МАЛЬДИ́ВСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЬДИ́ВСКИЙ ЯЗЫ́К (дивехи), язык мальдивцев. Офиц. язык Мальдивской Республики. Распространён также в Индии, гл. обр. на о. Миникой (в составе Лаккадивских о-вов). Общее число говорящих ок. 360 тыс. чел. (2011, оценка), в т. ч. на Мальдивах ок. 350 тыс. чел., в Индии ок. 10 тыс. чел.
М. я. – один из индоарийских языков (островная подветвь). Осн. диалект, используемый с незначит. вариациями на центр. и сев. атоллах Мальдивских о-вов, – т. н. мале стандартный (лежит в основе лит. М. я.). Диалекты, распространённые на юж. атоллах, обнаруживают большее сходство с сингальским языком и объединяются по крайней мере в 2 группы. На о. Миникой употребляется особый диалект махл. М. я. наиболее близок сингальскому яз. (иногда рассматривается как его диалект), оба они отличаются от др. индоарийских языков отсутствием придыхат. согласных, носовых гласных, наличием преназализованных взрывных, умлаута и др. В М. я., в отличие от сингальского яз., умлаут имеется только для гласного «а» (а – е), есть противопоставление альвеолярного l ретрофлексному l. Рефлексы др.-инд. палатальных (в сингальском яз. s, d, t) в M. я. совпали в фонеме s/h. Морфологич. особенности, отличающие М. я. как от сингальского яз., так и от др. индоарийских языков: определённости-неопределённости категория представлена не только в ед. ч., но и во мн. ч.; существует эмфатич. падеж на -aki; отрицат. формы повелит. наклонения характеризуются категорией «запрещение действия, ещё не начатого/уже начатого», напр. nuhadati ‘не делай, не начинай делать’ – nuhada ‘не делай, перестань делать’.
М. я. отделился от сингальского яз. ранее 10 в., когда переселенцы с о. Шри-Ланка заселили Мальдивские о-ва; по др. предположениям (М. де Силва), заселение островов происходило ок. 5–4 вв. до н. э., одновременно с заселением Шри-Ланки. На протяжении своей истории М. я. испытывал влияние сингальского, арабского (после принятия в 12 в. ислама) и (с 16 в.) португ. и англ. языков.
Древнейшие памятники письменности (12 в.) сохранили вышедшее из употребления письмо эвела акуру и более позднее, развившееся из него, письмо дивес акуру (дивехи акуру). Эвела акуру, очевидно, восходит к сингальскому письму 10–12 вв. Совр. М. я. использует собств. письменность тана (габули тана), сложившуюся под влиянием араб. письменности и получившую распространение ок. 17 в.