Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Игумнов

ИЕРУСАЛИ́МСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (Ие­ру­са­лим­ский пат­ри­ар­хат), древ­ней­шая из по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных Церк­вей.

История Иерусалимской церкви

Ис­то­рия Ие­ру­са­лим­ской церк­ви вос­хо­дит к пер­вой хри­сти­ан­ской об­щи­не Ие­ру­са­ли­ма, на­счи­ты­вав­шей сра­зу по­сле Воз­не­се­ния Хри­ста ок. 120 чел. (Де­ян. 1:16). Под­лин­ным мо­мен­том ро­ж­де­ния Ие­ру­са­лим­ской церк­ви яви­лась Пя­ти­де­сят­ни­ца, ко­гда к «ма­лой па­ст­ве» при­сое­ди­ни­лось ок. 3 тыс. чел. и «…по­сто­ян­но пре­бы­ва­ли в уче­нии Апо­сто­лов, в об­ще­нии и пре­лом­ле­нии хле­ба и в мо­лит­вах» (Де­ян. 2:41–42). В ло­не Ие­ру­са­лим­ской церк­ви на­ча­лась мис­сио­нер­ская дея­тель­ность бли­жай­ших уче­ни­ков Хри­ста [Де­ян. 1:15–20 (сло­ва ап. Пет­ра пред «ма­лою па­ст­вою» о бла­го­да­ти и пре­ем­ст­ве апо­столь­ско­го слу­же­ния и вос­пол­не­нии чис­ла апо­сто­лов); 2:14–36; 3:12–26], ко­то­рая зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ла чис­ло па­ст­вы Ие­ру­са­лим­ской церк­ви (Де­ян. 6:7). В Ие­ру­са­ли­ме при­нял на­силь­ст­вен­ную смерть за Хри­ста пер­вый хри­сти­ан­ский му­че­ник св. Сте­фан (Де­ян. 7:54–60). По­сле его ги­бе­ли на Ие­ру­са­лим­скую цер­ковь об­ру­ши­лись пер­вые в её ис­то­рии го­не­ния; её па­ст­ва бы­ла вы­ну­ж­де­на рас­се­ять­ся по всей Иу­дее и Са­ма­рии (Де­ян. 8). К го­не­ни­ям был при­час­тен и Савл, вид­ный пред­ста­ви­тель фа­ри­сей­ских кру­гов, бу­ду­щий ап. Па­вел [ср.: Де­ян. 8:3 и 9:1–9 (об­ра­ще­ние Сав­ла)]. К пе­рио­ду пер­вых го­не­ний от­но­сит­ся рас­про­стра­не­ние па­ст­вой Ие­ру­са­лим­ской церк­ви про­по­ве­ди в Са­ма­рии, Ке­са­рии, Да­ма­ске и др. об­лас­тях и гор. цен­трах. В прав­ле­ние ца­ря Иро­да I Аг­рип­пы (37–44 н. э.) Ие­ру­са­лим­ская цер­ковь пре­тер­пе­ва­ет но­вые го­не­ния, кос­нув­шие­ся пре­ж­де все­го апо­сто­лов [арест и казнь ап. Иа­ко­ва Зе­ве­дее­ва, бра­та ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва; арест ап. Пет­ра (Де­ян. 12:2–3)]. Рас­ши­ре­ние чис­ла но­во­об­ра­щён­ных из чис­ла языч­ни­ков и не­иу­де­ев (Де­ян. 13–14; 15:3) обу­сло­ви­ло не­об­хо­ди­мость вы­ра­бо­тать в рас­ши­рив­шей­ся об­щи­не еди­ное от­но­ше­ние к вет­хо­за­вет­но­му за­ко­ну и не­пре­лож­но­сти его ис­пол­не­ния, для че­го ок. 48-49 в ло­не Ие­ру­са­лим­ской церк­ви был со­зван пер­вый со­бор, по­лучив­ший на­име­но­ва­ние Апо­столь­ско­го (Де­ян. 15:1–29). На со­бо­ре пред­се­да­тель­ст­во­ва­ли ап. Пётр и св. Иа­ков, брат Гос­по­день, со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, пер­вый еп. Ие­ру­са­лим­ский (Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, «Цер­ков­ная ис­то­рия», II, 1, 2). Со­бор при­нял оп­ре­де­ле­ние о не­це­ле­со­об­раз­но­сти тре­бо­ва­ния от но­во­об­ра­щён­ных со­блю­де­ния вет­хо­за­вет­ных ре­лиг. пред­пи­са­ний.

