ВОСТОКОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОСТОКОВЕ́ДЕНИЕ (ориенталистика), совокупность комплексных науч. дисциплин, изучающих страны и народы Азии и Сев. Африки: их историю, языки, литературу, искусство, религии, философию, социальную структуру, быт, экономику. Иногда в В. включают также африканистику, однако в последнее время эта дисциплина приобретает самостоят. характер.
Зарождение востоковедения
Понятие «Восток» для обозначения неевропейских народов Евразии появилось в Древней Греции и носило с самого начала негативный оттенок, являясь синонимом деспотизма, всеобщего рабства и угнетения. В средние века отчуждение Запада (Зап. Европы) от Востока усугубилось религ. различиями и стало восприниматься как противостояние христианства и ислама. К началу Нового времени Запад вырвался вперёд в своём социально-экономич. развитии, а затем начал подчинять себе экономически и политически неевропейские, в т. ч. восточные народы. Возник колониализм, который добавил к прежним противоречиям новые: на Западе Восток стал трактоваться как отсталый, косный, нуждающийся в цивилизующем влиянии; сам же Восток стал вести счёт «историческим обидам», нанесённым ему Западом. Все эти факторы, осознание «инаковости» Востока давно вызывали в Европе интерес к нему, ещё до возникновения В. как науки. В средние века загадочность Востока порождала его мифологизацию, сказочные сюжеты, противоречивые, нередко фантастич. представления о его несметных богатствах. Первенство в изучении культур стран Востока принадлежит паломникам и миссионерам. Преодолевая огромные трудности, они отправились в Индию, Китай, Японию и др. страны, осели там, попытались обратить местное население в христианство, для чего им потребовалось изучать местные языки. Миссионеры создали первые словари и грамматики тамили, малаялам, телугу, китайского и японского языков, изучали и описывали местные обычаи (чтобы обеспечить успех своей деятельности) и познакомили с ними европ. читателей.
С началом проникновения на Восток европ. колонизаторов появились сочинения купцов и путешественников, сделавшие представления о нём более достоверными и рациональными. Наибольшее количество европ. путешественников в 17–18 вв. отправлялось в Индию. Мусульм. мир был в то время для них закрыт, дальневосточные государства (Китай, Корея, Япония) ограничили или запретили въезд иностранцев в свои страны. Путешественники, видевшие страны Востока «своими глазами», способствовали тому, что ещё до науч. изучения создались стойкие, не преодолённые по сей день стереотипы об извечной неподвижности Востока, о господстве там деспотизма и фанатизма или же, напротив, о его исключит. «духовности», противостоящей «материалистичности» Запада. В 16–17 вв. в Европе зародилось В. как отд. отрасль знания. Но на первых этапах своего развития В., вследствие ряда особенностей, оказывало слабое влияние на сложившиеся стереотипы и даже способствовало их закреплению. Эти стереотипы вырабатывались в европ. сознании не столько для понимания особенностей Востока, сколько для их использования в идеологич. борьбе в самой Европе. Так, в 18 в. получили хождение два подхода к Востоку – критический и апологетический. Критич. направление (Ш. Л. Монтескьё и др.) использовало некоторые стереотипы (деспотизм, «дух рабства») для борьбы с абсолютизмом. Апологетическое (Вольтер, Ф. Кенэ и др.) пыталось найти на Востоке модель разумной организации общества и государства (высокая мораль, господство учёных, высокая степень социальной мобильности). При этом примером вост. деспотизма служила обычно достаточно известная Индия, а примером рациональной организации общества – почти неизвестный Китай.
В историософской системе Г. В. Ф. Гегеля отсталый и неподвижный Восток служил отправной точкой стадиального развития человечества от «всеобщего рабства» к всеобщей свободе, которой достигла только Зап. Европа. В сочинениях классиков европ. политэкономии Восток также рассматривался как наиболее ранний, примитивный этап в развитии мировой экономики (А. Смит, Р. Джонс). К. Маркс вырабатывал свою стадиальную теорию историч. развития под сильным влиянием Гегеля и англ. политэкономов. Для него Восток стал первичной формацией, «азиатским способом производства». Целью всех этих сочинений было не выяснение специфики вост. обществ, а решение теоретич. проблем, волновавших европ. науку, в частности проблемы предыстории европ. цивилизации.
