ПАЛЕСТИ́НСКОЕ О́БЩЕСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЕСТИ́НСКОЕ О́БЩЕСТВО (Православное палестинское общество; в 1889–1917 и с 1992 Императорское православное палестинское общество; в 1918–92 Российское палестинское общество), рос. научная и благотворительная общественная организация, созданная для объединения и координации усилий по укреплению политич., культурного и научного присутствия в Святой земле и странах библейского региона.
Предложения об учреждении подобной организации высказывались в 1840-е гг. архим. Порфирием (Успенским), Анд. Н. Муравьёвым, А. С. Норовым. Инициатор создания – В. Н. Хитрово. Устав П. о. был утверждён имп. Александром III 8(20).5.1882, открытие состоялось 21.5(2.6).1882. Задачи об-ва – развитие и обустройство православного паломничества, оказание помощи и поддержки православным патриархатам, гуманитарно-просветит. работа среди араб. православного населения. Первые председатели: вел. кн. Сергей Александрович (1882–1905), вел. кн. Елизавета Фёдоровна (1905–17). Коллегиальным органом управления являлся совет. Имелись 3 отделения: науч.-издательское, паломнич. и «поддержания православия в Святой земле». На рубеже 19–20 вв. П. о. насчитывало до 5 тыс. членов. Финансировалось за счёт членских и вступит. взносов, частных пожертвований, в т. ч. общецерковного т. н. Вербного, или Палестинского, сбора в праздник Входа Господня в Иерусалим, и гос. субсидий.
П. о. добилось снижения тарифов для православных паломников на ж.-д. и мор. транспорте. К 1907 через учреждения об-ва проходило более 10 тыс. паломников в год. П. о. предпринимало обширное строительство в Святой земле, принадлежавшая ему недвижимость рассматривалась как нац. достояние России. В результате совместной работы П. о. с Русской духовной миссией в Иерусалиме и рос. консульством возникла уникальная инфраструктура храмов, подворий, земельных участков, больниц и школ – т. н. Рус. Палестина. П. о. принадлежало 2 храма в Палестине (Св. Марии Магдалины в Гефсимании и Св. Александра Невского в составе Александровского подворья, оба – в Иерусалиме), в России – Николо-Александровский храм в С.-Петербурге и Сергиев скит в Калужской губ. Строились церкви для местного населения: Св. Сергия Радонежского в Муджедиле (Мжделе) (1885) и Вмч. Георгия Победоносца в Кане Галилейской (ныне Кафр-Кана) (1888). К 1914 П. о. принадлежало в Палестине 8 подворий: в Иерусалиме – Александровское в Старом городе близ Храма Гроба Господня, Елизаветинское, Мариинское, Николаевское, Сергиевское и Вениаминовское, а также подворья в Назарете и Хайфе. Имелось 28 земельных участков в Вифлееме, Айн-Кареме, Назарете, Кане Галилейской, Афуле, Хайфе, Иерихоне, Рамаллахе общей площадью более 23,5 га. Для паломников и местных жителей П. о. содержало рус. больницу в Иерусалиме и амбулатории в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме, Бет-Джале, Дамаске.
В 1911–15 на средства П. о. был приобретён также земельный участок в итал. г. Бари и построены там храм Свт. Николая Чудотворца и подворье.
Предметом особого внимания были школы П. о. для палестинского населения, первые из которых открылись уже в 1882. С 1895 просветительская деятельность П. о. распространилась в пределы Антиохийского патриархата. На 1909 в 24 учебных заведениях Палестины (в т. ч. в двух учительских семинариях – мужской и женской) обучалось 1576 чел., в 77 школах Сирии и Ливана – 9974 чел. Лучшие учащиеся в качестве стипендиатов П. о. продолжали образование в духовных и светских высших учебных заведениях России, многие из них заняли видное место в истории араб. нац. лит-ры и культуры. В 1912 имп. Николай II утвердил закон о бюджетном финансировании учебных заведений П. о. в Сирии, аналогичная мера планировалась и для Палестины.
