Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРАБИ́СТИКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 135-136

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. М. Габучан, В. В. Лебедев, С. А. Кириллина

АРАБИ́СТИКА, ком­плекс гу­ма­ни­тар­ных на­ук, изу­чаю­щих ис­то­рию, язык и куль­ту­ру араб. на­ро­дов. В Зап. Ев­ро­пе А. за­ро­ди­лась в 16–17 вв., её осн. цен­тра­ми ста­ли Па­риж, Рим и Лей­ден. Пер­во­на­чаль­но А. бы­ла свя­за­на с бо­го­сло­ви­ем, ну­ж­да­ми мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти и под­чи­не­на за­да­чам ан­ти­ислам­ской про­па­ган­ды. В то же вре­мя по­яв­ле­ние А. как на­уч. на­прав­ле­ния бы­ло обу­слов­ле­но рас­ши­ре­ни­ем тор­го­вых и ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний Ев­ро­пы с Вос­то­ком. Она раз­ви­ва­лась на ба­зе клас­сич. ср.-век. ру­ко­пис­ных и эпи­гра­фич. па­мят­ни­ков, свя­зан­ных с тра­диц. цен­тра­ми му­сульм. куль­ту­ры. В 17–18 вв. тру­да­ми голл. шко­лы А. бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы грам­ма­тич. и лек­си­ко­ло­гич. изу­че­ния араб. язы­ка. В них ощу­ти­мо влия­ние араб­ской язы­ко­вед­че­ской тра­ди­ции. В 18 в. на­ча­лось от­де­ле­ние А. от тео­ло­гии; да­лее изу­че­ние Араб­ско­го Вос­то­ка раз­ви­ва­лось в кон­тек­сте все­мир­ной ис­то­рии и ми­ро­вой куль­ту­ры.

Но­вый этап в раз­ви­тии А. на­чал­ся в 19 в. Ак­ти­ви­за­ция вост. на­прав­ле­ния внеш­ней по­ли­ти­ки ев­роп. дер­жав обу­сло­ви­ла как раз­ви­тие ис­сле­до­ва­тель­ских ра­бот, так и ор­га­ни­за­цию ре­гу­ляр­ной под­го­тов­ки прак­тич. спе­циа­ли­стов-ара­би­стов. В сер. 19 – нач. 20 вв. шёл про­цесс оформ­ле­ния и раз­ви­тия А. как са­мо­сто­ят. от­рас­ли нау­ки, фик­си­ро­ва­лись её про­бле­ма­ти­ка, приё­мы и ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, соз­да­ва­лись спе­циа­ли­зир. на­уч. цен­тры. Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли франц. и герм. шко­лы А. Вы­даю­щие­ся ус­пе­хи бы­ли дос­тиг­ну­ты в об­лас­ти изу­че­ния грам­ма­ти­ки (А. И. Силь­вестр де Са­си, Г. Эвальд, К. П. Кас­па­ри, Э. Г. Пал­мер, У. Райт, К. Брок­кель­ман, Т. Нёль­де­ке, Г. Флей­шер), лек­си­ко­гра­фии и ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния (Ж. Бе­ло, Г. В. Фрей­таг, А. Б. Би­бер­штейн-Ка­зи­мир­ский, Х. Вер, Я. Го­ли­ус, Р. До­зи, Э. У. Лейн, Р. Ни­коль­сон), ис­ла­мо­ве­де­ния (И. Гольд­ци­ер, Г. Флю­гель и др.). Со 2-й пол. 19 в. на­ча­лись ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти арабской диа­лек­то­ло­гии. На­ча­ло российской А. свя­за­но с име­на­ми А. В. Бол­ды­ре­ва, В. Ф. Гир­га­са, В. Р. Ро­зе­на.