Формирование востоковедения как науки
Собственно В. возникло как побочный продукт и инструмент колониального проникновения на Восток и получило прежде всего языковедческую направленность. Расширение и изменение характера колониализма в кон. 18–19 вв. (переход ряда европ. держав к территориальным захватам, установление колониальных систем управления, а затем необходимость продвижения своих товаров на рынки неевропейских стран) потребовали серьёзного изучения экономич. и политич. географии, традиционных вост. политич. институтов, этнографии, местных систем права, аграрных отношений, религий и т. п., а также широкого преподавания вост. языков. Особый интерес к Востоку и вост. древностям возник во время и после наполеоновских походов в Египет и на вост. побережье Средиземного моря. Одним из существенных стимулов к изучению инд. языков, древних текстов, философии послужило доказательство в 19 в. родственности санскрита и совр. сев.-инд. языков с европ. языками. Сформировалась индоевропеистика как направление науки, которое имело прямое отношение к проблеме происхождения европ. народов. Англ., франц. и нем. учёные через древние вост. тексты пытались осознать глубокое прошлое своих народов, что придавало дополнит. актуальность их исследованиям. Связь с колониальной политикой и практич. интересами метрополий не ограничивалась получением учёными конкретных заказов от правительств или колониальных администраций. Важнее то, что долговременные контакты больших групп населения метрополий с колониями обеспечивали значит. обществ. интерес к вост. странам и приток финансовых средств для исследований. Значителен вклад в становление В. колониальных чиновников. В Англии наибольшее развитие получила индология, в Голландии – изучение Юго-Вост. Азии, прежде всего Индонезии (которая носила офиц. назв. Нидерландская Ост-Индия), во Франции – исламоведение. Герм. В. внесло значит. вклад в санскритологию и индоевропеистику, что было связано с обществ. интересом к историч. истокам «арийской культуры». Рос. В. было ориентировано на изучение истории и культуры азиат. народов, входивших в состав Рос. империи или обитавших в сопредельных странах.
В., выросшее из практич. потребностей миссионеров, торговцев и администраторов, не потеряло прикладного характера до сих пор. Но уже два века оно развивается именно как наука, следуя логике исследоват. работы и выходя за пределы практич. задач. В. не только откликалось на «социальный заказ», но и пользовалось возможностями, появившимися в период господства европейцев в странах Азии. В Европу было вывезено большое количество историч., филос., религ., естественно-научных, худож. памятников письменности (рукописей и ксилографов). Их изучение стало самостоят. объектом исследования европ. учёных, не связанным с практич. задачами управления завоёванными странами или покорения стран, оставшихся независимыми. Среди европ. востоковедов было много исследователей, увлечённых вост. культурами, ставивших целью выявление общечеловеческого значения этих культур, критически относившихся к колониальной политике. Европ. В. выполняло функцию сохранения культурного наследия азиат. народов и делало его всеобщим достоянием.
В 19 в. мн. отрасли, составлявшие комплекс В., получили самостоят. развитие, вытекающее из логики эволюции науч. знания. Так возникли египтология, ассириология, семитология, санскритология. Исследования Древнего Востока стали престижными, одним из показателей общего культурного уровня страны. Изучение живых вост. культур (арабистика, иранистика, тюркология, индология, китаистика, монголоведение, японистика и т. п.) также приобретало всё более научный, не связанный непосредственно с политикой характер. Постепенно расширялся круг исследований, охватываемых понятием «В.». Первоначально основой В. было описание, издание, перевод и комментирование текстов. Однако оно никогда не могло замкнуться на чисто филологич. проблемах, поскольку для работы с текстами учёный должен изучить, помимо языка, историю данной страны, особенности её культуры, религии, эстетич. взглядов и т. п. Это обстоятельство обеспечивает определённое единство В., несмотря на то что в 20 в. оно в значит. степени дифференцировалось. От единого филологич. ствола отпочковались история (политич., экономич., социальная, культурная), языкознание, литературоведение, религиоведение, этнография (или этнология), искусствознание. В последние десятилетия в комплексе В. появились экономика и изучение междунар. отношений (или геополитика) стран Востока. Но и эти направления, тесно связанные с экономикой и междунар. отношениями на глобальном уровне, могут давать значимые результаты только при учёте востоковедами-экономистами и политологами цивилизац. особенностей (историч. опыта и культуры) изучаемых стран.
Будучи изначально европ. наукой о Востоке, В. на всём протяжении своего развития характеризуется европоцентризмом. Вост. языкознание долгое время развивалось, используя термины и шаблоны, выработанные на базе европ. языков. Специфич. филос. системы Индии и Китая в переводах памятников и при их интерпретации представали в терминах, присущих европ. филос. культуре. То же можно сказать об изучении вост. искусства и религий.
