КЕ́РШЕНШТЕЙНЕР КЕРШЕНШТАЙНЕР ГЕОРГ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́РШЕНШТЕЙНЕР, Кершенштайнер (Kerschensteiner) Георг (29.7.1854, Мюнхен – 15.1.1932, там же), нем. педагог, теоретик гражд. воспитания и трудовой школы. Окончил Мюнхенский ун-т (1883), преподавал в коммерч. училищах и гимназиях в Нюрнберге, Швайнфурте, Мюнхене. В 1895–1919 гор. школьный советник в Мюнхене. С 1920 проф. Мюнхенского ун-та. В своих трудах подверг критике традиц. нар. школу и гимназию, нуждавшихся, по мнению К., в такой системе образования и воспитания, которая обеспечивала бы подготовку из детей и подростков благонамеренных граждан, добросовестных и инициативных в области своей проф. деятельности работников. Гл. средством такого воспитания К. считал трудовую школу, сущность которой заключалась в том, чтобы вооружить учащихся минимумом знаний и максимумом умений и навыков, характерных для данной отрасли практич. деятельности, а также соответствующими гражд. убеждениями. К. не распространял «трудовой принцип» на средние школы (гимназии и реальные училища), был сторонником двойственной системы обучения. В народных (массовых) школах К. считал нужным широко использовать разл. виды ремесленного труда, самостоят. лабораторные работы, практич. занятия, ручной труд на уроках общеобразовательных дисциплин. Собственно проф. подготовка, по К., должна осуществляться в т. н. дополнительных школах для работающих подростков, имеющих образование в объёме нар. школы. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой здесь приспосабливалось изучение всех учебных предметов. В тесной связи с концепцией трудовой школы у К. выступала теория гражд. воспитания, наиболее полно изложенная в книгах «Понятие гражданского воспитания» («Der Begriff der staatsburgerlichen Erziechung», 1910) и «Понятие трудовой школы» («Der Begriff der Arbeitsschule», 1912). В них К. рассматривал нар. школу и армию как наиболее действенные гос. воспитательные институты.
Реализуя свои идеи, К. перестроил учебные планы нар. школ Мюнхена, отводя большое место в них практич. математике, естествознанию и рисованию. Реформаторские идеи К. оказали значит. влияние на развитие педагогич. теории и школьной практики в Европе первых десятилетий 20 в.