Важ­ней­шим ас­пек­том А. яв­ля­ет­ся пуб­ли­ка­ция араб. ис­точ­ни­ков, чем ак­тив­но за­ни­ма­лись и про­дол­жа­ют за­ни­мать­ся как в Зап. Ев­ро­пе, так и в Рос­сии. Ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ния в рам­ках А. ох­ва­ты­ва­ют ши­ро­кий спектр про­бле­ма­ти­ки и пред­став­ля­ют разл. шко­лы и ме­то­до­ло­гич. на­прав­ле­ния. Со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. ис­то­рия араб. ми­ра 16–20 вв. де­таль­но раз­ра­ба­ты­ва­лась зап. учё­ны­ми: Ч. Адам­сом, Д. Ай­а­ло­ном, Ж. Бер­ком, Х. А. Р. Гиб­бом, К. Ка­эном, Э. Ле­ви-Про­ван­са­лем, Б. Льюи­сом, Ж. Со­ва­же, А. Хау­ра­ни, Ф. Хит­ти и др. С нач. 20 в. ара­би­сты-фи­ло­ло­ги со­сре­до­то­чи­ли своё вни­ма­ние на араб­ской лит-ре, а так­же на про­бле­мах син­так­си­са (Г. Ре­кен­дорф), фо­не­ти­ки и фо­но­логии (У. Х. Т. Гэрд­нер, Ж. Кан­ти­но), мор­фо­ло­гии араб. лит. язы­ка. В 20 в. ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лись и др. раз­де­лы А.: араб. диа­лек­то­ло­гия, изу­че­ние араб. язы­ко­ведч. тра­ди­ции, ис­то­рии араб. язы­ка (И. Фюк), лек­сич. ста­ти­сти­ка, со­цио­лин­гви­сти­ка, сти­ли­сти­ка, лек­си­ко­ло­гия и лек­си­ко­гра­фия, син­так­сич. се­ман­ти­ка, фо­не­ти­ка и фо­но­ло­гия; бы­ли соз­да­ны ра­бо­ты по син­так­си­су и по ком­му­ни­ка­тив­ной струк­ту­ре пред­ло­же­ния. Во­про­сы тео­рии араб. язы­ка ос­ве­ща­лись и в тру­дах пред­ста­ви­те­лей об­ще­го язы­ко­зна­ния (Ж. Ван­д­ри­ес, Е. Ку­ри­ло­вич) и се­ми­то­ло­гии (Л. Х. Грей, П. Дорм, М. Ко­эн, М. Год­фруа-Де­мон­бин). Зна­чи­тель­ное влия­ние на А. ока­за­ли идеи струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки. Современная ми­ро­вая А. ак­тив­но ис­поль­зу­ет меж­дис­ци­п­ли­нар­ный под­ход, дос­ти­же­ния ком­плек­са об­ще­ст­венных дис­ци­п­лин (эт­но­гра­фии, куль­ту­ро­ло­гии, со­цио­ло­гии, по­ли­то­ло­гии и т. д.).

