СЕВИ́Р АНТИОХИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕВИ́Р АНТИОХИ́ЙСКИЙ (Σεβῆρος) [50–60-е гг. 5 в., Созополь, Писидия (на территории совр. Турции) – 8.2.538, г. Ксоис (ныне пос. Саха, близ г. Кафр-эш-Шейх, Египет)], богослов, основатель северианства, течения умеренного монофизитства. Святой Сирояковитской церкви. Изучал риторику в Александрии, философию и право в Бейруте, в 488 крестился, стал монахом и иереем. С 512 патриарх Антиохийский. После смерти покровителя монофизитов имп. Анастасия I, в 518 сослан в мон. Эннатон близ Александрии. В 532 участвовал в безуспешных переговорах, проведённых по инициативе имп. Юстиниана I с целью объединения православных и монофизитов. В 536 осуждён как еретик.
С. А. – автор гимнографич. произведений, ок. 125 проповедей и ок. 4000 писем, написанных на греч. яз., дошедших в осн. в сир. переводе. В его богословии монофизитское учение получило законченную форму. Он отвергал решения IV Вселенского собора (Халкидон, 451), учение о двух природах Христа, неслитно соединённых в Его одной Ипостаси, несторианские и крайние монофизитские взгляды. В концепции одной сложной природы Христа различал лишь свойства божества и человечества и не признавал две природы, считал, что сущности божества и человечества во Христе различаются лишь умозрительно. Предвосхищая монофелитство, настаивал на единственности действия и воли во Христе. Опровергал утверждения афтартодокетизма о нетленности тела Христа до воскресения. Учение С. А., отказывая человечеству Христа в природном онтологич. статусе, ставило под вопрос спасительность Боговоплощения для носителей человеческой природы кроме Самого Христа, и, наоборот, смешивая божество и человечество в одну природу, делало невозможным единосущие этой сложной природы с простой природой Бога Отца и Св. Духа. К нач. 7 в. северианство распространилось среди сирийцев, коптов и арабов и ныне господствует в дохалкидонских Коптской и Сирояковитской церквах.