ДЕФЕКТОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕФЕКТОЛО́ГИЯ (от лат. defectus – недостаток и …логия), отрасль науч. знания об особенностях и закономерностях психосоциального развития разл. категорий детей с физич. и психич. недостатками (глухота, слепота, умственная отсталость и др.). Исследования в области Д. направлены на разработку теоретич. проблем и прикладных задач обучения и воспитания и поиск оптимальных условий и путей социальной интеграции таких детей.
Д. начала развиваться в нач. 20 в. в связи с задачами создания в разных странах гос. систем спец. образования, ядро которых составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Концептуальной и методологич. базой рос. Д. являются работы Л. С. Выготского, который ещё в 1930-е гг. сформулировал положения о природе и сущности аномалий развития ребёнка и обозначил гл. направления исследований. Первым в России н.-и. центром Д. стал Экспериментальный дефектологич. ин-т (ЭДИ; ныне Ин-т коррекционной педагогики РАО), открытый в 1929 на базе созданной В. П. Кащенко в 1921 Медико-педагогич. клиники (с 1923 Медико-педагогич. опытная станция).
Д. базируется на представлениях о сложном генезисе нарушенного развития, о специфич. и общих закономерностях, лежащих в его основе, и опирается как на данные общей педагогики, физиологии, возрастной и педагогич. психологии, так и на комплексные междисциплинарные исследования, раскрывающие и описывающие структуру, механизмы и феноменологию нарушений развития на нейробиологическом (нейрофизиология, неврология, мед. генетика) и клинико-психологическом (патопсихология, нейропсихология, психиатрия детского возраста) уровнях. Результаты таких исследований (в границах Д.) используются для совершенствования методич. базы и профильных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей. Коррекционная педагогика в зависимости от конкретного объекта педагогич. воздействий (дети с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи) разделяется на сурдо-, тифло-, олигофренопедагогику, логопедию. В тесной связи с коррекционной педагогикой развивается специальная психология, изучающая детей с проблемами развития и разрабатывающая методы психологич. помощи им. К приоритетным задачам совр. Д. относятся: создание системы ранней психолого-медико-педагогич. помощи детям с нарушениями развития (с первых месяцев жизни ребёнка); разработка науч. основ интеграции таких детей в общеобразоват. среду, моделей взаимодействия специалистов с семьёй, воспитывающей «проблемного» ребёнка, и ряд др. задач.
После ратификации РСФСР в 1991 Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых» была осознана необходимость отказа от терминов, содержащих указание на дефект, на наличие биологич. и социальной неполноценности и порождающих явления стигматизации значит. количества лиц (как детей, так и взрослых) с нарушениями развития. В этой связи офиц. употребление термина «Д.» начинает носить ограниченный характер, сохраняясь гл. обр. в языке междисциплинарного общения рос. специалистов, работающих в данной области. Но если гуманистич. эволюция иных терминов («дефективные дети» – «аномальные дети» – «особые дети» – «дети с особыми образовательными потребностями») происходила без ущерба для их смыслового наполнения, то для термина «Д.» пока не найден адекватный эквивалент, отвечающий критериям социальной приемлемости и одновременно отражающий её содержание как особой, интегративной области знания.
За рубежом вместо термина «Д.» используются более узкие понятия: «специальное обучение», «лечебная педагогика», имеющие гл. обр. практич. направленность.