ТРУДОВА́Я ШКО́ЛА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРУДОВА́Я ШКО́ЛА, направление в педагогич. теории и практике организации общего образования кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. В крупных социально-педагогич. теориях 17–18 вв. (Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др.) содержались многочисл. аргументы в пользу включения разнообразной трудовой деятельности в учебно-воспитат. процесс в соответствии с возрастными, физич. и интеллектуальными возможностями детей с целью повышения эффективности школьного образования. Ключевое значение имели труды И. Песталоцци, который впервые связал мотивацию труда с природой ребёнка, Ф. Фребеля и практич. опыт представителей филантропизма. В рамках т. н. педагогич. активизма выделилось неск. течений, базировавшихся на разл. толковании понятия «труд» и отличавшихся степенью и целями использования отдельных его видов в учебном процессе. Сторонники мануализма У. Сигнеус (Финляндия), А. Клаусон-Каас (Дания), Э. Шенкендорф, А. Пабст, Х. Шерер (Германия), Р. Зейдель (Швейцария) добились введения в учебные планы нар. школ ручного труда в качестве самостоят. предмета с целью обеспечения общей допрофессиональной подготовки учащихся. Франц. система обучения ручному труду (Ж. Фонтень и др.) основывалась на применении упражнений при изготовлении деталей к.-л. изделий. Шведская (т. н. слойд О. Саломона) система предполагала изготовление целых предметов (гл. обр. из древесины) и оказалась педагогически более эффективной. Другим заметным течением Т. ш. был профессионализм, развивавшийся в значит. мере под влиянием идей Г. Кершенштейнера. На рубеже 19 и 20 вв. идеи педагогич. активизма получили психолого-педагогич. обоснование в работах представителей экспериментальной педагогики.
В России первым пытался решить проблему взаимосвязи труда и воспитания К. Д. Ушинский. По инициативе И. А. Вышнеградского ручной труд стал самостоят. учебным предметом. За основу был принят швед. слойд. Рос. педагоги-мануалисты К. Ю. Цируль, Н. В. Касаткин, Н. П. Столпянский разработали программы и оригинальную систему обучения: изготовление предметов учащимися не по «моделям», а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам; начальный курс работ по металлу и пр. В нач. 20 в. ручной труд преподавался более чем в 900 учебных заведениях России. Идеи Т. ш. пропагандировали сторонники свободного воспитания.
В сов. педагогич. теории Т. ш. рассматривалась как практич. реализация идеи К. Маркса о соединении обучения с производит. трудом. Положение «О единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) объявляли труд основой школьной жизни. Существенное влияние на разработку теории социалистич. Т. ш. оказали работы С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, M. M. Рубинштейна, А. Г. Калашникова, Л. Д. Синицкого, А. А. Фортунатова. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. начался радикальный пересмотр содержания и методов работы сов. школы. Его идеологи В. Н. Шульгин и М. В. Крупенина выступали за слияние школы с произ-вом, за систематич. работу учащихся на фабриках и в мастерских с переходом от одного вида труда к другому. Функции школы должны были сводиться к организации и планированию этого процесса на основе метода проектов. В 1937, несмотря на протесты мн. педагогов, трудовое обучение как самостоят. предмет было отменено. Восстановление принципов Т. ш., и прежде всего принципа соединения обучения с производит. трудом, легло в основу «Закона об укреплении связи школы с жизнью» (1958). Старшая ступень обучения (9–11-е классы) была профессионализирована, что вызвало протесты мн. педагогов и представителей общественности против возложения на общеобразоват. школу несвойственных ей функций. Реформа 1958 подверглась пересмотру во 2-й пол. 1960-х гг., но сов. система общего образования продолжала развиваться в русле Т. ш. Школьная реформа 1984 потерпела неудачу, т. к. «коренное улучшение» трудового воспитания, обучения и проф. ориентации вновь ставилось в зависимость от профессионализации старшей ступени. Предлагавшаяся модель дополнения всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным не выдержала проверки временем.