Современное востоковедение
В совр. науке слово «ориентализм» нередко приобретает негативный оттенок. Им обозначают европоцентричный взгляд на Восток, при котором любые проявления специфики рассматриваются как недоразвитость или «исключение из правила», а феномены истории и современности изучаются под углом зрения интересов развитых стран, хотя очевидно, что со 2-й пол. 19 в. всё больший вклад в изучение Востока начинают вносить уроженцы самого этого региона. В настоящее время их значительно больше, чем востоковедов из стран Европы и Америки. Для них предмет их занятий не является В. в традиц. европ. понимании. Поэтому регулярно происходящие с 1873 Междунар. конгрессы востоковедов с 1986 переименованы в Междунар. конгрессы азиат. и сев.-афр. исследований (37-й конгресс состоялся в 2004 в Москве).
Превращение В. из европейской во всемирную науку не только расширяет её возможности, но и сопровождается возникновением отрицат. явлений. На смену европоцентризму зачастую приходит «востокоцентризм», возвеличивание всего индийского, китайского, японского и т. д., попытки доказать извечную передовую роль Востока в мировой истории, приписывание народам Востока всех достижений человечества, восхваление вост. менталитета и образа жизни. У представителей азиат. интеллигенции нередко на первый план выступает не знание родной культуры, а осознание её превосходства. Это подрывает науч. объективность и препятствует культурному общению. Такие же двойственные последствия для изучения культуры стран Востока имел подъём нац.-освободит. движения в 20 в., который, с одной стороны, придал мощный стимул востоковедч. исследованиям во всём мире, а с другой – привёл к гипертрофии изучения проблематики, связанной с национальными и социальными конфликтами и противоречиями. Негативно влияет на развитие В. его значит. политизированность. Это обстоятельство тесно связано с указанной дихотомией европоцентризм – востокоцентризм, но выступает и как самостоят. фактор, снижающий науч. ценность востоковедческих работ. Конкретно это выражается в том, что брит. учёные, напр., склонны максимально оправдывать брит. колониальную политику, а инд., кит. и др. учёные склонны винить колонизаторов во всём негативном, что происходило в колониальных и зависимых странах и что происходит в ныне независимых государствах.
Процесс глобализации вновь ставит вопрос о том, что без знания традиций и совр. процессов в странах Востока развитые государства не могут обеспечить сохранения своего статуса. Возникла концепция «столкновения цивилизаций». Этим словосочетанием некоторые зап. политологи стали обозначать совр. геополитич. ситуацию. Подобная формулировка подвергается, однако, сомнению и основательной критике со стороны части науч. сообщества, осознающего необходимость достижения взаимопонимания между представителями разных культур. Совр. учёные Европы и Америки гораздо глубже, чем прежде, вникают в специфич. вост. реалии, пытаются исследовать вост. культуры в местных терминах, избавиться от европоцентристских взглядов.
Развитие востоковедческих исследований в России
Рос. В. стало развиваться в 19 в. в связи с необходимостью решения практич. задач по управлению присоединёнными территориями, а также по выстраиванию отношений с юж. соседями, и играло ту же роль в стимулировании востоковедческих исследований, что и в Зап. Европе на ранней стадии колониализма. Но вместе с тем В. в России испытало влияние зап.-европ. В., уже развившего интерес к более полному пониманию неевропейских культур. Характерная черта отеч. В. – отсутствие высокомерного, уничижит. взгляда на Восток и к.-л. расистских или этноконфессиональных предрассудков. В России в 19 – нач. 20 вв. наибольших успехов достигли тюркология, арабистика, иранистика. Заметное развитие получило изучение Древнего Востока, особенно египтология. Индология была представлена в осн. санскритологией и буддологией. Огромен вклад отеч. востоковедов в области науч. комментированных переводов лит. и религ.-филос. текстов. Исследования в области истории Юж. и Юго-Вост. Азии находились на начальном этапе развития. В китаеведении преобладало языковедческое, культурологическое и религиоведческое направления, приоритетными являлись проблемы буддизма. Исследование некоторых стран Востока ещё не обрело собств. традиции. Недооценка значения изучения Японии послужила одной из причин поражения России в рус.-япон. войне 1904–05.
