Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СРАВНИ́ТЕЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 105-106

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: M. Л. Родионов

СРАВНИ́ТЕЛЬНАЯ ПЕДАГО́ГИКА, об­ласть пе­да­го­ги­че­ской нау­ки, изу­чаю­щая со­стоя­ние, за­ко­но­мер­но­сти и тен­ден­ции раз­ви­тия пе­да­го­гич. тео­рии и прак­ти­ки в разл. стра­нах и ре­гио­нах ми­ра для взаи­мо­обо­га­ще­ния нац. об­ра­зо­ват. сис­тем пу­тём ис­поль­зо­ва­ния за­ру­беж­но­го опы­та. При­ме­ры срав­нит. опи­са­ния со­стоя­ния об­ра­зо­ва­ния в разл. стра­нах мож­но най­ти в тру­дах Я. А. Ко­мен­ско­го, пе­да­го­гов 18–19 вв. И. Г. Гард­не­ра, И. П. Бринк­ма­на (Гер­ма­ния), Э. А. Эвер­са (Швей­ца­рия), И. Ни­фа, Дж. Грис­ко­ма (США) и др. Пер­вым упот­ре­бил тер­мин «С. п.» (1817) ос­но­во­по­лож­ник этой об­лас­ти пе­да­го­ги­ки франц. пуб­ли­цист М. А. Жюль­ен Па­риж­ский (1775–1848). Он ви­дел в С. п. од­но из важ­ней­ших средств со­вер­шен­ст­во­ва­ния тео­рии и прак­ти­ки об­ра­зо­ва­ния, вы­ра­бот­ки об­щей для всех ев­роп. стран пе­да­го­гич. тео­рии, спо­соб­ст­во­вав­шей куль­тур­но­му про­грес­су и спло­че­нию на­ро­дов. Счи­тал не­об­хо­ди­мым соз­дать ме­ж­ду­нар. ор­ган для ко­ор­ди­на­ции ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти С. п. и меж­ду­нар. пе­да­го­гич. жур­нал. Пер­вы­ми цен­тра­ми С. п. ста­ли нац. и ме­ж­ду­нар. инфор­ма­ци­он­ные и ста­ти­стич. уч­ре­ж­де­ния, за­ни­мав­шие­ся под­бо­ром, об­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем ма­те­риа­лов о со­стоя­нии об­ра­зо­ва­ния, – Служ­ба про­све­ще­ния в Ва­шинг­то­не (1866), Му­зей пе­да­го­ги­ки в Па­ри­же (1879) и др.

В кон. 19 – нач. 20 вв. поя­ви­лись срав­нит. пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ния в Рос­сии (П. А. Кап­нист, П. Ф. Кап­те­рев, П. Г. Ми­жу­ев, А. П. Пин­ке­вич и др.). В 1-й пол. 20 в. в ус­ло­ви­ях мно­го­числ. ре­форм нац. сис­тем об­ра­зо­ва­ния рас­ши­ри­лась сеть ор­га­ни­за­ций, за­ни­маю­щих­ся срав­ни­тель­но-пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ния­ми. Роль ко­ор­ди­нац. цен­тра иг­ра­ло Ме­ж­ду­на­род­ное бю­ро про­све­ще­ния. Раз­ра­бот­ку ме­то­до­ло­гии С. п. и кон­крет­ные ис­сле­до­ва­ния ве­ли И. Кан­дел, П. Мон­ро, Дж. Ка­унтс (все – США), Б. Рас­сел, Н. Ханс (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Ф. Шнай­дер (Гер­ма­ния), П. Рос­се­льо (Швей­ца­рия) и др.

