ДИСТАНЦИО́ННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИСТАНЦИО́ННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ, процесс целенаправленного и методически организованного обучения с применением преим. средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), при котором преподаватель и обучаемые разделены во времени и пространстве. Приобретённая учащимся квалификация подтверждается соответствующим документом об образовании. По методам организации учебного процесса Д. о. близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса – к его очной форме. При Д. о. предусмотрены все виды учебной деятельности: консультации, семинары, лекции, лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты (работы) и т. д. Используются специально разработанное учебно-методич. обеспечение и информац. технологии, включающие: печатные материалы (учебники, пособия, дидактич. материалы, справочники), текстовые и графич. пособия, рассылаемые по компьютерным телекоммуникациям, видеокассеты, лекции, передаваемые по нац., местному или кабельному телевидению, электронные учебники и справочники на лазерных дисках; Интернет (онлайновое обучение).
Д. о. обладает рядом преимуществ по сравнению с традиц. формами получения знаний. Это – возможность использовать передовые образоват. технологии, комплексное программно-методич. обеспечение, индивидуальный характер обучения, привлечение к образоват. процессу крупных учёных, не имеющих возможности вести аудиторные занятия, гибкая система консультирования, широкая доступность для всех слоёв населения, более низкая стоимость обучения по сравнению с аналогич. программами очного обучения.
Недостатки Д. о. связаны: с отсутствием прямого (очного) общения преподавателя с обучающимся; с оснащённостью рабочего места ИКТ; с проблемой идентификации пользователя при проверке знаний; с отсутствием постоянного контроля над обучающимися и т. д. Д. о. – составная часть непрерывного образования.
В кон. 19 в. аналогом Д. о. стало «корреспондентское обучение»: обучающийся мог по почте посылать свои письм. работы, получать комментарий преподавателя и новые задания, а также заочное обучение. Для мн. людей это было единственной возможностью получить образование. Образоват. учреждения корреспондентского типа обучения существуют до сих пор. В России это ЕШКО, АССА, Школа И. Давыдовой и др.
Развитие дистанционного обучения за рубежом
В 1950–60-е гг. с разработкой системы передачи информации на большие расстояния («глобальные компьютерные сети») получила развитие идея программированного обучения, обучения с помощью учебных пакетов, открытое образование. В 1939 в Великобритании создана система открытого Д. о.; учреждён Открытый ун-т (ок. 200 тыс. студентов ежегодно). В том же году основан Нац. центр Д. о. во Франции (св. 35 тыс. студентов из 120 стран мира). Др. крупнейшие зарубежные центры Д. о. (мегауниверситеты): Ун-т Юж. Африки (1946), Анатолийский ун-т в Турции (1958), Ун-т Атабаска в Канаде (1970), Нац. ун-т дистанционного образования в Испании (1972; включает 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом), Открытый ун-т в Хагене (Германия, 1974), Открытый ун-т Сукхотхай Тхамматхират (1978, Таиланд), Нац. открытый ун-т им. И. Ганди (1985; Индия). В Японии с нач. 1980-х гг. функционирует «Университет в эфире». В США в 1989 создана система публичного телевещания, которая объединяет более 1 млн. студентов из разных стран. Опыт работы Пенсильванского ун-та по Д. о. использован ЮНЕСКО при организации виртуального ун-та. Ун-ты Д. о. работают также в Австралии, Индонезии, Китае, Нидерландах, Канаде, Японии и др. странах. В странах Ближнего Востока и Центр. Америки, где уровень образования населения наиболее низкий и технич. оснащённость образоват. процесса недостаточна, развитие Д. о. заметно отстаёт.
Мировая тенденция перехода к нетрадиц. формам обучения прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информац. технологиям: до 1970-х гг. их число не превышало 100, к 1980 выросло до 200, к 1995 – до 700, в нач. 21 в. – св. 1 тыс. По данным Евразийской ассоциации дистанционного образования, примерно 1 /3 вузов, осуществляющих Д. о., находится в Сев. Америке, 1/3 – в Европе, 14% – в Африке, 12% – в России, несколько меньше – в Азии и др. регионах.
Развитие дистанционного образования в России
Система Д. о. в России создаётся с нач. 1990-х гг. В 1991 первые 20 студентов приступили к изучению курса Открытого ун-та Великобритании «эффективный менеджер». В 1992 был создан Междунар. центр Д. о. ЛИНК (ныне Междунар. ин-т менеджмента ЛИНК; ок. 5,5 тыс. студентов).
В 1995 принята концепция о создании и развитии единой системы Д. о. в России. Большое значение для развития Д. о. имел всерос. эксперимент по Д. о. (1997–2002), в котором приняли участие св. 10 вузов. Центры Д. о. функционируют в Совр. гуманитарной академии, Моск. гос. ун-те экономики, статистики и информатики, Моск. гос. ун-те электроники и математики, МГУ, Рос. гос. гуманитарном ун-те и др. крупных вузах Рос. Федерации.