АРАБИ́СТИКА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРАБИ́СТИКА, комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, язык и культуру араб. народов. В Зап. Европе А. зародилась в 16–17 вв., её осн. центрами стали Париж, Рим и Лейден. Первоначально А. была связана с богословием, нуждами миссионерской деятельности и подчинена задачам антиисламской пропаганды. В то же время появление А. как науч. направления было обусловлено расширением торговых и дипломатич. отношений Европы с Востоком. Она развивалась на базе классич. ср.-век. рукописных и эпиграфич. памятников, связанных с традиц. центрами мусульм. культуры. В 17–18 вв. трудами голл. школы А. были заложены основы грамматич. и лексикологич. изучения араб. языка. В них ощутимо влияние арабской языковедческой традиции. В 18 в. началось отделение А. от теологии; далее изучение Арабского Востока развивалось в контексте всемирной истории и мировой культуры.
Новый этап в развитии А. начался в 19 в. Активизация вост. направления внешней политики европ. держав обусловила как развитие исследовательских работ, так и организацию регулярной подготовки практич. специалистов-арабистов. В сер. 19 – нач. 20 вв. шёл процесс оформления и развития А. как самостоят. отрасли науки, фиксировались её проблематика, приёмы и методы исследования, создавались специализир. науч. центры. Наибольшее развитие получили франц. и герм. школы А. Выдающиеся успехи были достигнуты в области изучения грамматики (А. И. Сильвестр де Саси, Г. Эвальд, К. П. Каспари, Э. Г. Палмер, У. Райт, К. Броккельман, Т. Нёльдеке, Г. Флейшер), лексикографии и литературоведения (Ж. Бело, Г. В. Фрейтаг, А. Б. Биберштейн-Казимирский, Х. Вер, Я. Голиус, Р. Дози, Э. У. Лейн, Р. Никольсон), исламоведения (И. Гольдциер, Г. Флюгель и др.). Со 2-й пол. 19 в. начались исследования в области арабской диалектологии. Начало российской А. связано с именами А. В. Болдырева, В. Ф. Гиргаса, В. Р. Розена.
Важнейшим аспектом А. является публикация араб. источников, чем активно занимались и продолжают заниматься как в Зап. Европе, так и в России. Историч. исследования в рамках А. охватывают широкий спектр проблематики и представляют разл. школы и методологич. направления. Социально-экономич. и политич. история араб. мира 16–20 вв. детально разрабатывалась зап. учёными: Ч. Адамсом, Д. Айалоном, Ж. Берком, Х. А. Р. Гиббом, К. Каэном, Э. Леви-Провансалем, Б. Льюисом, Ж. Соваже, А. Хаурани, Ф. Хитти и др. С нач. 20 в. арабисты-филологи сосредоточили своё внимание на арабской лит-ре, а также на проблемах синтаксиса (Г. Рекендорф), фонетики и фонологии (У. Х. Т. Гэрднер, Ж. Кантино), морфологии араб. лит. языка. В 20 в. интенсивно развивались и др. разделы А.: араб. диалектология, изучение араб. языковедч. традиции, истории араб. языка (И. Фюк), лексич. статистика, социолингвистика, стилистика, лексикология и лексикография, синтаксич. семантика, фонетика и фонология; были созданы работы по синтаксису и по коммуникативной структуре предложения. Вопросы теории араб. языка освещались и в трудах представителей общего языкознания (Ж. Вандриес, Е. Курилович) и семитологии (Л. Х. Грей, П. Дорм, М. Коэн, М. Годфруа-Демонбин). Значительное влияние на А. оказали идеи структурной лингвистики. Современная мировая А. активно использует междисциплинарный подход, достижения комплекса общественных дисциплин (этнографии, культурологии, социологии, политологии и т. д.).
Значительная роль в развитии А. принадлежит араб. учёным – историкам, филологам, социологам и др. В араб. мире в 16–18 вв. были созданы учебные пособия по грамматике и стилистике, интенсивно велась лексикографич. работа (Г. Фархат, Мухаммед аз-Забиди). Во 2-й пол. 19 в. возрождение араб. языка в лит., науч., обществ. и деловой сферах ускорило развитие араб. лексикографии (Бутрус аль-Бустани), а также поставило перед А. задачи обучения. Вышли учебные грамматики Насыфа аль-Языджи и Ахмеда Фариса аш-Шидъяка, были неоднократно переизданы «Толковая грамматика» Фархата, изданы и прокомментированы ср.-век. грамматич. трактаты. Во 2-й пол. 20 в. в араб. странах значительно расширилась проблематика А., были введены новые методы анализа, сложился историч. подход к языку. Особую актуальность приобрели проблемы соотношения лит. языка и диалектов, лингвистич. прогнозирования и языкового строительства, выработки единой терминологии и отношения к заимствованиям, лингвистич. основ преподавания араб. языка. Проявилось критич. отношение к араб. языковедч. традиции, однако у ряда учёных эта традиция получила дальнейшее развитие. Языковеды – сторонники традиц. теоретич. принципов критически подходили к отд. положениям европ. А. (вопросы морфологии и др.). Становление совр. араб. историографии в 1950–60-х гг. обозначилось на фоне постепенного отхода араб. учёных от националистически окрашенных оценок прошлого и установления науч. связей с зап. академич. сообществом. Важная роль в разработке актуальных проблем совр. А. принадлежит академич. и учебным заведениям Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Иордании, Кувейта, Саудовской Аравии, Туниса, Марокко, Алжира. А. динамично развивается в др. странах Востока, напр. в Японии и Индонезии.
