Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНСЛАВИ́ЗМ

Авторы: Б. А. Прокудин

ПАНСЛАВИ́ЗМ, идей­ное те­че­ние и об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ние в Рос­сии и др. сла­вян­ских стра­нах в 19 в., ос­но­ван­ные на идее ис­то­рич. един­ст­ва сла­вян­ских на­ро­дов, вы­ра­жен­но­го в род­ст­ве язы­ков, древ­ней лит-ры и на­ли­чии об­щих черт в ис­то­рии. Воз­ник в нач. 19 в. в Че­хии и Сло­ва­кии, вхо­див­ших в со­став Австр. им­пе­рии, как од­но из про­яв­ле­ний Сла­вян­ско­го воз­ро­ж­де­ния, с од­ной сто­ро­ны, и как от­вет­ная ре­ак­ция зап. сла­вян на ук­ре­п­ле­ние по­зи­ций пан­гер­ма­низ­ма – с дру­гой. С идея­ми П. вы­сту­па­ли Я. Кол­лар, П. Й. Ша­фа­рик и др. В 1848 в Пра­ге под пред­се­да­тель­ст­вом Ф. Па­лац­ко­го со­сто­ял­ся пер­вый из сла­вян­ских съез­дов, ко­то­рый по­тре­бо­вал пре­об­ра­зо­ва­ния Австр. им­пе­рии в фе­де­ра­цию рав­ноправ­ных на­ро­дов (ав­ст­ро­сла­ви­ст­ская про­грам­ма). Дея­те­ли хорв. нац. дви­же­ния (Л. Гай) раз­ви­ва­ли идеи объ­е­ди­не­ния юж. сла­вян во­круг Хор­ва­тии, сер­бы (И. Га­ра­ша­нин) – во­круг Сер­бии, пред­ста­ви­те­ли чеш. ли­бе­ра­лиз­ма (К. Гав­ли­чек-Бо­ров­ский) при­зы­ва­ли к еди­не­нию че­хов с юж. сла­вя­на­ми.

В Рос­сии идеи соз­да­ния слав. фе­де­рации ле­жа­ли в ос­но­ве де­каб­ри­ст­ско­го Об-ва со­еди­нён­ных сла­вян (1823) и Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ско­го об­ще­ст­ва (1846— 1847). За­ро­ж­де­ние рос. П. как те­че­ния про­изо­ш­ло в хо­де Крым­ской вой­ны 1853–1856, ко­гда сла­вя­но­фи­лы А. С. Хо­мя­ков, К. С. Ак­са­ков, М. П. По­го­дин вы­дви­ну­ли те­зис о том, что ро­ма­но-гер­ман­ский и гре­ко-сла­вян­ский «ми­ры» раз­ли­ча­лись по ре­лиг., гражд. и «нрав­ст­вен­но­му» ха­рак­те­ру и бы­ли ис­то­ри­че­ски вра­ж­деб­ны друг дру­гу. Не­ко­то­рые учё­ные-сла­ви­сты под­дер­жи­ва­ли эту идею на ос­но­ве изу­че­ния куль­ту­ры, язы­ков, фольк­ло­ра слав. на­ро­дов: В. И. Ла­ман­ский был убе­ж­дён, что слав. на­ро­ды долж­ны про­ник­нуть­ся об­ще­сла­вян­ским соз­на­ни­ем с по­мо­щью еди­но­го лит. (рус­ско­го) язы­ка; О. Ф. Мил­лер ви­дел путь ре­ше­ния «сла­вян­ско­го во­про­са», в пер­вую оче­редь, в пре­одо­ле­нии внут­ри­рос­сий­ских про­ти­во­ре­чий и нравств. со­вер­шен­ст­во­ва­нии рос. об­ще­ст­ва. Цен­тра­ми П. и рас­про­стра­не­ния идей слав. брат­ст­ва ста­ли Моск. (1858) и С.-Пе­терб. (1868) сла­вян­ские бла­го­тво­ри­тель­ные ко­ми­те­ты, соз­дан­ные для по­мо­щи слав. на­ро­дам Ос­ман­ской и Австр. им­пе­рий. Осн. по­треб­ность слав. на­ро­дов чле­ны к-тов ви­де­ли в «объ­е­ди­не­нии нрав­ст­вен­ном», дос­ти­жи­мом по­сред­ст­вом ши­ро­ко­го куль­тур­но­го об­ме­на. По­ми­мо кон­сер­ва­то­ров-сла­вя­но­фи­лов, тео­рии «сла­вян­ской вза­им­но­сти» раз­ви­ва­ли и ли­бе­ра­лы (идея слав. де­мо­кра­тич. фе­де­ра­ции А. Н. Пы­пи­на), и ре­во­люц. де­мо­кра­ты (идеи слав. фе­де­ра­лиз­ма А. И. Гер­це­на и М. А. Ба­ку­ни­на). Раз­ви­тие идей П. бы­ло тес­но свя­за­но с обо­ст­ре­ни­ем Вос­точ­но­го во­про­са и по­ли­ти­кой рос. пра­ви­тель­ст­ва в от­но­ше­нии слав. на­ро­дов. Рос. пан­сла­ви­сты (за ис­клю­че­ни­ем Гер­це­на и Ба­ку­ни­на) осу­ди­ли Поль­ское вос­ста­ние 1863–64, по­счи­тав его уча­ст­ни­ков «из­мен­ни­ка­ми сла­вян­ско­го де­ла». На­ка­ну­не и в пе­ри­од Вост. кри­зи­са 1875–77 воз­ник­ли кон­цеп­ции «по­ли­тич.» П., их сто­рон­ни­ки при­зы­ва­ли к соз­да­нию си­лой рус. ору­жия Все­сла­вян­ской фе­де­ра­ции во гла­ве с Рос­си­ей (Н. Я. Да­ни­лев­ский, Р. А. Фа­де­ев, кн. А. И. Ва­силь­чи­ков); по­пу­ляр­ность идей «по­ли­тич.» П. ста­ла од­ной из при­чин объ­яв­ле­ния Рос­си­ей вой­ны Тур­ции (1877). Слав. к-ты со­би­ра­ли день­ги на по­куп­ку ору­жия и сна­ря­же­ния для сла­вян, вос­став­ших про­тив тур. вла­ды­че­ст­ва, от­прав­ля­ли на Бал­ка­ны по­ле­вые ла­за­ре­ты, го­то­ви­ли доб­ро­воль­цев, фор­ми­ро­ва­ли об­ществ. со­ли­дар­ность с юж. сла­вя­на­ми. По­сле Бер­лин­ско­го кон­грес­са 1878, пе­ре­черк­нув­ше­го пла­ны панс­ла­ви­стов о пол­ном ос­во­бо­ж­де­нии юж. сла­вян, на­сту­пил упа­док ин­те­ре­са к П. Сре­ди панс­ла­ви­стов во­зоб­ла­да­ли мес­си­ан­ские и ре­лиг.-нравств. идеи. Ф. М. Дос­то­ев­ский к 1880-м гг. стал рас­смат­ри­вать слав. еди­не­ние как «во­прос выс­ше­го объ­е­ди­не­ния ду­хов­но­го» для за­щи­ты все­го че­ло­ве­че­ст­ва от ка­то­лич. и про­тес­тант­ской уг­ро­зы. На ру­бе­же 19–20 вв. вновь по­лу­чи­ли раз­ви­тие идеи ук­ре­п­ле­ния куль­тур­ных свя­зей ме­ж­ду слав. на­ро­да­ми («куль­тур­ный» П.), они ста­ли ос­но­вой не­ос­ла­виз­ма в нач. 20 в.

