Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БО́ЛЬНОВ ОТТО ФРИДРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 740

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

БО́ЛЬНОВ (Bollnow) От­то Фрид­рих (14.3.1903, Штет­тин – 7.2.1991, Тю­бин­ген), нем. фи­ло­соф, тео­ре­тик пе­да­го­ги­ки. Изу­чал ма­те­ма­ти­ку и фи­зи­ку в Гёт­тин­ге­не (дис. 1925), за­тем в 1926–31 фи­ло­со­фию, пси­хо­ло­гию и пе­да­го­ги­ку в Бер­ли­не, Гёт­тин­ге­не и Фрай­бур­ге. Пре­по­да­вал в ун-те Гёт­тин­ге­на (1931–39), проф. ун-тов в Ги­се­не (1939–45), Майн­це (1946–53), Тю­бин­ге­не (1953–70).

«Гер­ме­нев­ти­че­ская фи­ло­со­фия жиз­ни» Б., иду­щая от В. Диль­тея и вос­при­няв­шая мно­го­об­раз­ные мо­ти­вы и ус­та­нов­ки фе­но­ме­но­ло­гии, эк­зи­стен­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, фи­ло­со­фии язы­ка и диа­ло­гич. фи­ло­со­фии, ис­хо­дит из на­ли­чия со­кро­вен­но­го смыс­ла жиз­ни, про­яс­нять и «раз­га­ды­вать» ко­то­рый по­сто­ян­но при­зван че­ло­век в по­все­днев­ных си­туа­ци­ях сво­его бы­тия: мир не­пре­рыв­но об­ра­ща­ет­ся к че­ло­ве­ку, что-то «го­во­рит» ему: «жизнь – текст, под­ле­жа­щий ин­тер­пре­та­ции». Ле­жа­щее в ос­но­ве фи­лос.-ан­тро­по­ло­гич. кон­цеп­ции Б. ме­та­фи­зич. «до­ве­рие к бы­тию» оп­ре­де­ля­ет на­ме­чен­ные им пу­ти пре­одо­ле­ния эк­зи­стен­циа­лиз­ма, «оков эк­зи­стен­ци­аль­но­го оди­но­че­ст­ва», вы­рас­таю­ще­го из пе­ре­жи­ва­ния «стра­ха» и «от­чая­ния», ха­рак­тер­ных для че­ло­ве­ка 20 в. Об­ре­те­ние из­на­чаль­но­го чув­ст­ва «ук­ры­то­сти» (Ge­borgenheit) че­ло­ве­ка в бы­тии пред­ста­ёт у Б. как бла­го­дат­ный дар, ко­то­рый дол­жен быть удер­жан че­ло­ве­ком; «на­де­ж­да» как осн. начало че­ло­ве­че­ской ду­ши, в от­ли­чие от пла­ни­рую­ще­го соз­на­ния, мо­жет быть по­ня­та толь­ко в го­ризон­те не­пред­ска­зуе­мых воз­мож­но­стей. Раз­лич­ным фор­мам пе­ре­жи­ва­ния («на­строе­ния») со­от­вет­ст­ву­ют разл. струк­ту­ры вре­ме­ни: опи­сан­но­му М. Хай­дег­ге­ром ак­ту эк­зи­стен­ци­аль­но­го вы­бо­ра, от­ме­чен­но­го пе­ре­жи­ва­ни­ем «гнё­та» про­шло­го, «за­бо­ты» о бу­ду­щем и «за­бро­шен­но­сти» в на­стоя­щем, Б. про­ти­во­постав­ля­ет как бы «вне­вре­мен­ное» пе­ре­жи­ва­ние «сча­стья» и «ра­до­сти» – «ис­тин­ное на­стоя­щее», ко­то­рое в со­дер­жат. на­пол­нен­но­сти сво­его мгно­ве­ния вби­ра­ет в се­бя про­шлое и бу­ду­щее, ко­гда че­ло­век чув­ст­ву­ет се­бя не «за­бро­шен­ным» (geworfen) в мир, но «не­со­мым» (getragen) им.

Б. – один из ро­до­на­чаль­ни­ков пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии, в цен­тре ко­то­рой – по­ня­тие «пе­да­го­гич. ат­мо­сфе­ры», до­ве­ри­тель­но­го эмо­цио­наль­но­го взаи­мо­от­но­ше­ния вос­пи­та­те­ля и вос­пи­туе­мо­го, при­чём в про­цес­се их от­кры­то­го диа­ло­гич. об­ще­ния вос­пи­та­тель не дол­жен ис­хо­дить из не­коей «це­ли» и «об­раз­ца» и тем са­мым пре­до­пре­де­лять, чем че­ло­век дол­жен стать. Б. ак­цен­ти­ру­ет зна­че­ние «пре­рыв­ных» (unstetige) форм вос­пи­та­ния, та­ких как «встре­ча», «кри­зис», «про­бу­ж­де­ние» и т. п. Пе­даго­гич. идеи Б. по­лу­чи­ли ме­ж­ду­нар. при­зна­ние (в ча­ст­но­сти, в Япо­нии и Корее).

Соч.: Dilthey. Lpz., 1936. 4. Aufl. Schaff­hausen, 1980; Das Wesen der Stimmungen. Fr./M., 1941; Existenzphilosophie. Stuttg., 1943. 8. Aufl. Stuttg. u. a., 1978; Einfache Sittlichkeit. Gött., 1947; Rilke. Stuttg., 1951; Neue Geborgenheit. Das Problem einer Über­windung des Existentialismus. Stuttg., 1955; Die Lebensphilosophie. B. u. a., 1958; Existen­z­philosophie und Pädagogik. Stuttg., 1959; Mensch und Raum. Stuttg., 1963; Sprache und Erziehung. Stuttg., 1966; Philosophie der Er­kenntnis. Stuttg., 1970–1975. Bd 1–2; Studien zur Hermeneutik. Freiburg; Münch., 1982–1983. Bd 1–2; Anthropologische Pädagogik. 3. Aufl. Bern, 1983; Фи­ло­со­фия эк­зи­стен­циа­лиз­ма. СПб., 1999; Die pädagogische Atmosphäre. Es­sen, 2001; Тре­бо­ва­ние че­ло­веч­но­сти. СПб., 2004.

Вернуться к началу