В пе­ри­од Иу­дей­ской вой­ны Ие­ру­са­лим­ская цер­ковь, воз­глав­ляе­мая св. Си­ме­о­ном, ко­то­рый был из­бран гла­вой об­щи­ны по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны св. Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, в 63 (ср.: Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, «Цер­ков­ная ис­то­рия», III, 32, 1) пе­ре­ме­ща­ет­ся в г. Пел­ла, на ле­вом бе­ре­гу р. Иор­дан (Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, «Цер­ков­ная ис­то­рия», III, 5, 1–3). По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны еп. Си­ме­о­на (ок. 107) в ис­то­рии Ие­ру­са­лим­ской церк­ви на­сту­па­ет пе­ри­од час­той сме­ны пред­стоя­те­лей (с 107 по 134 на пре­сто­ле Ие­ру­са­лим­ской церк­ви сме­ни­лось 13 епи­ско­пов). В тот же пе­ри­од уве­ли­че­ние зна­че­ния др. го­ро­дов, в срав­не­нии с ис­пы­ты­вав­шим стаг­на­цию по­сле Иу­дей­ской вой­ны и вос­ста­ния Бар-Кох­бы Ие­ру­са­ли­мом, обу­сло­ви­ло окон­ча­тель­ное пре­об­ла­да­ние па­ст­вы из не­иу­де­ев в Ие­ру­са­лим­ской церк­ви (Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, «Цер­ков­ная ис­то­рия», IV, 6, 14; V, 12, 1). К 130-м гг. от­но­сит­ся воз­вра­ще­ние хри­сти­ан­ской об­щи­ны во вновь от­стро­ен­ную на ме­сте Ие­ру­са­ли­ма римскую ко­ло­нию Элия Ка­пи­то­ли­на. В 185 епи­ско­пом Ие­ру­са­лим­ским ста­но­вит­ся Нар­цисс I, при ко­то­ром в 190 был со­зван по­ме­ст­ный со­бор Ие­ру­са­лим­ской церк­ви, об­су­ж­дав­ший во­прос о да­те празд­но­ва­ния Пас­хи. С вос­ше­ст­ви­ем на Ие­ру­са­лим­скую ка­фед­ру епископа Алек­сан­д­ра (213–251) в Ие­ру­са­лим­ской церк­ви на­чи­на­ет­ся пе­ри­од воз­ро­ж­де­ния ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния и об­щий подъ­ём. В Ие­ру­са­ли­ме бы­ли ос­но­ва­ны биб­лио­те­ка (ср.: Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, «Цер­ков­ная ис­то­рия», VI, 20, 1) и бо­го­слов­ская шко­ла, ор­га­ни­зо­ван­ная по при­ме­ру Алек­сан­д­рий­ской шко­лы. Пре­тер­пев