БА́РТОЛЬД ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́РТОЛЬД Василий Владимирович [3(15).11.1869, С.-Петербург – 19.8.1930, Ленинград], рос. востоковед, акад. АН СССР (1925; акад. Петерб. АН с 1913; акад. РАН с 1917). Окончив в 1891 ф-т восточных языков Петерб. ун-та, продолжал науч. и преподавательскую деятельность в университете и академич. центрах С.-Петербурга (с 1901 проф.). Ученик В. Р. Розена и Н. И. Веселовского. Автор св. 400 работ по истории, географии, культуре и религии Ср. Азии, Ближнего и Ср. Востока, в т. ч. классич. трудов по исламоведению.
Позитивист по методологич. воззрениям, Б. называл целью труда историка «построение общей картины фактов в их причинной связи». Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на общественное развитие, Бартольд выделял культурные влияния и заимствования, а также географическую среду.
Центр. место в науч. творчестве Б. занимала Ср. Азия. Его монография «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (ч. 1–2, 1898–1900) – фундам. исследование домонгольской эпохи в мусульм. истории региона (2-я пол. 7–13 вв.). Б. полагал, что монг. завоевания и создание монг. государственности помогли политич. стабилизации Ср. Азии. Точка зрения Б. была положительно воспринята евразийцами (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилёв), но отвергнута впоследствии большинством отеч. историков (А. Ю. Якубовский и др.). Среди др. трудов Б. по истории Ср. Азии выделяются монографии «Улугбек и его время» (1918), «История культурной жизни Туркестана» (1927).
Большое внимание Б. уделял изучению тюрк. народов («Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии», 1927; статьи «Образование империи Чингис-хана», 1897, «Связь общественного быта с хозяйственным укладом у турок и монголов», 1929, и др.). Целый ряд работ Б. посвящён иранистике. Наиболее важны «Историко-географический обзор Ирана» (1903) и «Иран. Исторический обзор» (1926). Постоянный интерес учёного к историч. географии Ср. Азии нашёл отражение в книгах «Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времён до XVII в.» (1902) и «К истории орошения Туркестана» (1914).
Труды Б. по исламоведению отличают толерантность, отсутствие европоцентристско-христианских стереотипов. В ранней ст. «Современный ислам и его задачи» (1894) Б. дал оценку состояния мусульм. народов кон. 19 в. и прогноз их будущего. В работах «Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве» (1903) и «Халиф и султан» (1912) проанализирована ключевая проблема истории мусульм. Востока – отношения светской власти и религии. Б. доказал легендарность восходящих к 18 в. известий о передаче в 16 в. халифами из династии Аббасидов духовной власти османским султанам. Обзорные очерки «Ислам», «Культура мусульманства» (оба 1918) и «Мусульманский мир» (1922) взаимно перекликаются и дополняют друг друга. В них учёный обрисовал историч. обстановку зарождения и становления ислама, охарактеризовал эволюцию ислама в ходе его адаптации к меняющейся историч. и политич. действительности. Б. проанализировал синкретич. характер мусульм. культуры, её осн. элементы, причины её взлётов и падений, поставил вопрос о месте и роли мусульм. мира во всемирно-историч. процессе.
Немалое значение Б. придавал истории востоковедения, которой посвятил фундам. труд «История изучения Востока в Европе и в России» (1911; 2-е изд., 1925).
Б. вёл активную науч.-организац. работу: в 1912 создал и редактировал ж. «Мир ислама», с 1925 возглавлял Коллегию востоковедов. Особое внимание уделял собиранию вост. рукописей. Востоковедческая библиотека Б. включена в книгохранилище С.-Петерб. филиала Ин-та востоковедения РАН, его науч. архив (517 ед. хр.) – в С.-Петерб. филиале Архива РАН.