МУ́НДА ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́НДА ЯЗЫКИ́ (устар. – мундские языки, языки кол), ветвь австроазиатских языков. Распространены гл. обр. на востоке Центр. Индии, в Бангладеш; небольшие группы говорящих (прежде всего на сантали) есть в Непале и Бутане, в диаспоре во всём мире. Общее число говорящих ок. 10,5 млн. чел. (нач. 21 в., оценка), причём св. 90% говорят на сев. М. я. (в осн. на идиомах кхервари).
Существует неск. вариантов классификации М. я. В наиболее широко принятой классификации Н. Зайда и Ж. Дифлота (оба – США) выделены северные мунда [язык корку; группа малых языков/диалектов кхервари, в которую входят сантали, мундари, бхумидж, асури, кода (кора), хо, бирхор, тури, корва] и южные мунда [кхария-джуанг, или центральные мунда, включающие языки кхария и джуанг; корапутские мунда (распространённые в окружении языка ория), к которым относятся языки ремо-гутоб (гата, гта, ремо, гутоб) и сора-горум (сора, горум, джурай)].
Ранее в состав М. я. ошибочно включался язык нахали. Выдвигалась не получившая развития гипотеза (И. М. Дьяконова) о родстве М. я. с шумерским языком.
В большинстве М. я. стандартный пятифонемный вокализм, в сантали 8 гласных [различаются 4 степени подъёма и есть фонема ə (шва)], в сора – 7. В ряде языков также представлены носовые соответствия гласных звуков (не везде имеющие фонологич. статус). Долгота гласных, по-видимому, не является фонологич. признаком ни в одном из М. я. В горум имеется фонологически значимый «скрипучий» тип фонации (creaky voice). В сев. мунда действует ряд законов сингармонизма. Для консонантизма характерны относительная слабость фонологич. противопоставлений «ретрофлексные – зубные» (в отличие от дравидийских языков и индоарийских языков), наличие ряда среднеязычных, в некоторых языках – также придыхательных (особенно в кхария). Фонологич. статус глоттализованных смычных, употребляющихся преим. в конце закрытого слога, дискуссионен; эти согласные встречаются в языках и северной, и юж. ветви и представляют собой одну из ярких черт, отличающих М. я. от прочих языков Индостана.
Структура слога преим. «согласный+гласный» и «согласный+гласный+согласный». В большинстве языков запрещены стечения согласных в начале и конце слова при их допустимости в середине (напр., в сантали sendra ‘охота’). Вершиной слога может быть носовой сонорный (напр., в кхария la-phŋ-ga ‘пещера’). Корень обычно имеет или одно- или двусложный состав, более длинные корни в большинстве своём заимствованы.
В имени 3 числа – единственное, двойственное и множественное. Дв. ч. утрачено в некоторых юж. мунда; во многих языках число обязательно маркируется только у одуш. существительных. Имеется грамматич. категория одушевлённости. В некоторых языках под индоарийским влиянием сформировалась категория рода, активная лишь у части существительных; исторически классы именные для М. я. не характерны. Имя изменяется по падежам (во многих языках, напр. в сев. мунда, только по периферийным, а субъект и объект маркируются лишь при глаголе). В ряде описаний М. я. показатели периферийных падежей трактуются как послелоги. Имеется показатель неотчуждаемого обладания (в сев. мунда – только для терминов родства). В юж. мунда есть архаичные, реконструируемые на австроазиатском уровне префиксальные падежи местоимений.
В предикативной функции прилагательные вербализируются (см. Транспозиция), кроме того, адъективные основы часто выступают в составе сложных слов. Существование прилагательного как особой части речи во многих М. я. ставится лингвистами под сомнение.
Для числительных характерна двадцатеричная система – такая же, как в совр. индоарийских языках. Направление заимствования при этом неясно. Используются классификаторы, выступающие с числительными.
В кхервари противопоставляются инклюзивные и эксклюзивные (см. Инклюзив, Эксклюзив) местоимения 1-го лица мн. числа. Для морфологии глагола (особенно в сев. мунда) характерна взаимосвязь выражения (вплоть до кумуляции) переходности/залога и вида/ времени. Из залогов на уровне протомунда реконструируются реципрок (показатель -р-) и приставочный каузатив (показатель a[b]-), хорошо сохранившийся в юж. мунда; в сев. мунда развился бенефактив. Во многих языках пассив сближается с рефлексивом. В кхария и джуанг как показатель пассива грамматикализовался глагол jom ‘есть, принимать пищу’. В горум имеется категория версии, маркируемая при помощи фонации («скрипучего голоса»).
