Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕВИ́Р АНТИОХИ́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 659

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

СЕВИ́Р АНТИОХИ́ЙСКИЙ (Σεβῆρος) [50–60-е гг. 5 в., Со­зо­поль, Пи­си­дия (на тер­ри­то­рии совр. Тур­ции) – 8.2.538, г. Ксо­ис (ны­не пос. Са­ха, близ г. Кафр-эш-Шейх, Еги­пет)], бо­го­слов, ос­но­ва­тель се­ве­ри­ан­ст­ва, те­че­ния уме­рен­но­го мо­но­фи­зит­ст­ва. Свя­той Си­роя­ко­вит­ской церк­ви. Изу­чал ри­то­ри­ку в Алек­сан­д­рии, фи­ло­со­фию и пра­во в Бей­ру­те, в 488 кре­стил­ся, стал мо­на­хом и ие­ре­ем. С 512 пат­ри­арх Ан­ти­охий­ский. По­сле смер­ти по­кро­ви­те­ля мо­но­фи­зи­тов имп. Ана­ста­сия I, в 518 со­слан в мон. Эн­на­тон близ Алек­сан­д­рии. В 532 уча­ст­во­вал в без­ус­пеш­ных пе­ре­го­во­рах, про­ве­дён­ных по ини­циа­ти­ве имп. Юс­ти­ниа­на I с це­лью объ­е­ди­не­ния пра­во­слав­ных и мо­но­фи­зи­тов. В 536 осу­ж­дён как ере­тик.

С. А. – ав­тор гим­но­гра­фич. про­из­ве­де­ний, ок. 125 про­по­ве­дей и ок. 4000 пи­сем, на­пи­сан­ных на греч. яз., до­шед­ших в осн. в сир. пе­ре­во­де. В его бо­го­сло­вии мо­но­фи­зит­ское уче­ние по­лу­чи­ло за­кон­чен­ную фор­му. Он от­вер­гал ре­ше­ния IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (Хал­ки­дон, 451), уче­ние о двух при­ро­дах Хри­ста, не­слит­но со­еди­нён­ных в Его од­ной Ипо­ста­си, не­сто­ри­ан­ские и край­ние мо­но­фи­зит­ские взгля­ды. В кон­цеп­ции од­ной слож­ной при­ро­ды Хри­ста раз­ли­чал лишь свой­ст­ва бо­же­ст­ва и че­ло­ве­че­ст­ва и не при­зна­вал две при­ро­ды, счи­тал, что сущ­но­сти бо­же­ст­ва и че­ло­ве­че­ст­ва во Хри­сте раз­ли­ча­ют­ся лишь умо­зри­тель­но. Пред­вос­хи­щая мо­но­фе­лит­ст­во, на­стаи­вал на един­ст­вен­но­сти дей­ст­вия и во­ли во Хри­сте. Оп­ро­вер­гал ут­вер­жде­ния аф­тар­то­до­ке­тиз­ма о не­тлен­но­сти те­ла Хри­ста до вос­кре­се­ния. Уче­ние С. А., от­ка­зы­вая че­ло­ве­че­ст­ву Хри­ста в при­род­ном он­то­ло­гич. ста­ту­се, ста­ви­ло под во­прос спа­си­тель­ность Бо­го­во­пло­ще­ния для но­си­те­лей че­ло­ве­че­ской при­ро­ды кро­ме Са­мо­го Хри­ста, и, на­обо­рот, сме­ши­вая бо­же­ст­во и че­ло­ве­че­ст­во в од­ну при­роду, де­ла­ло не­воз­мож­ным еди­но­су­щие этой слож­ной при­ро­ды с про­стой при­ро­дой Бо­га От­ца и Св. Ду­ха. К нач. 7 в. се­вери­ан­ст­во рас­про­стра­ни­лось сре­ди си­рий­цев, коп­тов и ара­бов и ны­не гос­под­ству­ет в до­хал­ки­дон­ских Копт­ской и Си­роя­ко­вит­ской церк­вах.

Лит.: Lebon J. Le monophysisme sévérien. Lovanii, 1909; Allen P., Hayward C. T. Severus of Antioch. L.; N. Y., 2004; Да­вы­ден­ков О. Хри­сто­ло­ги­че­ская сис­те­ма Се­ви­ра Ан­ти­охий­ско­го. М., 2007.

Вернуться к началу