Зна­чи­тель­ная роль в раз­ви­тии А. при­над­ле­жит араб. учё­ным – ис­то­ри­кам, фи­ло­ло­гам, со­цио­ло­гам и др. В араб. ми­ре в 16–18 вв. бы­ли соз­да­ны учеб­ные по­со­бия по грам­ма­ти­ке и сти­ли­сти­ке, ин­тен­сив­но ве­лась лек­си­ко­гра­фич. ра­бо­та (Г. Фар­хат, Му­хам­мед аз-За­би­ди). Во 2-й пол. 19 в. воз­ро­ж­де­ние араб. язы­ка в лит., на­уч., об­ществ. и де­ло­вой сфе­рах ус­ко­ри­ло раз­ви­тие араб. лек­си­ко­гра­фии (Бут­рус аль-Бус­та­ни), а так­же по­ста­ви­ло пе­ред А. за­да­чи обу­че­ния. Вы­шли учеб­ные грам­ма­ти­ки На­сы­фа аль-Языд­жи и Ах­ме­да Фа­ри­са аш-Шидъ­я­ка, бы­ли не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ны «Тол­ко­вая грам­ма­ти­ка» Фар­ха­та, из­да­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны ср.-век. грам­ма­тич. трак­та­ты. Во 2-й пол. 20 в. в араб. стра­нах зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась про­бле­ма­ти­ка А., бы­ли вве­де­ны но­вые ме­то­ды ана­ли­за, сло­жил­ся ис­то­рич. под­ход к язы­ку. Осо­бую ак­ту­аль­ность при­об­ре­ли про­бле­мы со­от­но­ше­ния лит. язы­ка и диа­лек­тов, лин­гвис­тич. про­гно­зи­ро­ва­ния и язы­ко­во­го строи­тель­ст­ва, вы­ра­бот­ки еди­ной тер­ми­но­ло­гии и от­но­ше­ния к за­им­ст­во­ва­ни­ям, лин­гвис­тич. ос­нов пре­по­да­ва­ния араб. язы­ка. Про­яви­лось кри­тич. от­но­ше­ние к араб. язы­ко­ведч. тра­ди­ции, од­на­ко у ря­да учё­ных эта тра­ди­ция по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие. Язы­ко­ве­ды – сто­рон­ни­ки тра­диц. тео­ре­тич. прин­ци­пов кри­ти­че­ски под­хо­дили к отд. по­ло­же­ни­ям ев­роп. А. (во­про­сы мор­фо­ло­гии и др.). Ста­нов­ле­ние совр. араб. ис­то­рио­гра­фии в 1950–60-х гг. обо­зна­чи­лось на фо­не по­сте­пен­но­го от­хо­да араб. учё­ных от на­цио­на­ли­сти­че­ски ок­ра­шен­ных оце­нок про­шло­го и ус­та­нов­ле­ния на­уч. свя­зей с зап. ака­де­мич. со­об­ще­ст­вом. Важ­ная роль в раз­ра­бот­ке ак­ту­аль­ных про­блем совр. А. при­над­ле­жит ака­де­мич. и учеб­ным за­ве­де­ни­ям Егип­та, Си­рии, Ира­ка, Ли­ва­на, Иор­да­нии, Ку­вей­та, Сау­дов­ской Ара­вии, Ту­ни­са, Ма­рок­ко, Ал­жи­ра. А. ди­на­мич­но раз­ви­ва­ет­ся в др. стра­нах Вос­то­ка, напр. в Япо­нии и Ин­до­не­зии.

Рос­сий­ская А. опи­ра­ет­ся на бо­га­тые тра­ди­ции рус. ака­де­мич. шко­лы вос­то­ко­ве­де­ния. Как са­мо­сто­ят. об­ласть зна­ния А. вы­де­ли­лась в Рос­сии в нач. 19 в.; её цен­тра­ми ста­ли уни­вер­си­те­ты в Ка­за­ни, где на­чал свою дея­тель­ность Х. Д. Френ, в Мо­ск­ве, где ра­бо­тал вос­пи­тан­ник герм. и франц. школ вос­то­ко­ве­де­ния А. В. Бол­ды­рев, и в С.-Пе­тер­бур­ге. В 19 – нач. 20 вв. прак­тич. це­лям пре­по­да­ва­ния араб. язы­ка слу­жи­ли грам­ма­ти­ки и по­со­бия А. Бу­ра­ко­ва, Н. А. Мед­ни­ко­ва, хре­сто­ма­тии и сло­ва­ри И. Ф. Гот­валь­да, В. Р. Ро­зе­на, А. Е. Крым­ско­го. Объ­ек­том изу­че­ния в рос. А. не­из­мен­но вы­сту­пал клас­сич. язык; по­сте­пен­но в ис­сле­до­ва­тель­скую и пе­да­го­гич. прак­ти­ку во­вле­ка­лись ма­те­риа­лы жи­вых араб. диа­лек­тов (М. А. Тан­та­ви, Г. А. Вал­лин и др.).