по­след­ние го­не­ния нач. 4 в., Ие­ру­са­лим­ская цер­ковь всту­пи­ла в эпо­ху сво­его рас­цве­та при имп. Кон­стан­ти­не Ве­ли­ком. О зна­че­нии Ие­ру­са­лим­ской церк­ви в жиз­ни Все­лен­ской церк­ви 4 в. сви­де­тель­ст­ву­ет её ши­ро­кое пред­ста­ви­тель­ст­во на Ни­кей­ском со­бо­ре (325). По всей Па­ле­сти­не и в Ие­ру­са­ли­ме на­чи­на­ет­ся строи­тель­ст­во хри­сти­ан­ских хра­мов (см. Храм Гро­ба Гос­под­ня) и мо­на­сты­рей, рас­цвет пус­тын­но­жи­тель­ст­ва и об­ще­жи­тель­но­го мо­на­ше­ст­ва, ве­дут­ся ра­бо­ты по ра­зы­ска­нию и рас­чи­ст­ке свя­тых мест, свя­зан­ных с сю­же­та­ми Вет­хо­за­вет­ной и Но­во­за­вет­ной ис­то­рии. Ие­ру­са­лим­ская цер­ковь про­ти­во­сто­ит ари­ан­ской ере­си, а впо­след­ст­вии и мо­но­фи­зитам. Из ло­на Ие­ру­са­лим­ской церк­ви вы­шли ве­ли­кие уст­рои­те­ли па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва: пре­по­доб­ные Ила­ри­он (ум. 371), ос­но­ва­тель пер­во­го в Па­ле­сти­не мо­на­сты­ря (328), Ха­ри­тон Ис­по­вед­ник (ум. ок. 350), ос­но­ва­тель Фа­ран­ской, Дук­ской, Ста­рой лавр, Ев­фи­мий Ве­ли­кий, Сав­ва Ос­вя­щен­ный; ис­по­вед­ни­ки и бо­го­сло­вы 4–8 вв.: ар­хи­еп. Ки­рилл Ие­ру­са­лим­ский, пат­ри­арх Юве­на­лий Ие­ру­са­лим­ский (422–458); дея­тель III и IV Все­лен­ских со­бо­ров, епи­скоп-пес­но­пе­вец Кос­ма Май­юм­ский и др. В со­от­вет­ст­вии с древ­ней тра­ди­ци­ей, под­твер­ждён­ной на Ни­кей­ском со­бо­ре (325), Па­ле­сти­на вхо­ди­ла в со­став об­шир­но­го цер­ков­но­го ок­ру­га, на­хо­див­ше­го­ся в юрис­дик­ции епи­ско­па Ан­ти­охий­ско­го (впо­след­ст­вии пат­ри­ар­ха) и вклю­чав­ше­го Си­рию, Фи­ни­кию, Ара­вию, Ме­со­по­та­мию, Ки­ли­кию, Исав­рию и Кипр. В нач. 5 в. под омо­фор еп. Ие­ру­са­лим­ско­го Юве­на­лия имп. Фео­до­си­ем II бы­ли пе­ре­да­ны Па­ле­стин­ская, Фи­ни­кий­ская, Ара­вий­ская епар­хии, что ус­ко­ри­ло со­бор­ное за­кре­п­ле­ние [на Хал­ки­дон­ском со­бо­ре (451)] ав­то­ке­фа­лии Ие­ру­са­лим­ской церк­ви.

