. школ и их отделений, в т. ч. специальных (для некоторых категорий работников, напр. железнодорожников, моряков и др.), были организованы консультационные пункты и группы при дневных школах и индивидуальное обучение молодёжи. В 1970 работало ок. 900 самостоят. средних общеобразоват. заочных школ. В нач. 1970-х гг. открыто 813 районных школ с заочной формой обучения, при 1106 дневных школах организовано обучение заочников; создано дополнительно 500 учебно-консультац. пунктов (УКП); общее число заочников достигло 1,2 млн. чел. В сер. 1970-х гг. традиц. З. о. стало заменяться очно-заочным. С 1-й пол. 1980-х гг. число заочников средних общеобразоват. школ уменьшается. Осн. сферой З. о. становится система высшего и среднего проф. образования. Заочная подготовка специалистов осуществляется через сеть самостоят. заочных средних и высших учебных заведений и организованных при них филиалов и УКП на крупных предприятиях, а также на заочных факультетах (отделениях) стационарных вузов и техникумов. Создаются общетехнич. факультеты, позволяющие в течение первых трёх лет обучаться очно – по вечерней системе обучения, а затем избрать для продолжения образования заочный или очный вуз.
С 1981 разрешены сокращённые сроки обучения для заочников, имеющих стаж работы по избранной специальности. Для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам учебных дисциплин в течение года; приём слушателей на подготовит. отделения с заочным обучением при вузах и техникумах. Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями учебные планы для З. о. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены. В 2006 в системе высшего образования заочно обучались 3032 тыс. чел. (для сравнения – очно обучались 3508 тыс. чел.), в т. ч. в гос. и муниципальных вузах – 2348,3 тыс., в негосударственных – 683,7 тыс. чел. В системе среднего образования заочно обучались 549,4 тыс. чел., в т. ч. в гос. и муниципальных учебных заведениях – 510,3 тыс., в негосударственных – 39,1 тыс. чел.
Заочное обучение за рубежом
В зарубежных странах З. о. распространялось со 2-й пол. 19 в.: в 1856 открыт Ин-т Туссена и Лангеншейда в Берлине, впервые внедривший заочную форму обучения иностр. языкам; Лондонский ун-т с 1858 разрешил допуск соискателей к защите дипломных работ без прохождения полного курса обучения в колледже. Были созданы системы З. о. экстернов университетами США, Канады, Австралии и др. В последней трети века созданы общественные центры помощи З. о. – Лига нар. образования (Франция), Об-во распространения нар. образования (Германия), Об-во поддержки домашнего образования (США) и др. В 1883 в США открылся заочный ун-т – частная ассоциация преподавателей разл. университетов и колледжей, занимавшаяся пропагандой самообразования и заочного обучения.
После 2-й мировой войны З. о. стали применять и гос. высшие и средние спец. учебные заведения. В США темпы роста численности заочников в этот период ежегодно возрастали на 7,8% по сравнению с 2% численности студентов и уч-ся очных учебных заведений; в Великобритании, Канаде, Японии и некоторых др. странах – до 10%. Значит. прирост числа лиц, получавших образование заочно, поддерживался за счёт студентов из развивающихся стран Азии и Африки, но главным фактором в процессе расширения масштабов З. о. была заинтересованность фирм в постоянном повышении квалификации и в переподготовке своих работников.
В кон. 1960-х гг. появились гос. и частные высшие и средние спец. учебные заведения, специализировавшиеся на заочной форме обучения. Первым среди них стал Открытый ун-т в Лондоне (1969). В нач. 2000-х гг. он охватывал ок. 200 тыс. студентов. В рамках ун-та действует Ин-т технологии обучения, ведущий исследования по программно-методич. обеспечению З. о. Подобные учебные заведения к сер. 1980-х гг. созданы и в др. странах (всего ок. 30). Создаются междунар. объединения (консорциумы) заочных учебных заведений, которые берут на себя разработку и предоставление за плату программ и курсов разл. уровней обучения, в т. ч. и последипломного. Записи лекций тиражируются и транслируются по т. н. замкнутым учебным сетям и с помощью спутниковой связи, комплектуются в видеобиблиотеки и т. п. C 1938 при ЮНЕСКО действует Междунар. совет по заочному образованию.