БО́ЛЬНОВ ОТТО ФРИДРИХ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БО́ЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих (14.3.1903, Штеттин – 7.2.1991, Тюбинген), нем. философ, теоретик педагогики. Изучал математику и физику в Гёттингене (дис. 1925), затем в 1926–31 философию, психологию и педагогику в Берлине, Гёттингене и Фрайбурге. Преподавал в ун-те Гёттингена (1931–39), проф. ун-тов в Гисене (1939–45), Майнце (1946–53), Тюбингене (1953–70).
«Герменевтическая философия жизни» Б., идущая от В. Дильтея и воспринявшая многообразные мотивы и установки феноменологии, экзистенциальной философии, философии языка и диалогич. философии, исходит из наличия сокровенного смысла жизни, прояснять и «разгадывать» который постоянно призван человек в повседневных ситуациях своего бытия: мир непрерывно обращается к человеку, что-то «говорит» ему: «жизнь – текст, подлежащий интерпретации». Лежащее в основе филос.-антропологич. концепции Б. метафизич. «доверие к бытию» определяет намеченные им пути преодоления экзистенциализма, «оков экзистенциального одиночества», вырастающего из переживания «страха» и «отчаяния», характерных для человека 20 в. Обретение изначального чувства «укрытости» (Geborgenheit) человека в бытии предстаёт у Б. как благодатный дар, который должен быть удержан человеком; «надежда» как осн. начало человеческой души, в отличие от планирующего сознания, может быть понята только в горизонте непредсказуемых возможностей. Различным формам переживания («настроения») соответствуют разл. структуры времени: описанному М. Хайдеггером акту экзистенциального выбора, отмеченного переживанием «гнёта» прошлого, «заботы» о будущем и «заброшенности» в настоящем, Б. противопоставляет как бы «вневременное» переживание «счастья» и «радости» – «истинное настоящее», которое в содержат. наполненности своего мгновения вбирает в себя прошлое и будущее, когда человек чувствует себя не «заброшенным» (geworfen) в мир, но «несомым» (getragen) им.
Б. – один из родоначальников педагогической антропологии, в центре которой – понятие «педагогич. атмосферы», доверительного эмоционального взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, причём в процессе их открытого диалогич. общения воспитатель не должен исходить из некоей «цели» и «образца» и тем самым предопределять, чем человек должен стать. Б. акцентирует значение «прерывных» (unstetige) форм воспитания, таких как «встреча», «кризис», «пробуждение» и т. п. Педагогич. идеи Б. получили междунар. признание (в частности, в Японии и Корее).