В 614, пос­ле за­хва­та Ие­ру­са­ли­ма, бы­ли раз­ру­ше­ны храм Вос­кре­се­ния, гор. и ок­ре­ст­ные ие­ру­са­лим­ские мо­на­сты­ри, за­вое­ва­те­ли по­хи­ти­ли дре­во Че­ст­но­го Кре­ста Гос­под­ня. Пат­ри­арх Ие­ру­са­лим­ский За­ха­рия (609–632) был пле­нён. В 638 по­сле­до­ва­ло за­вое­ва­ние Ие­ру­са­ли­ма ара­ба­ми. В пер­вые го­ды их вла­ды­че­ст­ва от­но­ше­ние му­сульм. вла­стей к хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ло тер­пи­мым. Ха­лиф Омар ибн аль-Хат­таб за­клю­чил с Ие­ру­са­лим­ским пат­ри­ар­хом Соф­ро­ни­ем (634–638) до­го­вор, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го впо­след­ст­вии оп­ре­де­ля­лось по­ло­же­ние хри­сти­ан в Ха­ли­фа­те. Он за­кре­пил за Ие­ру­са­лим­ской цер­ко­вью Свя­тые мес­та Па­ле­сти­ны. К кон. 7 в. от­но­ше­ние вла­стей Ха­ли­фа­та к хри­сти­ан­ско­му на­се­ле­нию уже­сто­чи­лось. В 694 про­тив хри­сти­ан Па­ле­сти­ны на­ча­лись го­не­ния, обу­слов­лен­ные на­ру­ше­ни­ем ми­ра ме­ж­ду Ха­ли­фа­том и Ви­зан­ти­ей. В прав­ле­ние ха­ли­фов Ва­ли­да I (705–715) и Су­лей­ма­на (715–717) хри­сти­ан­ское на­се­ле­ние, вклю­чая свя­щен­но­на­ча­лие и мо­на­ше­ст­вую­щих, бы­ло об­ло­же­но де­неж­ным на­ло­гом, бы­ла пе­ре­смот­ре­на по­ли­ти­ка араб. вла­стей в от­но­ше­нии строи­тель­ст­ва хри­сти­ан­ских церк­вей. Во вре­мя прав­ле­ния ха­ли­фа аль-Ман­су­ра (754–775) хри­стиа­не Ближ­не­го Вос­то­ка бы­ли об­ви­не­ны в шпио­на­же в поль­зу ви­зант. имп. Кон­стан­ти­на V Ко­про­ни­ма. Вслед за этим был вве­дён за­прет на ве­чер­ние бо­го­слу­же­ния и кре­ст­ный ход. Осо­бым пре­сле­до­ва­ни­ям под­верг­лись мо­на­ше­ст­вую­щие. Вла­стя­ми Ха­ли­фа­та бы­ло вы­дви­ну­то тре­бо­ва­ние ве­де­ния всех бо­го­слу­же­ний на араб. язы­ке. Не­смот­ря на то что в 783 ме­ж­ду ха­ли­фом аль-Мах­ди (775–785) и Кон­стан­ти­ном VI был под­пи­сан мир, го­не­ния на хри­сти­ан в Ха­ли­фа­те не пре­кра­ти­лись. В тот же пе­ри­од Ие­ру­са­лим­ская цер­ковь вы­сту­па­ла по­сле­до­ва­тель­ной про­тив­ни­цей ико­но­бор­че­ст­ва, осу­ж­дён­но­го на Ие­ру­са­лим­ских по­ме­ст­ных со­бо­рах 764 и 836.

