СОРО́КА-РОСИ́НСКИЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОРО́КА-РОСИ́НСКИЙ Виктор Николаевич [13(25).11.1882, Новгород-Северский, ныне Черниговской обл. – 4.10.1960, Ленинград], рос. педагог. Окончив историко-филологич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1906), изучал проблемы психологии под рук. В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского в Воен.-мед. академии. В 1920–1925 возглавлял Петрогр. отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых (более известный как Школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского, ШКИД), где создал оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников относил к «супранормному-эндогенному типу», т. е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфич. развития и особого душевного и психич. склада. Значит. роль отводил самовоспитанию («Психология и самовоспитание», 1907), ставя вопрос о создании спец. науки – автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность. Предложил своеобразную типологию учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). Из-за расхождения в педагогич. взглядах с офиц. инстанциями вынужден был покинуть ШКИД. Исследовал проблемы создания рус. школы как нац. феномена. Со 2-й пол. 1930-х гг. занимался вопросами методики преподавания рус. языка и лит-ры, в т. ч. в нерусской школе. Сформулировал положения о типе детской книги (стилизация под примитивизм, но в изящной форме; фокусирование внимания на действиях, особенно героических; показ сильных энергичных личностей; отказ от нравоучений и т. д.), не потерявшие актуальности для совр. практики издания детской лит-ры.