ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЕРУСАЛИ́МСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (Иерусалимский патриархат), древнейшая из поместных православных Церквей.
История Иерусалимской церкви
История Иерусалимской церкви восходит к первой христианской общине Иерусалима, насчитывавшей сразу после Вознесения Христа ок. 120 чел. (Деян. 1:16). Подлинным моментом рождения Иерусалимской церкви явилась Пятидесятница, когда к «малой пастве» присоединилось ок. 3 тыс. чел. и «…постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41–42). В лоне Иерусалимской церкви началась миссионерская деятельность ближайших учеников Христа [Деян. 1:15–20 (слова ап. Петра пред «малою паствою» о благодати и преемстве апостольского служения и восполнении числа апостолов); 2:14–36; 3:12–26], которая значительно увеличила число паствы Иерусалимской церкви (Деян. 6:7). В Иерусалиме принял насильственную смерть за Христа первый христианский мученик св. Стефан (Деян. 7:54–60). После его гибели на Иерусалимскую церковь обрушились первые в её истории гонения; её паства была вынуждена рассеяться по всей Иудее и Самарии (Деян. 8). К гонениям был причастен и Савл, видный представитель фарисейских кругов, будущий ап. Павел [ср.: Деян. 8:3 и 9:1–9 (обращение Савла)]. К периоду первых гонений относится распространение паствой Иерусалимской церкви проповеди в Самарии, Кесарии, Дамаске и др. областях и гор. центрах. В правление царя Ирода I Агриппы (37–44 н. э.) Иерусалимская церковь претерпевает новые гонения, коснувшиеся прежде всего апостолов [арест и казнь ап. Иакова Зеведеева, брата ап. Иоанна Богослова; арест ап. Петра (Деян. 12:2–3)]. Расширение числа новообращённых из числа язычников и неиудеев (Деян. 13–14; 15:3) обусловило необходимость выработать в расширившейся общине единое отношение к ветхозаветному закону и непреложности его исполнения, для чего ок. 48-49 в лоне Иерусалимской церкви был созван первый собор, получивший наименование Апостольского (Деян. 15:1–29). На соборе председательствовали ап. Пётр и св. Иаков, брат Господень, согласно церковному преданию, первый еп. Иерусалимский (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», II, 1, 2). Собор принял определение о нецелесообразности требования от новообращённых соблюдения ветхозаветных религ. предписаний.
В период Иудейской войны Иерусалимская церковь, возглавляемая св. Симеоном, который был избран главой общины после мученической кончины св. Иакова, брата Господня, в 63 (ср.: Евсевий Кесарийский, «Церковная история», III, 32, 1) перемещается в г. Пелла, на левом берегу р. Иордан (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», III, 5, 1–3). После мученической кончины еп. Симеона (ок. 107) в истории Иерусалимской церкви наступает период частой смены предстоятелей (с 107 по 134 на престоле Иерусалимской церкви сменилось 13 епископов). В тот же период увеличение значения др. городов, в сравнении с испытывавшим стагнацию после Иудейской войны и восстания Бар-Кохбы Иерусалимом, обусловило окончательное преобладание паствы из неиудеев в Иерусалимской церкви (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», IV, 6, 14; V, 12, 1). К 130-м гг. относится возвращение христианской общины во вновь отстроенную на месте Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина. В 185 епископом Иерусалимским становится Нарцисс I, при котором в 190 был созван поместный собор Иерусалимской церкви, обсуждавший вопрос о дате празднования Пасхи. С восшествием на Иерусалимскую кафедру епископа Александра (213–251) в Иерусалимской церкви начинается период возрождения духовного образования и общий подъём. В Иерусалиме были основаны библиотека (ср.: Евсевий Кесарийский, «Церковная история», VI, 20, 1) и богословская школа, организованная по примеру Александрийской школы. Претерпев последние гонения нач. 4 в., Иерусалимская церковь вступила в эпоху своего расцвета при имп. Константине Великом. О значении Иерусалимской церкви в жизни Вселенской церкви 4 в. свидетельствует её широкое представительство на Никейском соборе (325). По всей Палестине и в Иерусалиме начинается строительство христианских храмов (см. Храм Гроба Господня) и монастырей, расцвет пустынножительства и общежительного монашества, ведутся работы по разысканию и расчистке святых мест, связанных с сюжетами Ветхозаветной и Новозаветной истории. Иерусалимская церковь противостоит арианской ереси, а впоследствии и монофизитам. Из лона Иерусалимской церкви вышли великие устроители палестинского монашества: преподобные Иларион (ум. 371), основатель первого в Палестине монастыря (328), Харитон Исповедник (ум. ок. 350), основатель Фаранской, Дукской, Старой лавр, Евфимий Великий, Савва Освященный; исповедники и богословы 4–8 вв.: архиеп. Кирилл Иерусалимский, патриарх Ювеналий Иерусалимский (422–458); деятель III и IV Вселенских соборов, епископ-песнопевец Косма Майюмский и др. В соответствии с древней традицией, подтверждённой на Никейском соборе (325), Палестина входила в состав обширного церковного округа, находившегося в юрисдикции епископа Антиохийского (впоследствии патриарха) и включавшего Сирию, Финикию, Аравию, Месопотамию, Киликию, Исаврию и Кипр. В нач. 5 в. под омофор еп. Иерусалимского Ювеналия имп. Феодосием II были переданы Палестинская, Финикийская, Аравийская епархии, что ускорило соборное закрепление [на Халкидонском соборе (451)] автокефалии Иерусалимской церкви.
