Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕФЕКТОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 606

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Малофеев

ДЕФЕКТОЛО́ГИЯ (от лат. defectus – не­дос­та­ток и …ло­гия), от­расль на­уч. зна­ния об осо­бен­но­стях и за­ко­но­мер­но­стях пси­хо­со­ци­аль­но­го раз­ви­тия разл. ка­те­го­рий де­тей с фи­зич. и пси­хич. не­дос­тат­ка­ми (глу­хо­та, сле­по­та, ум­ст­вен­ная от­ста­лость и др.). Ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти Д. на­прав­ле­ны на раз­ра­бот­ку тео­ре­тич. про­блем и при­клад­ных за­дач обу­че­ния и вос­пи­та­ния и по­иск оп­ти­маль­ных ус­ло­вий и пу­тей со­ци­аль­ной ин­те­гра­ции та­ких де­тей.

Д. на­ча­ла раз­ви­вать­ся в нач. 20 в. в свя­зи с за­да­ча­ми соз­да­ния в раз­ных стра­нах гос. сис­тем спец. об­ра­зо­ва­ния, яд­ро ко­то­рых со­ста­ви­ли шко­лы для сле­пых, глу­хих и ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей. Кон­цеп­ту­аль­ной и ме­то­до­ло­гич. ба­зой рос. Д. яв­ля­ют­ся ра­бо­ты Л. С. Вы­гот­ско­го, ко­то­рый ещё в 1930-е гг. сфор­му­ли­ро­вал по­ло­же­ния о при­ро­де и сущ­но­сти ано­ма­лий раз­ви­тия ре­бён­ка и обо­зна­чил гл. на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Пер­вым в Рос­сии н.-и. цен­тром Д. стал Экс­пе­ри­мен­таль­ный де­фек­то­ло­гич. ин-т (ЭДИ; ны­не Ин-т кор­рек­ци­он­ной пе­да­го­ги­ки РАО), от­кры­тый в 1929 на ба­зе соз­дан­ной В. П. Ка­щен­ко в 1921 Ме­ди­ко-пе­да­го­гич. кли­ни­ки (с 1923 Ме­ди­ко-пе­да­го­гич. опыт­ная стан­ция).

Д. ба­зи­ру­ет­ся на пред­став­ле­ни­ях о слож­ном ге­не­зи­се на­ру­шен­но­го раз­ви­тия, о спе­ци­фич. и об­щих за­ко­но­мер­но­стях, ле­жа­щих в его ос­но­ве, и опи­ра­ет­ся как на дан­ные об­щей пе­да­го­ги­ки, фи­зио­ло­гии, воз­рас­тной и пе­да­го­гич. пси­хо­ло­гии, так и на ком­плекс­ные меж­дис­ци­п­ли­нар­ные ис­сле­до­ва­ния, рас­кры­ваю­щие и опи­сы­ваю­щие струк­ту­ру, ме­ха­низ­мы и фе­но­ме­но­ло­гию на­ру­ше­ний раз­ви­тия на ней­ро­био­ло­ги­че­ском (ней­ро­фи­зио­ло­гия, нев­ро­ло­гия, мед. ге­не­ти­ка) и кли­ни­ко-­пси­хо­ло­ги­че­ском (па­топ­си­хо­ло­гия, ней­роп­си­хо­ло­гия, пси­хи­ат­рия дет­ско­го воз­рас­та) уров­нях. Ре­зуль­та­ты та­ких ис­сле­до­ва­ний (в гра­ни­цах Д.) ис­поль­зу­ют­ся для со­вер­шен­ст­во­ва­ния ме­то­дич. ба­зы и про­филь­ных про­грамм кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния де­тей. Кор­рек­ци­он­ная пе­да­го­ги­ка в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­но­го объ­ек­та пе­да­го­гич. воз­дей­ст­вий (де­ти с на­ру­ше­ния­ми слу­ха, зре­ния, ин­тел­лек­та, ре­чи) раз­де­ля­ет­ся на сур­до-, тиф­ло-, оли­го­фре­но­пе­да­го­ги­ку, ло­го­пе­дию. В тес­ной свя­зи с кор­рек­ци­он­ной пе­да­го­ги­кой раз­ви­ва­ет­ся спе­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, изу­чаю­щая де­тей с про­бле­ма­ми раз­ви­тия и раз­ра­ба­ты­ваю­щая ме­то­ды пси­хо­ло­гич. по­мо­щи им. К при­ори­тет­ным за­да­чам совр. Д. от­но­сят­ся: соз­да­ние сис­те­мы ран­ней пси­хо­ло­го-ме­ди­ко-­пе­да­го­гич. по­мо­щи де­тям с на­ру­ше­ния­ми раз­ви­тия (с пер­вых ме­ся­цев жиз­ни ре­бён­ка); раз­ра­бот­ка на­уч. ос­нов ин­те­гра­ции та­ких де­тей в об­ще­об­ра­зо­ват. сре­ду, мо­де­лей взаи­мо­дей­ст­вия спе­циа­ли­стов с семь­ёй, вос­пи­ты­ваю­щей «про­блем­но­го» ре­бён­ка, и ряд др. за­дач.

