ПРОГРАММИ́РОВАННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОГРАММИ́РОВАННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ, обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющего его обучающего устройства – ЭВМ, программированный учебник и т. п.). Идея П. о. была предложена в 1950-х гг. Б. Ф. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений эксперим. психологии, кибернетики и техники.
Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определённой логич. последовательности. Обучающие программы подразделяют на линейные, разработанные Б. Ф. Скиннером, разветвлённые программы амер. педагога Н. Краудера (1921–98) и адаптивные программы англ. психолога и специалиста в области кибернетики Г. Паска (1928–96). Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т. е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. Все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т. е. двигаться по одной линии (отсюда назв. программ – линейные). Коррекция программ не предусмотрена. В разветвлённых программах, кроме основной, существуют дополнит. программы (вспомогат. ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д., а также выбирать темп учебной работы, используя спец. технич. средства (в частности, компьютер), осуществляющие поиск оптимального режима обучения и автоматически поддерживающие найденные условия. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (даётся др. вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет собой многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих шагов.
В России П. о. строится (с 1960-х гг.) на основе деятельностной теории усвоения, программа обучения направлена на формирование заданных видов познават. деятельности учащихся с заранее намеченными качествами. В разработке отд. положений концепции участвовали В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.