В 1920-х гг. груп­па рос. пе­да­го­гов, ра­бо­тав­ших в сис­те­ме На­род­но­го ко­мис­са­риа­та про­све­ще­ния, за­ни­ма­лась изу­че­ни­ем за­ру­беж­ной пе­да­го­гич. тео­рии и прак­ти­ки шко­лы; на рус. язык пе­ре­во­ди­лись наи­бо­лее зна­чит. ра­бо­ты иностр. спе­циа­ли­стов по об­щей и экс­пе­рим. пе­да­го­ги­ке. Ж. «На пу­тях к но­вой шко­ле» (1922–33, ред. Н. К. Круп­ская) сис­те­ма­ти­че­ски пуб­ли­ко­вал ста­тьи, ана­ли­зи­ро­вав­шие со­стоя­ние об­ра­зо­ва­ния за ру­бе­жом. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны про­бле­мы С. п. раз­ра­ба­ты­ва­ли: Ин-т не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния ЮНЕСКО (1951) в Гам­бур­ге, Герм. ин-т ме­ж­ду­нар. пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ний (1951) во Франк­фур­те-на-Май­не, Об-во срав­нит. пе­да­го­ги­ки США (1956), Ев­роп. об-во срав­нит. пе­да­го­ги­ки в Лон­до­не (1961) с от­де­ле­ни­я­ми в Ве­ли­ко­бри­та­нии, ФРГ, Бель­гии, Ис­па­нии, об­щест­ва срав­нит. пе­да­го­ги­ки в Ав­ст­рии, Ка­на­де, Япо­нии, Все­мир­ный со­вет об­ществ срав­нит. пе­да­го­ги­ки (1970) и др. Из­да­ют­ся жур­на­лы: «Ме­ж­ду­на­род­ный об­зор об­ра­зо­ва­ния» («In­ter­national Review of Education», 1931), «Об­зор по срав­ни­тель­ной пе­да­го­ги­ке» («Comparative Education Review», 1957), «Срав­ни­тель­ная пе­да­го­ги­ка» («Com­parative Education», 1971), «Мир. Об­ра­зо­ва­ние» («Le Monde de l’education», 2003) и др.

Раз­ви­тие про­бле­ма­ти­ки и ме­то­дов С. п. во 2-й пол. 20 в. свя­за­но с тру­да­ми Дж. Ло­урай­са (Лау­ве­рис), Б. Холм­са (оба – Ве­ли­ко­бри­та­ния), Дж. Бе­ре­дея, Р. Кинг-Хол­ла (оба – США), О. Ан­вай­ле­ра, Ф. Хиль­ке­ра (оба – Гер­ма­ния), М. Де­бес­са (Фран­ция), Н. Ча­кы­ро­ва (Бол­га­рия), Б. Су­хо­доль­ско­го и др. За­мет­ный вклад в раз­ви­тие рос. С. п. внес­ли Б. Л. Вульф­сон, В. П. Лап­чин­ская, З. А. Маль­ко­ва, И. Б. Мар­цин­ков­ский, Н. Д. Ни­кан­д­ров, М. А. Со­ко­ло­ва и др. Цен­тры срав­нит.-пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ний ра­бо­та­ют в сис­те­ме РАО и не­ко­то­рых ву­зов. В 1970–80-х гг. Моск. гос. пе­да­го­гич. ин-том из­да­но неск. сб-ков «Во­про­сы срав­ни­тель­ной пе­да­го­ги­ки» и ряд учеб­ных по­со­бий для сту­ден­тов.

В нач. 21 в. сре­ди мно­го­числ. за­дач, стоя­щих пе­ред С. п., ак­ту­аль­ны ис­сле­до­ва­ния при­чин и ме­ха­низ­мов ми­ро­во­го кри­зи­са об­ра­зо­ва­ния, осо­бен­но­стей его про­яв­ле­ния в разл. стра­нах, по­зво­ляю­щие про­гно­зи­ро­вать кри­зис­ные яв­ле­ния и по воз­мож­но­сти смяг­чать их влия­ние. Важ­но срав­нит. изу­че­ние тео­рии и прак­ти­ки не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния, прак­ти­ки диф­фе­рен­циа­ции об­ра­зо­ва­ния (с це­лью про­гно­зи­ро­ва­ния воз­мож­ных пе­да­го­гич. и со­ци­аль­ных её по­след­ст­вий), разл. ва­ри­ан­тов реа­ли­за­ции идеи ин­терна­цио­на­ли­за­ции об­ра­зо­ва­ния, в т. ч. «гло­баль­но­го об­ра­зо­ва­ния» и «по­ли­куль­тур­но­го об­ра­зо­ва­ния».

Лит.: Hilker F. Vergleichende Pädagogik. Münch., 1962; Bereday G. Comparative method in education. N. Y., 1964; Vexliard A. La Pé­dagogie comparée: Méthodes et problèmes. P., 1967; Со­ко­ло­ва M. А., Кузь­ми­на E. H., Ро­дио­нов M. Л. Срав­ни­тель­ная пе­да­го­ги­ка. M., 1978; Holmes B. Comparative education: Some consideration of method. L., 1981; Джу­рин­ский А. Н. Срав­ни­тель­ная пе­да­го­ги­ка: Взгляд из Рос­сии. М., 2013.

Вернуться к началу