ПАНСЛАВИ́ЗМ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНСЛАВИ́ЗМ, идейное течение и обществ.-политич. движение в России и др. славянских странах в 19 в., основанные на идее историч. единства славянских народов, выраженного в родстве языков, древней лит-ры и наличии общих черт в истории. Возник в нач. 19 в. в Чехии и Словакии, входивших в состав Австр. империи, как одно из проявлений Славянского возрождения, с одной стороны, и как ответная реакция зап. славян на укрепление позиций пангерманизма – с другой. С идеями П. выступали Я. Коллар, П. Й. Шафарик и др. В 1848 в Праге под председательством Ф. Палацкого состоялся первый из славянских съездов, который потребовал преобразования Австр. империи в федерацию равноправных народов (австрославистская программа). Деятели хорв. нац. движения (Л. Гай) развивали идеи объединения юж. славян вокруг Хорватии, сербы (И. Гарашанин) – вокруг Сербии, представители чеш. либерализма (К. Гавличек-Боровский) призывали к единению чехов с юж. славянами.
В России идеи создания слав. федерации лежали в основе декабристского Об-ва соединённых славян (1823) и Кирилло-Мефодиевского общества (1846— 1847). Зарождение рос. П. как течения произошло в ходе Крымской войны 1853–1856, когда славянофилы А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, М. П. Погодин выдвинули тезис о том, что романо-германский и греко-славянский «миры» различались по религ., гражд. и «нравственному» характеру и были исторически враждебны друг другу. Некоторые учёные-слависты поддерживали эту идею на основе изучения культуры, языков, фольклора слав. народов: В. И. Ламанский был убеждён, что слав. народы должны проникнуться общеславянским сознанием с помощью единого лит. (русского) языка; О. Ф. Миллер видел путь решения «славянского вопроса», в первую очередь, в преодолении внутрироссийских противоречий и нравств. совершенствовании рос. общества. Центрами П. и распространения идей слав. братства стали Моск. (1858) и С.-Петерб. (1868) славянские благотворительные комитеты, созданные для помощи слав. народам Османской и Австр. империй. Осн. потребность слав. народов члены к-тов видели в «объединении нравственном», достижимом посредством широкого культурного обмена. Помимо консерваторов-славянофилов, теории «славянской взаимности» развивали и либералы (идея слав. демократич. федерации А. Н. Пыпина), и революц. демократы (идеи слав. федерализма А. И. Герцена и М. А. Бакунина). Развитие идей П. было тесно связано с обострением Восточного вопроса и политикой рос. правительства в отношении слав. народов. Рос. панслависты (за исключением Герцена и Бакунина) осудили Польское восстание 1863–64, посчитав его участников «изменниками славянского дела». Накануне и в период Вост. кризиса 1875–77 возникли концепции «политич.» П., их сторонники призывали к созданию силой рус. оружия Всеславянской федерации во главе с Россией (Н. Я. Данилевский, Р. А. Фадеев, кн. А. И. Васильчиков); популярность идей «политич.» П. стала одной из причин объявления Россией войны Турции (1877). Слав. к-ты собирали деньги на покупку оружия и снаряжения для славян, восставших против тур. владычества, отправляли на Балканы полевые лазареты, готовили добровольцев, формировали обществ. солидарность с юж. славянами. После Берлинского конгресса 1878, перечеркнувшего планы панславистов о полном освобождении юж. славян, наступил упадок интереса к П. Среди панславистов возобладали мессианские и религ.-нравств. идеи. Ф. М. Достоевский к 1880-м гг. стал рассматривать слав. единение как «вопрос высшего объединения духовного» для защиты всего человечества от католич. и протестантской угрозы. На рубеже 19–20 вв. вновь получили развитие идеи укрепления культурных связей между слав. народами («культурный» П.), они стали основой неославизма в нач. 20 в.
Идеи слав. единства вновь приобретали актуальность в периоды 1-й и 2-й мировых войн. Они стали основой организации в 1941 в Москве Всеславянского к-та для мобилизации борьбы всех слав. народов против Германии. В освобождённой Югославии в 1946 состоялся Всеславянский собор. Ряд партий и междунар. организаций, выдвигающих в своих программах тезис о слав. единстве, существует и ныне.