В 11–13 вв. по ини­циа­ти­ве рим­ских пон­ти­фи­ков был пред­при­нят ряд кре­сто­вых по­хо­дов с це­лью ос­во­бо­ж­де­ния хри­сти­ан­ских свя­тынь от му­сульм. вла­ды­че­ст­ва. В 1099 кре­сто­нос­цы всту­пи­ли в Ие­ру­са­лим. Па­рал­лель­но с Ие­ру­са­лим­ским пра­во­слав­ным пат­ри­ар­ха­том на Свя­той зем­ле был соз­дан ла­тин­ский пат­ри­ар­хат, про­су­ще­ст­во­вав­ший до 1291.

Со 2-й пол. 13 в. и до 1517 ка­но­нич. тер­ри­то­рия Ие­ру­са­лим­ской церк­ви на­хо­ди­лась под по­ли­тич. вла­стью мам­люк­ских сул­та­нов – Бах­ри­тов и Бурд­жи­тов. По ре­ше­нию сул­та­на Ман­су­ра (1296–1308), с 1303 пра­во санк­цио­ни­ро­вать из­бра­ние Ие­ру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха бы­ло пе­ре­да­но Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ре. В 1443 в Ие­ру­са­ли­ме был со­зван по­ме­ст­ный со­бор, ре­ши­тель­но осу­див­ший унию Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра. В 1517 сул­тан Се­лим I Явуз (1512–20) под­твер­дил пра­во Ие­ру­са­лим­ской церк­ви на вла­де­ние хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми. С это­го вре­ме­ни на­чал­ся рас­цвет хри­сти­ан­ско­го па­лом­ни­че­ст­ва в Па­ле­сти­ну, на ко­то­ром, как и на борь­бе за Свя­тые мес­та с воз­ве­дён­ны­ми на них хра­ма­ми, пре­им. со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся с тех пор ис­то­рич. дея­тель­ность Ие­ру­са­лим­ской церк­ви.

При­тя­за­ния на тра­ди­ци­он­но при­над­ле­жа­щие Ие­ру­са­лим­ской церк­ви свя­ты­ни на­ча­лись ещё в 14 в., ко­гда при­быв­шие на Свя­тую зем­лю мо­на­хи-фран­ци­скан­цы соз­да­ли вме­сте с мо­но­фи­зи­та­ми неск. об­щин. По­сле 1453 ка­то­ли­ки по­лу­чи­ли пра­во слу­же­ния у Гро­ба Гос­под­ня. Со­глас­но до­го­во­ру ме­ж­ду Ос­ман­ской им­пе­ри­ей и Фран­ци­ей (1535), фран­ци­скан­цам уда­лось при­об­ре­сти мно­же­ст­во хра­мов, на­хо­див­ших­ся пре­ж­де в ве­де­нии Гре­че­ской и Гру­зин­ской пра­во­слав­ных церк­вей. В 1634, в со­от­вет­ст­вии с фир­ма­на­ми сул­та­на, Свя­тые мес­та Па­ле­сти­ны вновь ото­шли Ие­ру­са­лим­ской церк­ви, од­на­ко ка­то­лич. цер­ковь не пре­кра­ща­ла сво­их при­тя­за­ний вплоть до 19 в., по­ка при­ори­тет Ие­ру­са­лим­ской церк­ви в де­ле слу­же­ния на Свя­той зем­ле не был окон­ча­тель­но за­кре­п­лён Па­риж­ским (1856) и Бер­лин­ским (1878) со­гла­ше­ния­ми. Тем не ме­нее в 20 в. ка­то­ли­кам, на­ря­ду с коп­та­ми и ар­мя­на­ми, уда­лось по­лу­чить ме­сто в хра­ме Вос­кре­се­ния.

Со вре­ме­ни уч­ре­ж­де­ния пат­ри­ар­ше­ст­ва (1589) Рус. гос-во не­од­но­крат­но вы­сту­па­ло по­кро­ви­те­лем пра­во­сла­вия на Ближ­нем Вос­то­ке. Дан­ный ста­тус был юри­ди­че­ски за­фик­си­ро­ван по Кю­чук-Кай­нард­жий­ско­му ми­ру 1774. В 1818 в Мо­ск­ве бы­ло от­кры­то под­во­рье Ие­ру­са­лим­ской церк­ви. В сер. 19 в. в Ие­ру­са­ли­ме был от­крыт ряд ду­хов­ных мис­сий: анг­ли­кан­ская (1841), ка­то­ли­че­ская (1846). В февр. 1847 бы­ла от­кры­та Рус. ду­хов­ная мис­сия в Ие­ру­са­ли­ме, а в 1858 уч­ре­ж­де­но рос. кон­суль­ст­во. В 1882 бы­ло об­ра­зо­ва­но Па­ле­стин­ское пра­во­слав­ное об­ще­ст­во, пе­ре­име­но­ван­ное в 1889 в Имп. па­ле­стин­ское пра­во­слав­ное об-во. Рас­цвет дея­тель­но­сти Рус. ду­хов­ной мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме свя­зан в пер­вую оче­редь с име­нем её гла­вы (с 1869) ар­хим. Ан­то­ни­на (Ка­пус­ти­на).

