АНТИОХИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИОХИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (АПЦ; Антиохийский патриархат), одна из старейших автокефальных православных церквей.
История АПЦ
Основана в Антиохии – третьем по величине и значению городе Рим. империи 1–2 вв. Упоминание Антиохии в Новом Завете связано с рассказом о выборах первых 7 диаконов Церкви (Деян. 6:3–6). В Антиохии христиане из числа уроженцев Кипра и Киренаики проповедовали как среди иудеев, так и среди эллинов (Деян. 11:20). Церковь Антиохии возникла в 40-е гг. 1 в. н. э., её основателями традиционно считаются апостолы Павел и Пётр. Именно в Антиохии последователи Христа «в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11:26).
На 1-м Вселенском (Никейском) соборе (325) была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский, как и епископы Александрийский и Римский, провозглашался епископом своего округа, включавшего Сирию, Финикию, Палестину, Аравию, Киликию, Исаврию, Кипр и Месопотамию. После 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), на котором был анафематствован Несторий, от АПЦ отделились христианские общины перс. Месопотамии. На 4-м Вселенском (Халкидонском) соборе (451) предстоятель АПЦ занял четвёртое по чести место (после патриархов Римского, Константинопольского и Александрийского, перед Иерусалимским). По решению этого же собора 58 епископий АПЦ были переданы Иерусалимской православной церкви. Осуждение монофизитства на 4-м Вселенском соборе привело к тому, что в сер. 6 в. Антиохийская церковь фактически разделилась на 2 церкви: православную (мелькитскую, от сир. слова «мельк» – царь, т. е. поддерживаемую визант. императором) и монофизитскую [яковитскую, по имени еп. Эдесского Якова (Иакова) Барадея]. В период арабского владычества (639–969) АПЦ сумела сохранить свой статус (при том что арабы поддерживали яковитов). В кон. 7 – нач. 8 вв. часть сир. христиан, не принявших осуждение на 6-м Вселенском соборе (680–81) учения об одной воле во Христе (монофелитства), образовали отд. маронитский патриархат Антиохии (см. Марониты). После того как Византия отвоевала Антиохию, единственной законной церковью в Сирии была признана АПЦ. Во время походов крестоносцев в Антиохии был создан католич. патриархат (нач. 12 в.). В 12–13 вв. православные патриархи, как правило, проживали в изгнании. В ходе мамлюкского завоевания Антиохия была разрушена (1268), и с 1366 патриарший престол был перенесён в Дамаск. В 18 в. произошёл раскол, в результате которого из АПЦ выделилась униатская Мелькитская церковь, подчинённая папе Римскому, но сохраняющая традиц. обряды.
Современное положение АПЦ
Высшей властью в вопросах вероисповедания, законодательства и управления является Священный Синод в составе 20 митрополитов. В нём председательствует патриарх, который осуществляет высшую исполнит. власть (с 2012 – Иоанн Х). Резиденция патриарха находится в Дамаске.
Официальных данных о численности верующих АПЦ нет, по различным оценкам, их число составляет от 800 тыс. до 2,5 млн. человек (2015). По этнической принадлежности – преимущественно арабы, главным образом в Сирии и Ливане. В начале 21 в. происходит отток верующих АПЦ с Ближнего Востока в Европу и Северную Америку, особенно в связи с вооружённым конфликтом в Сирии (начался в 2011–12) и деятельностью т. н. Исламского государства в Ираке и Леванте (ИГИЛ) и др. экстремистских организаций.
Богослужение ведётся на арабском и греческом языках. Патриархат состоит из 22 архидиоцезов (епархий), в т. ч. 13 на Ближнем Востоке (в Сирии, Ливане, Турции, Кувейте, Ираке), по 3 – в Южной Америке и Европе, по 1 – в Северной и Центральной Америке, а также Австралии и Океании. Североамериканский архидиоцез (включает 9 диоцезов) с 2003 пользуется автономией в вопросах внутреннего управления. В Сирии и Ливане насчитывается ок. 30 монастырей АПЦ, есть монастыри в Зап. Европе и Америке.
АПЦ является членом Всемирного совета церквей и Совета церквей Ближнего Востока.
В Москве имеется представительство АПЦ – Антиохийское подворье.