ОБУЧЕ́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБУЧЕ́НИЕ, совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование. Понятие «О.» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундам. свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. ещё шире, говоря, напр., о самообучающихся системах. В ходе социального развития О. становится отд. специфич. видом обществ. деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. Гл. составляющие процесса О. – преподавание и учение. В их единстве заключается осн. дидактич. функция О. В элементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактич. отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю. Отношение «преподавание – учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении.
В условиях непрерывного образования прямое педагогич. руководство заменяется опосредованным, учение всё более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны О. находятся в единстве и влияют друг на друга. Объём и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам О., условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О. выступает как принцип педагогич. деятельности; нужны спец. усилия педагогов, чтобы его обеспечить.
Существуют разл. системы организации О.: индивидуальное О., классно-урочная система, лекционно-семинарская система, предметно-курсовая система обучения и др. Каждая из них использует характерные организационные формы обучения (групповые, коллективные и др.), способствует созданию специфич. условий О., воспитания и развития учащихся.