МАЛАЯ́ЛАМ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛАЯ́ЛАМ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народа малаяли, развивающаяся в историч. области Керала на языке малаялам. Ранняя словесность представлена нар. балладами и песнями (древнейшие из сохранившихся текстов относятся к 10–12 вв.). Первое крупное произведение М. л. – анонимная поэма «Рамачаритам» (12–13 вв.; переложение одной из книг «Рамаяны»), написанная в стиле патту (букв. «песня»), сформировавшемся под влиянием тамильской поэзии. В 15 в. традиция патту представлена антологией «Песни Каннассана» («Каннассан паттуккаль»), песенным циклом Черушшери «Песни о Кришне», созданным по мотивам «Бхагавата-пураны» и малаяльского фольклора. На становление М. л. мощное воздействие оказала также санскритская литература. Появился искусств. язык маниправалам (букв. «сапфиры и кораллы», смесь малаялам и санскрита), который использовался в жанрах: сандеша – «поэма-послание», объединившая в себе любовную, религ. и панегирич. тематику («Уннунили-сандеша», 14 в.); чампу – обработки сюжетов из эпоса и пуран, сочетающие элементы поэзии и прозы («Рамаяна-чампу» Пунама Намбудири, 15 в.; многочисл. эротич. чампу из жизни танцовщиц и гетер). Основоположником высокого лит. стиля М. л. явился Тунджатту Эжуттаччан, автор переложений «Рамаяны» и «Махабхараты» (оба 16 в.) в духе бхакти, в которых изысканный стиль маниправалам сочетается со стихотворными размерами нар. песен.
Драматургия малаялам долгое время была неразрывно связана с разл. формами традиц. театра (кутту, кудияттам, катхакали и др.). Лит. основу театра катхакали составляли т. н. аттаккатха («истории для разыгрывания»), сцены из эпоса и пуран, развившиеся со временем в самостоят. жанр: «Представление о Раме» («Раманаттам», предположительно 17 в.) Коттараккара Тампурана, «Убийство Баки» («Бакавадхам», 17 в.) Коттаятту Тамбурана, «История Наля» («Налачаритам», 17–18 вв.) Уннайи Варияра. Те же сюжеты легли в основу нар. представлений туллаль («танец»), изображавших, иногда иронически, богов и героев инд. эпоса простыми людьми; их тексты были написаны на близком к разговорному языке, изобиловали яркими описаниями, остроумными, подчас грубоватыми репликами (творчество Куньджана Намбияра, 18 в.). Первой лит. драмой стал перевод «Шакунталы» Калидасы, выполненный Кералой Вармой в 1882.
В 19 в. продолжала развиваться традиц. поэзия (поэма «Павлин-вестник» Кералы Вармы, 1884; религ. и любовная лирика отца и сына Венмани). Однако определяющим фактором для М. л. этого периода было влияние европ. лит-ры, прежде всего англ. Просвещения и романтизма. Первый малаяльский роман – «Кундалата» Аппу Недунгади (1887). Значит. явлением стал роман «Индулекха» Чанду Менона (1889), насыщенный просветит. идеями и социальной критикой. Создателем историч. романа считается Раман Пиллэ, продолживший традиции В. Скотта («Мартанда Варма», 1891; «Рамараджа Бахадур», 1918).
В кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. возникают жанры рассказа, очерка, эссе, лит. портрета; происходит расцвет новой малаяльской поэзии: Кумаран Ашан [любовно-филос. лирика; поэма «Дуравасту» («Печальная судьба», 1922), с которой в малаяльскую поэзию вошла социальная и этич. проблематика], Уллур Парамешвара Айяр (филос. и религ. лирика), «певец Кералы» Валлаттол Нараяна Менон (романтич., филос. и патриотич. лирика), Шанкара Куруп, Чангампужа Кришна Пиллэ и др. Для малаяльской драматургии этого периода характерно использование традиц. мифологич. сюжетов и канонич. форм санскр. драмы в сочетании с мотивами европ. драмы: «Свадьба Кальяни» Коччунни Тампурана (1888), «Мариямма» Коччиппана Таракана (1903) и др. Основоположники совр. оригинальной малаяльской драматургии – Раман Пиллэ (комедии «Переполох в доме Курупа», 1909; «То, что осталось доктору», 1916; «Дворецкий Паппан», 1921; пьесы на основе собств. историч. романов), Е. В. Кришна Пиллэ (историч. драмы «Ситалакшми», 1926; «Раджа Кесава Дасан», 1930; комедии «Комиссия по любви», 1932; «Б. А. Маяви», 1933). В 1930-е гг. появилась социальная драма: «Из кухни на сцену» В. Т. Р. Бхаттатирипада (1930), «Долг по ренте» К. Дамодарана (1938), «Совершеннолетняя» М. П. Бхаттатирипада (1939) и др. Под влиянием Г. Ибсена были созданы психологич. драмы Н. Кришна Пиллэ («Разрушенный дом», 1942; «Девушка», 1944).
В сер. 20 в. просветит. и романтич. тенденции уступают место социальной и психологич. прозе, для которой характерны открытость внешним влияниям, эксперименты в области лит. форм: романы Кешавы Дева («Из канавы» о судьбе рикши, 1943; «Соседи», 1963), Мухаммада Башира («Подруга детства», 1944; «У моего дедушки был слон», 1951), С. К. Поттеккатта («Ядовитая девушка» о борьбе людей с дикой природой, 1940-е гг.; автобиографический «Рассказ о стране», 1970-е гг.), Такажи Шивашанкары Пиллэ («Сын мусорщика», 1947; «Креветки», 1956).
Во 2-й пол. 20 в. М. л., не порывая с нац. традициями, продолжала осваивать приёмы, жанры и стили мировой лит-ры. В 1950–70-е гг. М. л. испытала воздействие марксизма и социалистического реализма (пьеса «Вы сделали меня коммунистом» Топпила Бхаси, 1952; и др.). С 1980-х гг. широкое распространение получила т. н. литература далитов (букв. «угнетённых») – выходцев из низких каст, стремившихся привлечь внимание к проблемам отверженных слоёв общества. Др. направление малаяльской прозы этого периода связано с традициями модернизма и постмодернизма: О. В. Виджаян (романы «Легенды Кхасака», 1969, «Сага о Дхармапури», 1985), П. Захариа (сб-ки рассказов «Оридатт», 1978, «Арккариям», 1986). Малаяльская проза рубежа 20–21 вв. продолжает заниматься этнич., религ. и межобщинными проблемами; вместе с тем для неё характерен интерес к психологии и судьбе индивида, теряющего социальные и нравств. ориентиры: М. Мукундан, Ананд, Мадхавикутти, Какканадан, Г. Р. Индугопан, Е. Харикумар, Н. П. Мохаммед и др. В поэзии стремление к простоте формы сочетается с модернистскими экспериментами: Анвар Али, Аияппа Паниккар, М. Говиндан, К. Р. Тони, М. Б. Манодж. В драматургии преобладает социальная и политич. драма (Шанкара Пиллэ, П. М. Антони, В. Васудевана Пиллэ, К. Нараяна Паниккара и др.). С 1970-х гг. развиваются литературоведение и лит. критика на малаялам.