Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОГРАММИ́РОВАННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ф. Талызина

ПРОГРАММИ́РОВАННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ, обу­че­ние по за­ра­нее раз­ра­бо­тан­ной про­грам­ме, в ко­то­рой пре­ду­смот­ре­ны дей­ст­вия как уча­щих­ся, так и пе­да­го­га (или за­ме­няю­ще­го его обу­чаю­ще­го уст­рой­ст­ва – ЭВМ, про­грам­ми­ро­ван­ный учеб­ник и т. п.). Идея П. о. бы­ла пред­ло­жена в 1950-х гг. Б. Ф. Скин­не­ром для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти управ­ле­ния про­цес­сом уче­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем дос­ти­же­ний экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии, ки­бер­не­ти­ки и тех­ни­ки.

Про­грам­ми­ро­ван­ный учеб­ный ма­те­ри­ал пред­став­ля­ет со­бой се­рию срав­ни­тель­но не­боль­ших пор­ций учеб­ной ин­фор­ма­ции («кад­ров», фай­лов, «ша­гов»), по­да­вае­мых в оп­ре­де­лён­ной ло­гич. по­сле­до­ва­тель­но­сти. Обу­чаю­щие про­грам­мы под­раз­де­ля­ют на ли­ней­ные, раз­ра­бо­тан­ные Б. Ф. Скин­не­ром, раз­ветв­лён­ные про­грам­мы амер. пе­да­го­га Н. Крау­де­ра (1921–98) и адап­тив­ные про­грам­мы англ. пси­хо­ло­га и спе­циа­ли­ста в об­лас­ти ки­бер­не­ти­ки Г. Пас­ка (1928–96). Ли­ней­ные про­грам­мы рас­счи­та­ны на без­оши­боч­ность ша­гов всех уча­щих­ся, т. е. долж­ны со­от­вет­ст­во­вать воз­мож­но­стям наи­бо­лее сла­бых из них. Все уча­щие­ся по­лу­ча­ют од­ну и ту же по­сле­до­ва­тель­ность кад­ров (за­да­ний) и долж­ны про­де­лать од­ни и те же ша­ги, т. е. дви­гать­ся по од­ной ли­нии (от­сю­да назв. про­грамм – ли­ней­ные). Кор­рек­ция про­грамм не пре­ду­смот­ре­на. В раз­ветв­лён­ных про­грам­мах, кро­ме ос­нов­ной, су­ще­ст­ву­ют до­пол­нит. про­грам­мы (вспо­мо­гат. вет­ви), на од­ну из ко­то­рых на­прав­ля­ет­ся уче­ник в слу­чае за­труд­не­ний. Адап­тив­ная про­грам­ма под­би­ра­ет или пре­дос­тав­ля­ет обу­чае­мо­му воз­мож­ность са­мо­му вы­би­рать уро­вень слож­но­сти но­во­го учеб­но­го ма­те­риа­ла, из­ме­нять его по ме­ре ус­вое­ния, об­ра­щать­ся к элек­трон­ным спра­воч­ни­кам, сло­ва­рям, по­со­би­ям и т. д., а так­же вы­би­рать темп учеб­ной ра­бо­ты, ис­поль­зуя спец. тех­нич. сред­ст­ва (в ча­ст­но­сти, ком­пь­ю­тер), осу­ще­ст­в­ляю­щие по­иск оп­ти­маль­но­го ре­жи­ма обу­че­ния и ав­то­ма­ти­че­ски под­дер­жи­ваю­щие най­ден­ные ус­ло­вия. В час­тич­но адап­тив­ной про­грам­ме осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­ветв­ле­ние (да­ёт­ся др. ва­ри­ант) на ос­но­ве од­но­го (по­след­не­го) от­ве­та уче­ни­ка. В пол­но­стью адап­тив­ной про­грам­ме ди­аг­но­сти­ка зна­ний уча­ще­го­ся пред­став­ля­ет со­бой мно­го­ша­го­вый про­цесс, на ка­ж­дом ша­ге ко­то­ро­го учи­ты­ва­ют­ся ре­зуль­та­ты пре­ды­ду­щих ша­гов.

В Рос­сии П. о. стро­ит­ся (с 1960-х гг.) на ос­но­ве дея­тель­но­ст­ной тео­рии ус­вое­ния, про­грам­ма обу­че­ния на­прав­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние за­дан­ных ви­дов по­зна­ват. дея­тель­но­сти уча­щих­ся с за­ра­нее на­ме­чен­ны­ми ка­че­ст­ва­ми. В раз­ра­бот­ке отд. по­ло­же­ний кон­цеп­ции уча­ст­во­ва­ли В. П. Бес­паль­ко, П. Я. Галь­пе­рин, Л. Н. Лан­да, А. М. Ма­тюш­кин, Н. Ф. Та­лы­зи­на и др.

Лит.: Сто­ла­ров Л. М. Обу­че­ние с по­мо­щью ма­шин. М., 1965 (в при­ло­же­нии ст. Б. Скин­не­ра и Н. Крау­де­ра); Пер­спек­ти­вы про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния. М., 1966; Та­лы­зи­на Н. Ф. Тео­ре­ти­че­ские про­бле­мы про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния. М., 1969; она же. Управ­ле­ние про­цес­сом ус­вое­ния зна­ний. 2-е изд. М., 1984; Лан­да Л. Н. Ки­бер­не­ти­ка и про­бле­мы про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния. М., 1970. Вып. 1; он же. Про­бле­мы про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния и ки­бер­не­ти­ка. М., 1970. Вып. 2; Сто­унс Е. Стра­те­гия и так­ти­ка про­грам­ми­ро­ванно­го обу­че­ния // Ки­бер­не­ти­ка и про­бле­мы обу­че­ния. М., 1970; Бес­паль­ко В. П. Про­грам­ми­ро­ван­ное обу­че­ние. Ди­дак­ти­че­ские ос­но­вы. М., 1970; он же. Пе­да­го­ги­ка и про­грес­сив­ные тех­но­ло­гии обу­че­ния. М., 1995.

Вернуться к началу