Идеи слав. един­ст­ва вновь при­об­ре­та­ли ак­ту­аль­ность в пе­рио­ды 1-й и 2-й ми­ро­вых войн. Они ста­ли ос­но­вой ор­га­ни­за­ции в 1941 в Мо­ск­ве Все­сла­вян­ско­го к-та для мо­би­ли­за­ции борь­бы всех слав. на­ро­дов про­тив Гер­ма­нии. В ос­во­бо­ж­дён­ной Юго­сла­вии в 1946 со­сто­ял­ся Все­сла­вян­ский со­бор. Ряд пар­тий и ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций, вы­дви­гаю­щих в сво­их про­грам­мах те­зис о слав. един­ст­ве, су­ще­ст­ву­ет и ны­не.

Лит.: Грот К. Я. К ис­то­рии сла­вян­ско­го са­мо­соз­на­ния и сла­вян­ских со­чув­ст­вий в рус­ском об­ще­ст­ве (из 40-х гг. XIX сто­ле­тия). СПб., 1904; Ак­са­ков Н. П. Все­сла­вян­ст­во. М., 1910; Пы­пин А. Н. Панс­ла­визм в про­шлом и на­стоя­щем. СПб., 1913. М., 2002; Ни­ки­тин С. А. Сла­вян­ские ко­ми­те­ты в Рос­сии в 1858–1876 гг. М., 1960; Дья­ков В. А. Сла­вян­ский во­прос в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. М., 1993; Лап­те­ва Л. П. Идея сла­вян­ской вза­им­но­сти и сла­вян­ские съез­ды // Сла­вян­ские съез­ды XIX–XX вв. М., 1994; Его­ров Б. Ф. О на­цио­на­лиз­ме и панс­ла­виз­ме сла­вя­но­фи­лов // Его­ров Б. Ф. От Хо­мя­ко­ва до Лот­ма­на. М., 2003; Ши­ри­нянц А. А. Из ис­то­рии панс­ла­виз­ма: М. П. По­го­дин // Ро­ман-жур­нал XXI век. 2006. № 12; Про­ку­дин Б. А. Идея сла­вян­ско­го един­ст­ва в по­ли­ти­че­ской мыс­ли Рос­сии XIX в. М., 2007; Ла­ман­ский В. И. Гео­по­ли­ти­ка пан­сла­виз­ма. М., 2010.

Вернуться к началу