СРАВНИ́ТЕЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СРАВНИ́ТЕЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА, область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития педагогич. теории и практики в разл. странах и регионах мира для взаимообогащения нац. образоват. систем путём использования зарубежного опыта. Примеры сравнит. описания состояния образования в разл. странах можно найти в трудах Я. А. Коменского, педагогов 18–19 вв. И. Г. Гарднера, И. П. Бринкмана (Германия), Э. А. Эверса (Швейцария), И. Нифа, Дж. Грискома (США) и др. Первым употребил термин «С. п.» (1817) основоположник этой области педагогики франц. публицист М. А. Жюльен Парижский (1775–1848). Он видел в С. п. одно из важнейших средств совершенствования теории и практики образования, выработки общей для всех европ. стран педагогич. теории, способствовавшей культурному прогрессу и сплочению народов. Считал необходимым создать междунар. орган для координации исследований в области С. п. и междунар. педагогич. журнал. Первыми центрами С. п. стали нац. и междунар. информационные и статистич. учреждения, занимавшиеся подбором, обработкой и распространением материалов о состоянии образования, – Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879) и др.
В кон. 19 – нач. 20 вв. появились сравнит. педагогич. исследования в России (П. А. Капнист, П. Ф. Каптерев, П. Г. Мижуев, А. П. Пинкевич и др.). В 1-й пол. 20 в. в условиях многочисл. реформ нац. систем образования расширилась сеть организаций, занимающихся сравнительно-педагогич. исследованиями. Роль координац. центра играло Международное бюро просвещения. Разработку методологии С. п. и конкретные исследования вели И. Кандел, П. Монро, Дж. Каунтс (все – США), Б. Рассел, Н. Ханс (Великобритания), Ф. Шнайдер (Германия), П. Россельо (Швейцария) и др.
В 1920-х гг. группа рос. педагогов, работавших в системе Народного комиссариата просвещения, занималась изучением зарубежной педагогич. теории и практики школы; на рус. язык переводились наиболее значит. работы иностр. специалистов по общей и эксперим. педагогике. Ж. «На путях к новой школе» (1922–33, ред. Н. К. Крупская) систематически публиковал статьи, анализировавшие состояние образования за рубежом. После 2-й мировой войны проблемы С. п. разрабатывали: Ин-т непрерывного образования ЮНЕСКО (1951) в Гамбурге, Герм. ин-т междунар. педагогич. исследований (1951) во Франкфурте-на-Майне, Об-во сравнит. педагогики США (1956), Европ. об-во сравнит. педагогики в Лондоне (1961) с отделениями в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Испании, общества сравнит. педагогики в Австрии, Канаде, Японии, Всемирный совет обществ сравнит. педагогики (1970) и др. Издаются журналы: «Международный обзор образования» («International Review of Education», 1931), «Обзор по сравнительной педагогике» («Comparative Education Review», 1957), «Сравнительная педагогика» («Comparative Education», 1971), «Мир. Образование» («Le Monde de l’education», 2003) и др.
Развитие проблематики и методов С. п. во 2-й пол. 20 в. связано с трудами Дж. Лоурайса (Лауверис), Б. Холмса (оба – Великобритания), Дж. Бередея, Р. Кинг-Холла (оба – США), О. Анвайлера, Ф. Хилькера (оба – Германия), М. Дебесса (Франция), Н. Чакырова (Болгария), Б. Суходольского и др. Заметный вклад в развитие рос. С. п. внесли Б. Л. Вульфсон, В. П. Лапчинская, З. А. Малькова, И. Б. Марцинковский, Н. Д. Никандров, М. А. Соколова и др. Центры сравнит.-педагогич. исследований работают в системе РАО и некоторых вузов. В 1970–80-х гг. Моск. гос. педагогич. ин-том издано неск. сб-ков «Вопросы сравнительной педагогики» и ряд учебных пособий для студентов.
В нач. 21 в. среди многочисл. задач, стоящих перед С. п., актуальны исследования причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в разл. странах, позволяющие прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчать их влияние. Важно сравнит. изучение теории и практики непрерывного образования, практики дифференциации образования (с целью прогнозирования возможных педагогич. и социальных её последствий), разл. вариантов реализации идеи интернационализации образования, в т. ч. «глобального образования» и «поликультурного образования».