ОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБРАЗОВА́НИЕ, процесс педагогически организованной социализации, объединяющий обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. О. – одно из фундам. прав человека. Социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность совр. квалифицир. труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации О. В процессе О. развивающаяся личность приобретает опыт, знания, навыки деятельности, которые рассматриваются в совр. педагогич. науке не только как цель О., но и как важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и включение её в социально ценную деятельность, предполагающую разл. возможности самообразования.
Классификация видов О. осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в его системе способностей (общее образование, специальное и профессиональное образование) и по уровням сложности (дошкольное, школьное, высшее и др.).
Цели О. соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Преобладающие в том или ином обществе социальные отношения активно влияют на О., поддерживая те или иные образоват. институты, определённые модели учебно-воспитат. процесса.
Формирование и поддержание образоват. мотивов личности – одна из осн. задач педагогов и психологов. О. развивает в человеке способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке, что имеет большое значение для становления творч. установок личности. Отвечая разл. возрастной структуре потребностей и способностей, содержание О. развёртывается от преимущественно эмоционально переживаемых детьми представлений к рефлективно и активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется в учебно-воспитат. процессе (концентрически и линейно). Педагогически обоснованный отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познават., эмоционально-ценностных, волевых и физич. качеств личности. Содержание и методы О. призваны обеспечить полноценное «проживание» отд. возрастных этапов (детства, отрочества и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения культуры и видов деятельности, а также развитие разл. способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и обществ. отношений.