Российская А. опирается на богатые традиции рус. академич. школы востоковедения. Как самостоят. область знания А. выделилась в России в нач. 19 в.; её центрами стали университеты в Казани, где начал свою деятельность Х. Д. Френ, в Москве, где работал воспитанник герм. и франц. школ востоковедения А. В. Болдырев, и в С.-Петербурге. В 19 – нач. 20 вв. практич. целям преподавания араб. языка служили грамматики и пособия А. Буракова, Н. А. Медникова, хрестоматии и словари И. Ф. Готвальда, В. Р. Розена, А. Е. Крымского. Объектом изучения в рос. А. неизменно выступал классич. язык; постепенно в исследовательскую и педагогич. практику вовлекались материалы живых араб. диалектов (М. А. Тантави, Г. А. Валлин и др.).
К числу крупнейших представителей рос. А. советского периода, получивших междунар. известность, относятся историки, культурологи и исламоведы И. Ю. Крачковский, В. В. Бартольд, А. Е. Крымский. В 1940–60-х гг. сформировалась сов. школа арабистов-историков, сосредоточивших свои усилия на изучении новой и совр. истории араб. мира (В. Б. Луцкий, Ф. М. Ацамба, Н. А. Иванов, Р. Г. Ланда, Л. Н. Котлов, И. М. Смилянская). Вместе с тем в сов. А. не прерывалась традиция изучения классич. духовного ср.-век. наследия арабов (И. П. Петрушевский, Н. В. Пигулевская, М. Б. Пиотровский, А. Б. Халидов, Т. А. Шумовский) и их материальной культуры (Е. А. Беляев, О. Г. Большаков, Л. И. Надирадзе, А. Ю. Якубовский), а также истории древней Аравии (А. Г. Лундин). Вопросы этнографии арабов получили обстоятельное освещение в трудах П. А. Грязневича, М. А. Родионова. Достижения арабского языкознания в области изучения грамматики основываются на теоретич. работах Н. В. Юшманова и Б. М. Гранде. Важное место в совр. отеч. А. занимают исследования по араб. языковедч. традиции: грамматики (Г. М. Габучан, Ю. В. Рождественский), лексикологии и лексикографии (В. М. Белкин, В. Д. Ушаков), метрики и просодии (А. А. Санчес, Д. В. Фролов). Созданы арабско-рус. и русско-араб. словари (Х. К. Баранов, В. М. Борисов и др.). Вопросы теории грамматики, стилистики и истории араб. языка освещаются также в учебной лит-ре (А. А. Ковалёв, С. А. Кузьмин, В. В. Лебедев, Г. Ш. Шарбатов). Решение ряда проблем А. осуществляется в рамках сравнительно-историч. изучения семитских и афразийских языков (Г. М. Бауэр, И. М. Дьяконов и др.). Значительный вклад в развитие А. в сфере изучения классич. араб. поэзии и лит-ры в целом внесли исследования А. Б. Куделина, Б. Я. Шидфар, И. М. Фильштинского. Пути развития новой и совр. араб. лит-ры исследованы в работах К. В. Оде-Васильевой, А. А. Долининой, С. В. Прожогиной.
Развитие совр. рос. А. характеризуется использованием совр. методов историч., лингвистич. и литературоведч. анализа, широкими теоретич. обобщениями при исследовании конкретных вопросов истории, обществ. развития араб. мира, фонологии, морфологии, синтаксиса араб. языка, освоением опыта араб. историографич. и языковедч. традиций, постоянным вниманием к социолингвистич. проблематике и к вопросам развития араб. языка, разработкой лингвистич. основ его преподавания.
Осн. рос. научными центрами, где активно разрабатывается арабистич. проблематика, являются Востоковедения институт РАН, его филиал в С.-Петербурге, Африки институт РАН, Ин-т философии РАН. Гл. центры подготовки арабистов – Ин-т стран Азии и Африки при МГУ и Восточный ф-т С.-Петерб. гос. ун-та. За рубежом А. занимаются во мн. ведущих учебных центрах (университеты Лейдена, Парижа, Оксфорда, Кембриджа, Галле, Праги, Принстона, Гарварда, Лос-Анджелеса, Чикаго, Каира, Дамаска, Бейрута, Алжира, Рабата, Хайдарабада и др.).