Современное положение Иерусалимской православной церкви

Ка­но­ни­ческая тер­ри­то­рия И. п. ц. про­сти­ра­ет­ся на Из­ра­иль, Па­ле­стин­скую ав­то­но­мию, Иор­да­нию. Выс­шие ор­га­ны уп­рав­ле­ния И. п. ц. – По­ме­ст­ный со­бор и Свя­щен­ный Си­нод под пред­се­да­тель­ст­вом пред­стоя­те­ля И. п. ц. Бла­жен­ней­ше­го пат­риар­ха Свя­то­го гра­да Ие­ру­са­ли­ма и всея Па­ле­сти­ны [с 22.8.2005 97-м пред­стоя­те­лем И. п. ц. яв­ля­ет­ся Бла­жен­ней­ший пат­ри­арх Фео­фил III (Ян­но­пу­лос)]. Чле­нам Свя­щен­но­го Си­но­да при­над­ле­жит ис­клю­чит. пра­во из­бра­ния пред­стоя­те­ля Церк­ви. Спе­ци­фи­ка про­це­ду­ры из­бра­ния пред­стоя­те­ля И. п. ц. за­клю­ча­ет­ся в ре­ко­мен­да­тель­ном уча­стии в ней свет­ских вла­стей Из­раи­ля, Иор­да­нии, Па­ле­стин­ской ав­то­но­мии, имею­щих пра­во пре­до­став­ле­ния пат­ри­ар­ше­му ме­сто­блю­сти­те­лю ре­ко­мен­да­ций по кан­ди­да­ту­рам. Из чис­ла со­гла­со­ван­ных кан­ди­да­тур со­бор­но из­би­ра­ют­ся три, из ко­то­рых, в свою оче­редь, чле­на­ми Свя­щен­но­го Си­но­да тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем из­би­ра­ет­ся пред­стоя­тель Церк­ви. С 1534 пат­ри­ар­ха­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми яв­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но гре­ки. По тра­ди­ции они же со­став­ля­ют по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во епи­ско­па­та и мо­на­ше­ст­вую­щих. Бе­лое ду­хо­вен­ст­во и ми­ря­не – в аб­со­лют­ном боль­шин­ст­ве ара­бы. По­это­му ли­тур­гия в мо­на­сты­рях со­вер­ша­ет­ся по-гре­че­ски, а в при­ход­ских церк­вах по-араб­ски. Ре­зи­ден­ция пред­стоя­те­ля И. п. ц. на­хо­дит­ся в Ие­ру­са­ли­ме; пат­ри­ар­шим хра­мом яв­ля­ет­ся храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (Храм Гро­ба Гос­под­ня). По тра­ди­ции пред­стоя­тель И. п. ц. яв­ля­ет­ся гла­вой осо­бой мо­на­ше­ской ин­сти­ту­ции – Свя­то­г­роб­ско­го брат­ст­ва, ис­то­рия ко­то­ро­го на­ча­лась с дея­тель­но­сти уст­рои­те­лей па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва пре­по­доб­ных Ил­ла­рио­на и Ха­ри­то­на Ис­по­вед­ни­ка. В нач. 21 в. Свя­тог­роб­ское брат­ст­во (с ре­зи­ден­ци­ей в мо­на­сты­ре Свя­тых рав­но­апо­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны в Ие­ру­са­ли­ме) объ­е­ди­ня­ет под на­ча­лом пред­стоя­те­ля всю пол­но­ту свя­щен­ст­ва И. п. ц. Его осн. за­да­чи – ох­ра­не­ние чис­то­ты па­ле­стин­ско­го пра­во­сла­вия, по­пе­че­ние о Свя­тых мес­тах Па­ле­сти­ны, ру­ко­во­дство груп­па­ми па­лом­ни­ков во вре­мя их пре­бы­ва­ния в Свя­той зем­ле.