В сев. мунда есть особые ряды видовременны́х показателей для перех. и неперех. глаголов (напр., в сантали в перфективе – показатель -ke- у перех. глаголов и -e- у непереходных); при этом и в северных, и в юж. мунда имеется особый показатель непереходности -n-. Вторичные видо-временны́е показатели развиваются из конструкций со вспомогат. глаголом. Показатели буд. вр. – самостоят. инновация в разл. М. я. В глагольном словоизменении широко употребляется редупликация (ср. в мундари dalako ‘они бьют’ – хабитуалис dadalako ‘они всё время дерутся’, в корку suban ‘сидеть’ – каузатив susuban ‘сажать’). Как в северных, так и в юж. мунда представлены показатели глагольной ориентации [напр., в сора -a/-e (удаление) – -ai/-ay (приближение)]. В сев. мунда имеется особый показатель финитности.
В глагольной словоформе или в её ближайшем окружении при помощи суффиксов или клитик маркируются лицо и число прямого и косвенного дополнения, а в ряде языков – также подлежащего, посессора и/или бенефактивного адресата. Сев. мунда имеют спец. набор показателей для согласования с посессором, что типологически необычно.
Имеется неск. показателей отрицания для разл. глагольных форм, встречается т. н. двойное отрицание с частицами разного (корку) или одинакового (сора) происхождения. В некоторых языках в глагольной парадигме есть особый ряд отрицательных форм. При отрицании в некоторых юж. мунда прямой объект кодируется как косвенный.
В словообразовании широко распространены инфиксация (напр., в сантали raj ‘царь’>rapaj ‘царь со свитой’, в мундари dub ‘сидеть’>dunub ‘заседание’) и словосложение (глагольное во всех М. я., а также именное в южных).
Порядок слов «субъект+объект+предикат»; характерно левое ветвление (вершина следует за зависимым словом), косвенный объект предшествует прямому. В некоторых языках в синтаксисе сложноподчинённых предложений с относит. придаточным проявляется индоарийское влияние (конструкции типа ‘Дом, который был у нас, тот дом’). В юж. мунда широко развита инкорпорация имени, в одних языках она носит продуктивный характер, в других – лексикализованный (см. Лексикализация). Наиболее продуктивна инкорпорация в сора. В ряде языков имеются особые показатели коммуникативной выделенности (фокуса).
В лексике М. я. очень сильно индоарийское влияние. Заимствования из индоарийских языков затрагивают не только культурно-специфическую (в сантали kamar ‘кузнец’, bajar ‘рынок’), но и базовую лексику (в сантали din ‘день’, hat ‘рука’). Дравидийское влияние на М. я. пока изучено мало, лучше всего оно заметно в корапутских мунда (заимствования из телугу). Ряд единиц культурной лексики заимствован из англ. языка (в корку masʈar ‘школьный учитель’).
Для разл. М. я. используются письменности на основе деванагари (см. Индийское письмо), ория, телугу, бенгальской, лат. графики; существуют также местные письменности (варанг-кшити, ол-чики, соранг-сомпенг и др.).
Изучение М. я. началось с 1840-х гг. До сер. 20 в. оно было почти полностью сосредоточено на крупных языках, относящихся к сев. мунда, – сантали, мундари, хо; из юж. мунда исследовались кхария и сора. Особенно активно мундоведение развивается с 1900-х гг. Наиболее крупные авторы кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. – христианские миссионеры: Л. О. Скрефсруд (грамматика сантали) и П. У. Боддинг (очерки в 2 тт. по грамматике сантали, 3-томное издание сказок, 5-томный словарь) (оба – Норвегия), И. Б. Хоффманн [Германия; грамматика мундари, «Энциклопедия мундари» («Encyclopaedia mundarica»; опубл. в 1930–38, 2-е изд. 1950)]. Подробное полевое исследование и описание малых языков, относящихся к юж. мунда, началось с 1950-х гг. [Х. Ю. Пиннов (Германия) и Н. Зайд, основавший целую школу мундоведения]. Ряд М. я. стал известен науке лишь в этот период, сбор материала не завершён. С 1960-х гг. развивается науч. компаративистика М. я. [Пиннов, Ю. К. Лекомцев (CCCР)]. С 1970-х гг. на материал мунда обращают внимание типологи и исследователи языковых ареалов. В 1990–2010-е гг. число лингвистов, занимающихся М. я., растёт, в т. ч. и в самой Индии (развивается школа лингвистов-санталов, крупнейший из которых – Г. Мурму). В 2000-е гг. Г. Андерсон (США) опубликовал обобщающие труды «Глагол мунда» и «Языки мунда» (коллективная монография под его редакцией).