По­сле ра­ти­фи­ка­ции РСФСР в 1991 Кон­вен­ций ООН «О пра­вах ин­ва­ли­дов» и «О пра­вах ум­ст­вен­но от­ста­лых» бы­ла осоз­на­на не­об­хо­ди­мость от­ка­за от тер­ми­нов, со­дер­жа­щих ука­за­ние на де­фект, на на­ли­чие био­ло­гич. и со­ци­аль­ной не­пол­но­цен­но­сти и по­ро­ж­даю­щих яв­ле­ния стиг­ма­ти­за­ции зна­чит. ко­ли­че­ст­ва лиц (как де­тей, так и взрос­лых) с на­ру­ше­ния­ми раз­ви­тия. В этой свя­зи офиц. упо­т­реб­ле­ние тер­ми­на «Д.» на­чи­на­ет но­сить ог­ра­ни­чен­ный ха­рак­тер, со­хра­ня­ясь гл. обр. в язы­ке меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го об­ще­ния рос. спе­циа­ли­стов, ра­бо­таю­щих в дан­ной об­лас­ти. Но ес­ли гу­ма­ни­стич. эво­лю­ция иных тер­ми­нов («де­фек­тив­ные де­ти» – «ано­маль­ные де­ти» – «осо­бые де­ти» – «де­ти с осо­бы­ми об­ра­зо­ва­тель­ны­ми по­треб­но­стя­ми») про­ис­хо­ди­ла без ущер­ба для их смыс­ло­во­го на­пол­не­ния, то для тер­ми­на «Д.» по­ка не най­ден аде­к­ват­ный эк­ви­ва­лент, от­ве­чаю­щий кри­те­ри­ям со­ци­аль­ной при­ем­ле­мо­сти и од­но­вре­мен­но от­ра­жаю­щий её со­дер­жа­ние как осо­бой, ин­те­гра­тив­ной об­лас­ти зна­ния.

За ру­бе­жом вме­сто тер­ми­на «Д.» ис­поль­зу­ют­ся бо­лее уз­кие по­ня­тия: «спе­ци­аль­ное обу­че­ние», «ле­чеб­ная пе­да­го­ги­ка», имею­щие гл. обр. прак­тич. на­прав­лен­ность.

Лит.: Вы­гот­ский Л. С. Про­бле­мы де­фек­то­ло­гии. М., 1995; Ма­ло­фе­ев Н. Н. За­пад­ная Ев­ро­па: эво­лю­ция от­но­ше­ния об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва к ли­цам с от­кло­не­ния­ми в раз­ви­тии. М., 2003; он же. Из ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной спе­ци­аль­ной шко­лы // Де­фек­то­ло­гия. 2003. № 3; он же. Стра­те­гия мо­дер­ни­за­ции оте­че­ст­вен­ной сис­те­мы спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния // Мо­дер­ни­за­ция спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния: про­бле­мы кор­рек­ции, реа­би­ли­та­ции, ин­те­гра­ции. СПб., 2003; Де­фек­то­ло­гия. Ука­за­тель ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке, вы­шед­шей в СССР. 1920–1973. М., 1975.

Вернуться к началу