И. п. ц. вклю­ча­ет сле­дую­щие епар­хии: Пто­ле­ма­ид­скую ми­тро­по­лию (ка­фед­ра в г. Ак­ка), На­за­рет­скую ми­тро­по­лию (ка­фед­ра в г. На­за­рет), Пат­ри­ар­шую епи­тро­пию в Ам­ма­не (Иор­да­ния), Пат­ри­ар­шую епи­тро­пию в Ир­би­де (Иор­да­ния). Ав­то­ном­ной ча­стью И. п. ц. яв­ля­ет­ся Си­най­ская ар­хи­епи­ско­пия с мо­на­сты­рём Св. вмц. Ека­те­ри­ны на го­ре Ка­те­рин (пред­стоя­тель но­сит ти­тул Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ней­ше­го Ар­хи­епи­ско­па Си­най­ско­го, Фа­ран­ско­го и Ра­иф­ско­го, с ре­зи­ден­ци­ей в г. Ка­ир). Круп­ней­ши­ми ду­хов­ны­ми и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми цен­тра­ми И. п. ц. яв­ля­ют­ся: Ке­са­рия, Дио­ке­са­рия, Пет­ра, Ски­фо­поль, Не­аполь, Вос­тры, Елев­фе­ру­поль, Ти­ве­рия, Ки­риа­ку­поль и др. В 20 в. об­ра­зо­вал­ся ряд при­хо­дов И. п. ц. в Аме­ри­ке. Епи­ско­пат И. п. ц. на­счи­ты­ва­ет 20 ар­хие­ре­ев. В её юрис­дик­ции на­хо­дят­ся 37 при­хо­дов в Иор­да­нии, 17 в Из­раи­ле и 11 в Па­ле­сти­не. Из 24 мо­на­сты­рей в юрис­дик­ции И. п. ц. 19 рас­по­ло­же­ны в Ста­ром го­ро­де Ие­ру­са­ли­ма. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми мо­на­сты­ря­ми яв­ля­ют­ся: мо­на­стырь Свя­то­го Гро­ба Гос­под­ня, Виф­ле­ем­ский (над пе­ще­рой Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва), Ио­ан­на Пред­те­чи (близ р. Иор­дан, на мес­те Кре­ще­ния Гос­под­ня), Лав­ра Св. Сав­вы Ос­вя­щен­но­го (с пре­бы­ваю­щи­ми в ней мо­ща­ми пре­по­доб­но­го). Чис­лен­ность па­ст­вы И. п. ц. со­став­ля­ет ок. 250 тыс. чел. (2005).

В Иор­да­нии и Из­раи­ле дей­ст­ву­ют пра­во­слав­ные шко­лы, гим­на­зии, ли­цеи; в Ак­ка­бе – Пат­ри­ар­шая шко­ла. Изд-во И. п. ц. – са­мое ста­рое в Па­ле­сти­не (ос­но­ва­но в 1853). Из­да­ют­ся жур­на­лы: «Но­вый Си­он», «Го­лос Гос­по­день», «Го­лос Ие­ру­са­ли­ма».

Лит.: Ле­бе­дев А. П. Ис­то­рия гре­ко-вос­точ­ной церк­ви под вла­стью ту­рок: От па­де­ния ту­рок до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. Сер­ги­ев По­сад, 1896–1901. Т. 1–2; он же. Ис­то­ри­че­ские очер­ки со­стоя­ния ви­зан­тий­ско-вос­точ­ной церк­ви от кон­ца XI до се­ре­ди­ны XV в. СПб., 1998; Ис­то­рия хри­сти­ан­ской церк­ви в XIX в.: Пра­во­слав­ный Вос­ток. СПб., 1908; Christian communities in the Arab Middle East. Oxf., 1998.

Вернуться к началу