ТЮ́ТЧЕВ ФЁДОР ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЮ́ТЧЕВ Фёдор Иванович [23.11(5.12).1803, с. Овстуг, ныне Жуковского р-на Брянской обл. – 15(27).7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин в составе С.-Петербурга], рус. поэт, дипломат; тайн. сов. (1865), чл.-корр. Петерб. АН (1857). Дворянин. Детство провёл в родовом имении Овстуг и в Москве. Домашний учитель с 1812 – С. Е. Раич, под руководством которого Т. начал писать стихи; в 1818 принят в Общество любителей российской словесности. Первая публикация – стих. «Послание Горация к Меценату…» (1819). С нояб. 1819 по окт. 1821 учился на словесном отделении Моск. ун-та; в февр. 1822 поступил на службу в Коллегию иностр. дел. В 1822–1837 служил в Мюнхене, где общался с Ф. В. Шеллингом, подружился с Г. Гейне (Т. принадлежат первые рус. переводы из Гейне). В 1826 женился на вдове рус. дипломата Элеоноре Петерсон (урождённая Ботмер, 1800–38). С авг. 1837 по окт. 1839 1-й секретарь рус. посольства в Турине; в июле 1839 вторично женился – на Эрнестине Дёрнберг (урождённая Пфеффель, 1810–94). Отозванный с должности, переехал в Мюнхен и в 1841 вышел в отставку. В 1844 вместе с семьёй вернулся в Россию, в марте 1845 в С.-Петербурге вновь зачислен на службу. С февр. 1848 старший цензор при Особой канцелярии Мин-ва иностр. дел. С апр. 1858 пред. К-та иностр. цензуры.
Поэтич. наследие Т. – ок. 400 лирич. (в осн. коротких, в 3–4 строфы) стихотворений (включая переводы, наброски и 17 стихотворений на франц. яз.), лишь половина из которых опубликована при его жизни. Избегая роли проф. литератора, Т. предпочитал выступать как романтич. поэт-дилетант, пишущий в минуты озарения, от избытка мыслей и чувств, и не заботящийся о судьбе своих сочинений. Живя за границей, Т. не имел прочных лит. связей на родине, печатался крайне редко и вплоть до 1850-х гг. как поэт был малоизвестен. Стихотворения Т. печатались в ж. «Галатея» С. Е. Раича в 1829–30; в 1836 подборка из 24 прозведений под загл. «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью Ф. Т. опубликована А. С. Пушкиным в ж. «Современник» (т. 3–4), однако широкую известность они получили лишь после того, как Н. А. Некрасов перепечатал их в своей ст. «Русские второстепенные поэты» (1850), решительно причислив тогда ещё неизвестного ему автора «к русским первостепенным поэтическим талантам». В 1854 в «Современнике» Некрасов опубликовал множество новых стихотворений Т. и издал первый сб-к его стихотворений, подготовкой которого занимался И. С. Тургенев, в то время как сам Т. принял в этом минимальное участие. Второй (и последний) прижизненный сб-к стихотворений Т. издал его зять – И. С. Аксаков в 1868.
Поэзия Т. отличается редкой цельностью, представая как единая худож. система, в которой наличествуют сквозные парные образы (день и ночь, север и юг, земля и небо, мгновение и вечность, космос и хаос и др.) и поэтич. приёмы, усвоенные им от духовной и дидактич. поэзии 18 в. и сочетаемые с традициями интимной элегич. лирики (В. А. Жуковского и др.). Импровизационность и фрагментарность, создающие впечатление полной искренности и спонтанности самовыражения, в соединении с филос. углублённостью, ораторским пафосом, а порой и с открытым дидактизмом – одна из характерных черт всей лирики поэта.