В 614, после захвата Иерусалима, были разрушены храм Воскресения, гор. и окрестные иерусалимские монастыри, завоеватели похитили древо Честного Креста Господня. Патриарх Иерусалимский Захария (609–632) был пленён. В 638 последовало завоевание Иерусалима арабами. В первые годы их владычества отношение мусульм. властей к христианской Церкви было терпимым. Халиф Омар ибн аль-Хаттаб заключил с Иерусалимским патриархом Софронием (634–638) договор, на основании которого впоследствии определялось положение христиан в Халифате. Он закрепил за Иерусалимской церковью Святые места Палестины. К кон. 7 в. отношение властей Халифата к христианскому населению ужесточилось. В 694 против христиан Палестины начались гонения, обусловленные нарушением мира между Халифатом и Византией. В правление халифов Валида I (705–715) и Сулеймана (715–717) христианское население, включая священноначалие и монашествующих, было обложено денежным налогом, была пересмотрена политика араб. властей в отношении строительства христианских церквей. Во время правления халифа аль-Мансура (754–775) христиане Ближнего Востока были обвинены в шпионаже в пользу визант. имп. Константина V Копронима. Вслед за этим был введён запрет на вечерние богослужения и крестный ход. Особым преследованиям подверглись монашествующие. Властями Халифата было выдвинуто требование ведения всех богослужений на араб. языке. Несмотря на то что в 783 между халифом аль-Махди (775–785) и Константином VI был подписан мир, гонения на христиан в Халифате не прекратились. В тот же период Иерусалимская церковь выступала последовательной противницей иконоборчества, осуждённого на Иерусалимских поместных соборах 764 и 836.
В 11–13 вв. по инициативе римских понтификов был предпринят ряд крестовых походов с целью освобождения христианских святынь от мусульм. владычества. В 1099 крестоносцы вступили в Иерусалим. Параллельно с Иерусалимским православным патриархатом на Святой земле был создан латинский патриархат, просуществовавший до 1291.
Со 2-й пол. 13 в. и до 1517 канонич. территория Иерусалимской церкви находилась под политич. властью мамлюкских султанов – Бахритов и Бурджитов. По решению султана Мансура (1296–1308), с 1303 право санкционировать избрание Иерусалимского патриарха было передано Константинопольской кафедре. В 1443 в Иерусалиме был созван поместный собор, решительно осудивший унию Ферраро-Флорентийского собора. В 1517 султан Селим I Явуз (1512–20) подтвердил право Иерусалимской церкви на владение христианскими святынями. С этого времени начался расцвет христианского паломничества в Палестину, на котором, как и на борьбе за Святые места с возведёнными на них храмами, преим. сосредоточивается с тех пор историч. деятельность Иерусалимской церкви.
Притязания на традиционно принадлежащие Иерусалимской церкви святыни начались ещё в 14 в., когда прибывшие на Святую землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами неск. общин. После 1453 католики получили право служения у Гроба Господня. Согласно договору между Османской империей и Францией (1535), францисканцам удалось приобрести множество храмов, находившихся прежде в ведении Греческой и Грузинской православных церквей. В 1634, в соответствии с фирманами султана, Святые места Палестины вновь отошли Иерусалимской церкви, однако католич. церковь не прекращала своих притязаний вплоть до 19 в., пока приоритет Иерусалимской церкви в деле служения на Святой земле не был окончательно закреплён Парижским (1856) и Берлинским (1878) соглашениями. Тем не менее в 20 в. католикам, наряду с коптами и армянами, удалось получить место в храме Воскресения.
