МУРАВЬЁВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУРАВЬЁВ Андрей Николаевич [30.4 (12.5).1806, Москва – 18(30).8.1874, Киев; похоронен в Андреевской церкви], рус. духовный писатель, поэт, драматург, мемуарист, церковный и общественный деятель, д. стат. сов. (1855), камергер (1836), поч. чл. Петерб. АН (1841).
Из рода Муравьёвых. Брат А. Н. Муравьёва, Н. Н. Муравьёва-Карского и М. Н. Муравьёва. Получил домашнее образование под руководством поэта и педагога С. Е. Раича, воспитателя Ф. И. Тютчева, с которым М. в юности дружил. В 1822 определён на службу в Моск. архив Коллегии иностр. дел. В 1823–27 на воен. службе; общался с будущими декабристами. В 1828 сдал экзамены за курс юридич. факультета Моск. ун-та. В 1828–29 состоял в ведомстве Коллегии иностр. дел с причислением к дипломатич. канцелярии главнокоманд. 2-й армией П. Х. Витгенштейна. В 1830 М. посетил Египет, Палестину, Кипр, Константинополь; синодом Иерусалимской православной церкви был наречён «эпитропом (поверенным) Гроба Господня» и «рыцарем Святой Земли». Хотя визит М. не был официальным, он вызвал широкий резонанс в рус. обществе и стал важной вехой в становлении церковно-политич. связей России с православным Востоком. Впоследствии М. считался авторитетным экспертом в Восточном вопросе. Служил в Азиат. деп-те МИД (1831–33 и 1842–66). Д. чл. Рос. академии (1837). Состоял обер-секретарём Святейшего синода Рус. церкви (1833–42). В 1849–50 участвовал в создании рус. Андреевского скита на Афоне. М. начал также сбор средств на восстановление запустевшего мон. Новый Сион в г. Миры (Османская империя), впоследствии они были использованы для строительства православного храма Свт. Николая в г. Бари (Италия). К 1860 М. являлся эпитропом Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов в России, был ктитором 2 афонских монастырей, находился в многолетней переписке с патриархами православного Востока и др. иерархами православного мира и России. В 1864 основал и возглавил в Киеве Свято-Владимирское братство с миссионерской направленностью. Выйдя в 1866 в отставку, М. поселился в Киеве, занимался восстановлением и сохранением православных святынь города, возрождением церковных традиций.
В лит-ре М. начинал как поэт и драматург романтич. направления (поэтич. сб. «Таврида», 1827); большинство его пьес и второй поэтич. сб-к остались в рукописях. Посещал лит. салон З. А. Волконской и пользовался её покровительством. Первые поэтич. опыты М. были одобрены М. П. Погодиным, П. А. Вяземским, А. С. Пушкиным, однако затем вызвали критику со стороны Пушкина и его окружения (в частности, Е. А. Боратынского). В сер. 1830-х гг. Пушкин привлёк М. к участию в ж. «Современник». До 1840-х гг. М. поддерживал связи со многими литераторами, в т. ч. с М. Ю. Лермонтовым.
Широкую известность М. принесла кн. «Путешествие ко святым местам в 1830 году» (1832), прошедшая редактуру В. А. Жуковского и митр. Московского Филарета (Дроздова). Вскоре после этого М. оставил поэтич. поприще, всецело посвятив себя духовной лит-ре и церковной публицистике. Ему принадлежит ряд описаний паломничеств, а также церковно-историч. и богословских сочинений. Так, его многочисл. путешествия по Европе и России отражены в произведениях «Путешествие по Святым местам русским» (1836), «Русская Фиваида на Севере» (1855) и др. В церковно-историч. сочинениях «История Российской Церкви» (1838), «Первые четыре века христианства» (1840) и др., созданных при поддержке духовного наставника и соратника – митр. Филарета, М. обращал особое внимание на материалы, ранее неизвестные либо мало изученные: впервые опубликовал судебное дело патриарха Никона, документы о связях Рус. церкви с вост. поместными православными церквами. Собрал множество свидетельств о подвижниках благочестия, издал «Жития святых русских» в 12 книгах (1855–59). К богословским трактатам М. относятся «Изложение Символа веры православной восточной кафолической церкви» (1838), ставшее учебником для духовных училищ, «Письма о спасении мира Сыном Божиим» (1839) для юношества. В «Письмах о богослужении восточной кафолической церкви» (кн. 1–4, 1836) М. как знаток богослужебного устава описал эстетич. переживания богомольцев, стремясь приобщить читателя к религ. миросозерцанию. В сочинениях «Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах» (1841), «Римские письма» (1846), «Слово кафолического православия римскому католичеству» (1852), «Раскол, обличаемый своею историею» (1854) М. выступал как православный полемист. В Киеве он подготовил к печати адресованные ему «Письма митрополита московского Филарета к А. Н. М. 1832–1867» (1869), мемуары «Знакомство с русскими поэтами» (1871), составил акафист св. ап. Андрею Первозванному (1871).
В 1850–60-х гг. М. явился автором нескольких записок о положении православной Церкви в России, ставших известными в среде высших светских и духовных лиц. В них М. выступал за независимость Церкви от светской власти (в частности, за бóльшую самостоятельность Синода и постепенное сокращение полномочий обер-прокурора), возращение к соборному принципу управления Церковью и «апостольским» образцам избрания епископов. М. был известен также консерватизмом в отношении церковных канонов и богослужебной практики.
Благодаря прекрасному лит. слогу М. стал одним из первых в России духовных писателей, сочинения которого получили широкое распространение в высшем обществе и вызвали в нём интерес к религ.-назидат. чтению. Тем самым М. соединил в своём творчестве «изящную» и духовную словесность; он был первым писателем-мирянином, осветившим богословские проблемы. Кроме того, в произведениях М. содержатся описания быта, нравов и религ. жизни рос. инородцев, ценные факты из области археологии, этнографии и культуры Европы и Азии.