В творчестве Т. выделяют два периода – до и после возвращения в Россию в 1844. В заграничный период у него преобладали натурфилософские стихотворения, в которых пейзажи, как правило, имеют отвлечённый философски-иносказат. смысл и часто встречаются античные мифологич. образы («Весенняя гроза», 1828, «Полдень», 1829, и др.), хотя и тогда Т. занимала не одна философия природы, а также принципиальные вопросы бытия человека в мире, как, напр., в стихотворениях «Silentium!» и «Цицерон» (оба 1830). С кон. 1840-х гг. центр внимания Т. окончательно перемещается от природы к человеку: с этого времени из его стихов исчезает античная мифология, но возникают отчётливые христианские мотивы и ясно обнаруживается трагизм мировосприятия поэта. Поздняя лирика Т. проникнута ощущением катастрофы, совершающейся в личной и обществ. жизни, нестерпимой тревогой и чувством сострадания, собственной беспомощности и вины, побуждающими искать прощения и спасения свыше. Это ярко выразилось в стихотворениях «денисьевского цикла», вызванных осуждённой обществом любовной связью Т. и Е. А. Денисьевой (1826–64), которая началась в 1850 и продолжалась до её смерти: «Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1851), «О, как убийственно мы любим...» (1851), «Предопределение» (нач. 1850-х гг.), «Весь день она лежала в забытьи…» (1864), «Есть и в моём страдальческом застое…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» (оба 1865) и др. (всего не менее 15 стихотворений). Единственным прибежищем для поэта в его раздумьях о собств. жизни и об обществ. потрясениях, всегда переживаемых Т. как личная драма, оказывается религия: «Наш век» (1851), «Теперь тебе не до стихов…» (1854), «О, вещая душа моя…» (1855), «Над этой тёмною толпой…» (1857).
Среди поздних произведений Т. велика доля политич. стихотворений, связанных с его оригинальной историософией, сложившейся к сер. 1840-х гг. и изложенной в написанных на франц. яз. статьях «Россия и Германия» (1844), «Россия и Революция» (1849) и «Папство и римский вопрос» (1850), которые он планировал включить в обширный трактат «Россия и Запад» (не завершён). По Т., в мире в настоящий момент есть только одна законная империя, это – Россия, преемница Византии. Её «тело» – это славянство, которое рус. царь призван объединить под своим началом, а «душа» – православная Церковь, единственная истинная и всемирная. Запад, отпавший от церковного единства, соблазнился его призраком в подчинении папскому престолу, отверг освобождающий закон Христа и впал в рабство. При отсутствии законной власти Запад веками страдал от конфликтов и разделений, которые преодолевались только насилием. Современный же Запад открыто поставил на первое место культ силы и человеческого «я», сделал принципом своего существования «Революцию». Пытавшийся силой обуздать её Наполеон был обречён, поскольку «всю её носил в самом себе» (стих. «Наполеон», 1850). Спасение Европы – в возвращении к истинной вере (православию), к христианскому согласию (вместо попыток насильственного объединения) и в свободном подчинении санкционированной свыше законной власти, т. е. рус. царю, который распространит границы своей империи «от Нила до Невы, от Эльбы до Китая» и установит три столицы – Москва, Константинополь и Рим (стих. «Русская география», 1848 или 1849). Т. считал, что пример мирного и любовного единения должны явить слав. народы, отсюда – его увлечённость идеями панславизма, впервые отразившиеся ещё в стих. «Как дочь родную на закланье…» (1831) и в целом ряде поздних стихотворений («Молчит сомнительно Восток…», 1865; «Гус на костре», «Два единства», оба 1870, и др.). Политич. мечтания Т. не пользовались широкой известностью, хотя именно ими были вдохновлены наиболее популярные его стихотворения: «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866).
Современные Т. критики ценили его прежде всего за стихотворения о любви и природе, недооценивая их символич. подтекст и многозначность. Т. как религиозно-философский, «метафизический» поэт был открыт, по существу, только на рубеже 19–20 вв. В нём увидели своего предшественника рус. символисты, занимавшиеся изучением и популяризацией его творчества; он существенно повлиял на мн. поэтов 20 в.