К чис­лу круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей рос. А. со­вет­ско­го пе­рио­да, по­лу­чив­ших ме­ж­ду­нар. из­вест­ность, от­но­сят­ся ис­то­ри­ки, куль­ту­ро­ло­ги и ис­ла­мо­ве­ды И. Ю. Крач­ков­ский, В. В. Бар­тольд, А. Е. Крым­ский. В 1940–60-х гг. сфор­ми­ро­ва­лась сов. шко­ла ара­би­стов-ис­то­ри­ков, со­сре­до­то­чив­ших свои уси­лия на изу­че­нии но­вой и совр. ис­то­рии араб. ми­ра (В. Б. Луц­кий, Ф. М. Ацам­ба, Н. А. Ива­нов, Р. Г. Лан­да, Л. Н. Кот­лов, И. М. Сми­лян­ская). Вме­сте с тем в сов. А. не пре­ры­ва­лась тра­ди­ция изу­че­ния клас­сич. ду­хов­но­го ср.-век. на­сле­дия ара­бов (И. П. Пет­ру­шев­ский, Н. В. Пи­гу­лев­ская, М. Б. Пи­от­ров­ский, А. Б. Ха­ли­дов, Т. А. Шу­мов­ский) и их ма­те­риаль­ной куль­ту­ры (Е. А. Бе­ля­ев, О. Г. Боль­ша­ков, Л. И. На­ди­рад­зе, А. Ю. Яку­бов­ский), а так­же ис­то­рии древ­ней Ара­вии (А. Г. Лун­дин). Во­про­сы эт­но­гра­фии ара­бов по­лу­чи­ли об­стоя­тель­ное ос­ве­ще­ние в тру­дах П. А. Гряз­не­ви­ча, М. А. Ро­дио­но­ва. Дос­ти­же­ния араб­ско­го язы­ко­зна­ния в об­лас­ти изу­че­ния грам­ма­ти­ки ос­но­вы­ва­ют­ся на тео­ре­тич. ра­бо­тах Н. В. Юш­ма­но­ва и Б. М. Гран­де. Важ­ное ме­сто в совр. отеч. А. за­ни­ма­ют ис­сле­до­ва­ния по араб. язы­ко­ведч. тра­ди­ции: грам­ма­ти­ки (Г. М. Га­бу­чан, Ю. В. Ро­ж­де­ст­вен­ский), лек­си­ко­ло­гии и лек­си­ко­гра­фии (В. М. Бел­кин, В. Д. Уша­ков), мет­ри­ки и про­со­дии (А. А. Сан­чес, Д. В. Фро­лов). Соз­да­ны араб­ско-рус. и рус­ско-араб. сло­ва­ри (Х. К. Ба­ра­нов, В. М. Бо­ри­сов и др.). Во­про­сы тео­рии грам­ма­ти­ки, сти­ли­сти­ки и ис­то­рии араб. язы­ка ос­ве­ща­ют­ся так­же в учеб­ной лит-ре (А. А. Ко­ва­лёв, С. А. Кузь­мин, В. В. Ле­бе­дев, Г. Ш. Шар­ба­тов). Ре­ше­ние ря­да про­блем А. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в рам­ках срав­ни­тель­но-ис­то­рич. изу­че­ния се­мит­ских и аф­ра­зий­ских язы­ков (Г. М. Бау­эр, И. М. Дья­ко­нов и др.). Зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие А. в сфе­ре изу­че­ния клас­сич. араб. по­эзии и лит-ры в це­лом вне­сли ис­сле­дова­ния А. Б. Ку­де­ли­на, Б. Я. Шид­фар, И. М. Филь­штин­ско­го. Пу­ти раз­ви­тия но­вой и совр. араб. лит-ры ис­сле­до­ваны в ра­бо­тах К. В. Оде-Ва­силь­е­вой, А. А. До­ли­ни­ной, С. В. Про­жо­ги­ной.