Одно из важнейших направлений деятельности П. о. – науч. работа. Археологич. раскопки близ Храма Гроба Господня (1883) привели к открытию древней стены и порога «Судных врат», через которые Христос шёл на Голгофу, а также остатков базилики времени имп. Константина Великого. К масштабным науч. проектам относятся экспедиции под рук. Н. П. Кондакова по Сирии, Палестине и Заиорданью (1891), Ф. И. Успенского в Пальмиру и Баальбек (1898), А. А. Цагарели на Синай, Афон и в Иерусалим для изучения груз. древностей (1883), рус. врача и антрополога А. В. Елисеева для исследования древнего пути в Святую землю через Кавказ и Малую Азию (1886) и др. В 1882–1907 П. о. выпустило 347 названий книг и брошюр по палестиноведению. Доныне сохраняют науч. значение публикации в «Православном Палестинском сборнике» (выходит с 1881, в годы сов. власти «Палестинский сборник») и науч. временнике «Сообщения Императорского Православного Палестинского общества» (1886–1916, в 1917 вышел номер без слова «императорское» в названии, в 1926 – номер под назв. «Сообщения Российского Палестинского общества»). В 1903–15 разрабатывался вопрос о создании Рус. археологич. ин-та в Иерусалиме.
Первая мировая война и революция прервали рус. присутствие на Ближнем Востоке, однако политич. и имущественные интересы, связанные с наследием П. о., позволили об-ву в сов. годы продолжить работу в сугубо науч. качестве под назв. «Рос. палестинское об-во» при АН СССР. В 1923 оно было закрыто, в 1925 официально зарегистрировано НКВД, после 1934 никем формально не закрытое прекратило деятельность. Эмигрировавшие члены П. о. создали Совет об-ва в Берлине (позднее он находился в Париже), в подчинение которому вошли подворья в Палестине, однако до 1948 ими фактически распоряжались брит. власти в Палестине.
Возобновлению П. о. после 2-й мировой войны способствовали политич. борьба СССР и стран Запада за влияние на Ближнем Востоке и установление советско-израильских дипломатич. отношений (1948). 25.9.1950 СМ СССР издал распоряжение о возобновлении деятельности П. о. и его представительства в Израиле. Первым заявление о вступлении в П. о. подал пред. Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Учредит. собрание состоялось 16.1.1951. Бóльшая часть принадлежавшей П. о. недвижимости в Святой земле, оказавшейся после арабо-израильской войны 1948–49 (см. Арабо-израильские войны) на территории Израиля, была передана СССР, в 1964 она, за несколькими исключениями, была продана сов. правительством израильским властям за 4,5 млн. долл. (т. н. апельсиновая сделка). После Шестидневной войны (1967) СССР прервал дипломатич. отношения с Израилем, сотрудники П. о., как и все сов. представители, покинули страну.
Зарубежное П. о. в 1970 разделилось на 3 ветви (США, Париж, Иерусалим), но все существовали под эгидой РПЦЗ. В 1986 часть иерусалимского П. о. отделилась от РПЦЗ (ныне именует себя «Императорское Православное Палестинское Общество: Иерусалим и Ближний Восток»), удержав за собой Александровское подворье.
В России на рубеже 1980–90-х гг. П. о. смогло вернуть себе историч. имя Имп. православного палестинского об-ва и поставить вопрос о восстановлении своих имущественных прав и присутствия на Ближнем Востоке (постановление Президиума ВС РФ от 25.5.1992). Пред. К-та почётных членов об-ва стал патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1992), с 2009 – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 2007 П. о. возглавляет С. В. Степашин. Созданы новые отделения П. о. в России и за рубежом, возвращено Сергиевское подворье в Иерусалиме (2008), возобновлены археологич. работы и открыт Музейно-парковый комплекс в Иерихоне (2011), построен Общественно-просветительский центр в Вифлееме (2012). После воссоединения Московского патриархата и РПЦЗ подписано соглашение (2007) о сотрудничестве П. о. с зарубежным Палестинским обществом.