В сов. период в отеч. В. произошли кардинальные перемены, связанные с изменением идеологии государства. В соответствии с марксистскими представлениями о совр. мировой истории как о глобальной борьбе капитализма и социализма, исход которой предрешён в пользу последнего, значительно расширился территориальный охват исследований. Положит. роль в развитии отеч. В. сыграло создание в 1921 Всерос. науч. ассоциации востоковедения и в 1930 – Ин-та востоковедения АН СССР. Помимо тех отраслей В., которые были развиты до революции, появились науч. школы в области индологии, началось изучение истории стран Юго-Вост. Азии, Японии. Особенно значит. размах получило китаеведение, что было связано с кит. революцией, политич. успехами кит. коммунистов и необходимостью для сов. правительства (и Коминтерна) разбираться в кит. реалиях. Расширилась и проблематика В. Убеждённость в том, что в скором времени предстоит «строить социализм» во всех странах и что в этом строительстве ведущую роль будут играть сов. специалисты, обеспечила значит. финансирование изучения всё большего числа вост. языков, экономики, аграрных отношений и ряда др. проблем. Марксистский историософский подход нацеливал исследователей на изучение в первую очередь истории классовой борьбы и др. форм протеста, рассматривавшихся также как проявления классовой борьбы. Особое внимание уделялось изучению рабочего движения, а также крестьянских выступлений, что вело к преувеличению их роли в социальной жизни и политике разл. стран. Изучение духовной культуры вост. народов не поощрялось, а изучение религий практически находилось под запретом. В ходе репрессий 1920–30-х гг. понесли потери все востоковедческие направления, сложившиеся до революции. Были репрессированы мн. представители нового сов. В., начавшие работать на основе марксистской методологии.
Однако всё же в период до Вел. Отеч. войны некоторые традиции старых школ сохранялись, а в русле марксистского В. были созданы труды, преодолевавшие рамки жёстких классовых схем. После войны логика развития науки стала проявляться более явно. Начали издаваться труды, имевшие черты объективного науч. исследования. В отеч. В., особенно в годы «холодной войны», недостаточные возможности полевых исследований в известной степени компенсировались высоким уровнем теоретич. обобщений, стремлением выявить связь национальных и региональных явлений и процессов с мировыми. После 20-го съезда КПСС сов. В. получило значит. импульс для развития. Не только ослабли догматич. стереотипы, но и изменилась политика сов. правительства в отношении стран Востока. Задача стимулирования социалистич. революций сменилась стремлением к строительству дружественных отношений с существующими режимами, исследования приобрели более разносторонний и реалистичный характер. Само В. стало опираться на прочную источниковедч. базу. Большой размах приобрело издание и комментирование историч. памятников, текстология. Сов. востоковеды перевели на рус. яз. значит. часть произведений вост. литератур, включая священные тексты всех религий, а также сказки, пословицы и произведения совр. авторов. Они пытались раздвинуть возможности марксистского метода, выдвигая новые идеи, несовместимые с прямым приложением марксистской схемы социально-экономич. формаций, европоцентричной по сути и созданной на европ. историч. материале, к истории стран Востока. Подверглась серьёзной критике концепция рабовладения на Древнем Востоке, были выдвинуты неск. вариантов концепции «азиатского способа производства», дискутировались разл. вопросы, связанные с понятием феодализма на Востоке. Особенности совр. развития некоторые учёные пытались осмыслить при помощи идеи о «восточном капитализме», несоответствие вост. реалий моделям формаций отразилось в концепции «многоукладности», прилагавшейся к разным периодам истории, и т. д. Вместе с тем сохранилась предвзятость в изучении колониального и совр. периодов, выражающаяся в безоговорочно апологетич. взгляде на нац.-освободит. движения и одностороннем освещении колониальной политики.
В постсоветский период, отмеченный возросшим интересом к вост. цивилизациям, деидеологизацией обществ. жизни, расширением методологич. базы историч. исследований и отказом от установки на марксизм как единственно адекватный метод познания истории, отеч. В. получило дополнит. возможности для развития. Появились новые переводы историч. памятников и их интерпретации, книги по истории, культуре, религиям, отличающиеся нетрадиционными подходами. Увеличилась степень проникновения отеч. востоковедов в специфику стран Востока. Определённые результаты в постсоветский период были достигнуты в области изучения бывшего т. н. советского Востока, прежде всего Ср. и Центр. Азии. В этом участвовали и востоковедческие кадры независимых стран постсоветского пространства, выросшие на почве рос. науч. школы. Однако возросший интерес широкой общественности к вост. культурам привёл также к появлению значит. числа ненаучных, слабо обоснованных концепций, отражающих субъективные представления их авторов, нередко не являющихся проф. востоковедами. Сдерживало развитие отеч. В. недостаточное внимание гос. органов к востоковедческим исследованиям, в т. ч. направленным на изучение политич., экономич. и культурной ситуации в странах Востока с возможной перспективой использования их опыта для России.
О развитии отраслей, составляющих комплекс В., см. Арабистика, Ассириология, Египтология, Индология, Иранистика, Китаистика, Монголоведение, Санскритология, Семитология, Тюркология, Японистика, Востоковедения институт. См. также разделы Гуманитарные науки в томе Россия БРЭ.