Раз­ви­тие совр. рос. А. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем совр. ме­то­дов ис­то­рич., лин­гвис­тич. и ли­те­ра­ту­ро­ведч. ана­ли­за, ши­ро­ки­ми тео­ре­тич. обоб­ще­ния­ми при ис­сле­до­ва­нии кон­крет­ных во­про­сов ис­то­рии, об­ществ. раз­ви­тия араб. ми­ра, фо­но­ло­гии, мор­фо­ло­гии, син­так­си­са араб. язы­ка, ос­вое­ни­ем опы­та араб. ис­то­рио­гра­фич. и язы­ко­ведч. тра­ди­ций, по­сто­ян­ным вни­ма­ни­ем к со­цио­лин­гви­стич. про­бле­ма­ти­ке и к во­про­сам раз­ви­тия араб. язы­ка, раз­ра­бот­кой лин­гвис­тич. ос­нов его пре­по­да­ва­ния.

Осн. рос. на­уч­ны­ми цен­тра­ми, где ак­тив­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся ара­би­стич. про­бле­ма­ти­ка, яв­ля­ют­ся Вос­то­ко­ве­де­ния ин­сти­тут РАН, его фи­ли­ал в С.-Пе­тер­бур­ге, Аф­ри­ки ин­сти­тут РАН, Ин-т фи­ло­со­фии РАН. Гл. цен­тры под­го­тов­ки ара­би­стов – Ин-т стран Азии и Аф­ри­ки при МГУ и Вос­точ­ный ф-т С.-Пе­терб. гос. ун-та. За ру­бе­жом А. за­ни­ма­ют­ся во мн. ве­ду­щих учеб­ных цен­трах (уни­вер­си­те­ты Лей­де­на, Па­ри­жа, Окс­фор­да, Кем­брид­жа, Гал­ле, Пра­ги, Прин­сто­на, Гар­вар­да, Лос-Анд­же­ле­са, Чи­ка­го, Каи­ра, Да­ма­ска, Бей­ру­та, Ал­жи­ра, Ра­ба­та, Хай­да­ра­ба­да и др.).

Лит.: Бар­тольд В. В. Ис­то­рия изу­че­ния Вос­то­ка в Ев­ро­пе и Рос­сии. 2-е изд. Л., 1925; он же. Соч. М., 1977. Т. 9: Ра­бо­ты по ис­то­рии вос­то­ко­ве­де­ния; Fück J. Die ara­bischen Studien in Eu­ropa bis in den An­fang des 20. Jahr­hun­derts. Lpz., 1955; Крач­ков­ский И. Ю. Очер­ки по ис­то­рии рус­ской ара­би­сти­ки // Крач­ков­ский И. Ю. Избр. соч. М.; Л., 1958. Т. 5; Шар­ба­тов Г. Ш. Ара­би­сти­ка в СССР. М., 1959; Араб­ская фи­ло­ло­гия. М., 1968; то же. М., 2004. Вып. 2; Дан­циг Б. М. Ближ­ний Вос­ток в рус­ской нау­ке и ли­те­ра­ту­ре. (До­ок­тябрь­ский пе­ри­од). М., 1973; Шу­мов­ский Т. А. У мо­ря ара­би­сти­ки. М., 1975; Бе­ло­ва А. Г. Про­бле­мы араб­ско­го язы­ко­зна­ния (1960–1973) // Се­мит­ские язы­ки. М., 1976. Вып. 3; Mid­dle East stud­ies: in­ter­na­tional per­spec­tives on the state of the art / Ed. by T. Y. Is­mael. N. Y., 1990; Kaplan R. D. The Ara­bists: The ro­mance of an Ameri­can elite. N. Y., 1993; Bos­worth C. E. A Cen­tury of Brit­ish orien­tal­ists 1902–2001. Oxf.; N. Y., 2001; Kra­mer M. S. Ivory tow­ers on sand: the fail­ure of Mid­dle East­ern stud­ies in Amer­ica. Wash., 2001.

Вернуться к началу