Со времени учреждения патриаршества (1589) Рус. гос-во неоднократно выступало покровителем православия на Ближнем Востоке. Данный статус был юридически зафиксирован по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774. В 1818 в Москве было открыто подворье Иерусалимской церкви. В сер. 19 в. в Иерусалиме был открыт ряд духовных миссий: англиканская (1841), католическая (1846). В февр. 1847 была открыта Рус. духовная миссия в Иерусалиме, а в 1858 учреждено рос. консульство. В 1882 было образовано Палестинское православное общество, переименованное в 1889 в Имп. палестинское православное об-во. Расцвет деятельности Рус. духовной миссии в Иерусалиме связан в первую очередь с именем её главы (с 1869) архим. Антонина (Капустина).
Современное положение Иерусалимской православной церкви
Каноническая территория И. п. ц. простирается на Израиль, Палестинскую автономию, Иорданию. Высшие органы управления И. п. ц. – Поместный собор и Священный Синод под председательством предстоятеля И. п. ц. Блаженнейшего патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины [с 22.8.2005 97-м предстоятелем И. п. ц. является Блаженнейший патриарх Феофил III (Яннопулос)]. Членам Священного Синода принадлежит исключит. право избрания предстоятеля Церкви. Специфика процедуры избрания предстоятеля И. п. ц. заключается в рекомендательном участии в ней светских властей Израиля, Иордании, Палестинской автономии, имеющих право предоставления патриаршему местоблюстителю рекомендаций по кандидатурам. Из числа согласованных кандидатур соборно избираются три, из которых, в свою очередь, членами Священного Синода тайным голосованием избирается предстоятель Церкви. С 1534 патриархами Иерусалимскими являются исключительно греки. По традиции они же составляют подавляющее большинство епископата и монашествующих. Белое духовенство и миряне – в абсолютном большинстве арабы. Поэтому литургия в монастырях совершается по-гречески, а в приходских церквах по-арабски. Резиденция предстоятеля И. п. ц. находится в Иерусалиме; патриаршим храмом является храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня). По традиции предстоятель И. п. ц. является главой особой монашеской институции – Святогробского братства, история которого началась с деятельности устроителей палестинского монашества преподобных Иллариона и Харитона Исповедника. В нач. 21 в. Святогробское братство (с резиденцией в монастыре Святых равноапостольных Константина и Елены в Иерусалиме) объединяет под началом предстоятеля всю полноту священства И. п. ц. Его осн. задачи – охранение чистоты палестинского православия, попечение о Святых местах Палестины, руководство группами паломников во время их пребывания в Святой земле.
И. п. ц. включает следующие епархии: Птолемаидскую митрополию (кафедра в г. Акка), Назаретскую митрополию (кафедра в г. Назарет), Патриаршую епитропию в Аммане (Иордания), Патриаршую епитропию в Ирбиде (Иордания). Автономной частью И. п. ц. является Синайская архиепископия с монастырём Св. вмц. Екатерины на горе Катерин (предстоятель носит титул Высокопреосвященнейшего Архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского, с резиденцией в г. Каир). Крупнейшими духовными и административными центрами И. п. ц. являются: Кесария, Диокесария, Петра, Скифополь, Неаполь, Востры, Елевферуполь, Тиверия, Кириакуполь и др. В 20 в. образовался ряд приходов И. п. ц. в Америке. Епископат И. п. ц. насчитывает 20 архиереев. В её юрисдикции находятся 37 приходов в Иордании, 17 в Израиле и 11 в Палестине. Из 24 монастырей в юрисдикции И. п. ц. 19 расположены в Старом городе Иерусалима. Наиболее известными монастырями являются: монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский (над пещерой Рождества Христова), Иоанна Предтечи (близ р. Иордан, на месте Крещения Господня), Лавра Св. Саввы Освященного (с пребывающими в ней мощами преподобного). Численность паствы И. п. ц. составляет ок. 250 тыс. чел. (2005).
В Иордании и Израиле действуют православные школы, гимназии, лицеи; в Аккабе – Патриаршая школа. Изд-во И. п. ц. – самое старое в Палестине (основано в 1853). Издаются журналы: «Новый Сион», «Голос Господень», «Голос Иерусалима».