ЛА́ППО-ДАНИЛЕ́ВСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́ППО-ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Александр Сергеевич [15(27).1.1863, имение Удачное при с. Малософиевка Верхнеднепровского у. Екатеринославской губ. – 7.2.1919, Петроград], рос. историк, археограф, источниковед, социолог, акад. Петерб. АН (1905), д. стат. сов. (1910). Дворянин. Отец И. А. Лаппо-Данилевского. Окончил историко-филологический факультет С.-Петерб. ун-та (1886). С 1890 приват-доцент, с 1918 сверхштатный проф. там же; одновременно экстраординарный проф. С.-Петерб. историко-филологич. ин-та (1891–99). Чл. С.-Петерб. (Петрогр.) археографич. комиссии (с 1894).
Читал общий курс рус. истории («Лекции по русской истории», 1891), а также курс рус. историографии, в котором одним из первых поставил вопрос о месте историографии в системе историч. наук (считал её самостоят. историч. дисциплиной), предложил свой вариант периодизации историч. науки и рассмотрел происхождение научно-историч. школ (подготовленный Л.-Д. «Очерк развития русской историографии» остался в рукописи). С нач. 1890-х гг. руководил семинаром по дипломатике частных актов, основоположник нового направления в рос. дипломатике. Создал науч. школу в области источниковедения (среди его учеников – С. Н. Валк, Б. Д. Греков, А. Е. Пресняков, Б. А. Романов).
Изучал историю внутр. политики, экономики, права и культуры России. Значит. влияние на историч. концепцию Л.-Д. оказали идеи представителей т. н. гос. направления в отеч. историографии – А. Д. Градовского и Б. Н. Чичерина. Л.-Д. полагал, что развитие «великорусской национальности» в 14–18 вв. «сказывалось главным образом в прогрессивном росте правительственных органов и их функций, а не в разностороннем движении всей совокупности народных сил». Выдвинул оригинальную концепцию истории рус. культуры, предпринял попытку проследить влияние на неё зап.-европ. культуры, одним из первых в отеч. историографии затронул проблему становления личности, её взаимоотношений с государством и сословно-обществ. группами. Считал, что в 17 в. политика Рус. гос-ва, вследствие внешней угрозы, была подчинена военным (организация обороны) и фискальным (содержание войска) задачам. Частные интересы поглощались государственными. Всё население было разделено на податное и служилое сословия. «Гармоничное» распределение повинностей между сословиями было нарушено, по мнению Л.-Д., при имп. Екатерине II, когда дворяне были освобождены от обязат. службы. Это повлекло за собой ужесточение крепостного права, что послужило одной из причин Пугачёва восстания 1773–75. Полагал, что в 18 в. началась постепенная «эмансипация» личности, её выделение из сословных групп, отделение от государства (рассматривал этот процесс на примере активизации экономич. деятельности, развития правосознания). Пришёл к выводу, что в это время личность в России становится реальной историч. и обществ. силой, но при этом не выходит за рамки своей сословной группы и обладает правами только внутри неё.
Эволюция взглядов Л.-Д. от позитивизма 1890-х гг. к неокантианству 1900–10-х гг. нашла, в частности, отражение в ст. «Основные принципы социологической доктрины О. Конта» (опубл. в сб. «Проблемы идеализма», 1902), в которой автор подверг критич. анализу филос.-историч. концепцию О. Конта. Л.-Д. ставил перед собой задачу создания «теории обществоведения» как особой науч. дисциплины. С 1906 Л.-Д. читал в университете курс лекций «Методология истории» (опубл. вып. 1–2, 1910–13; переиздан в 2006), который оказал большое влияние на последующую разработку теоретич. проблем историч. науки. Подчёркивая важность методологии, Л.-Д. считал, что все историки так или иначе исходят в своих исследованиях из определённых теоретич. предпосылок, хотя не все это осознают и признают. Полагал, что идиографический метод (дающий возможность воспроизвести своеобразие фактов истории) и номотетический метод (стремящийся к установлению закономерностей) дополняют друг друга в изучении прошлого и позволяют более полно и всесторонне изучить исследуемый объект. Историч. факт Л.-Д. трактовал как «воздействие сознания данной индивидуальности на среду, в особенности на обществ. среду». В сер. 1900-х гг. пришёл к выводу, что «законов истории» ещё никому не удалось установить, а историки, стремящиеся открыть их, довольствуются в лучшем случае эмпирич. обобщениями. Понятию закономерности Л.-Д. противопоставил категорию ценности (этической, эстетической и пр.), которую рассматривал как критерий отбора историч. фактов. Утверждал, что «история изучает человека, поскольку он содействует (или препятствует) реализации социальных, политич. ценностей и т. п., то же самое можно сказать и про событие. Таким образом, в отнесении данного факта к данной ему культурной ценности историк-учёный получает критерий для выбора фактов из многослойной действительности».
Разработал теорию историч. источника, который он рассматривал как «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историч. значением», как «результат человеческой деятельности», несущий на себе отпечаток «чужой одушевлённости». Считал, что субъективная часть информации источника конструируется историком на основе его личного опыта. В общей концепции методологии истории Л.-Д. выделял два уровня исследования: 1-й – «методология источниковедения» (воссоздание источника как явления культуры своего времени), 2-й – «методология исторического построения» (целостная реконструкция той эпохи, о которой «рассказывает» источник). Принципы и методы индивидуализирующей и типизирующей критики источников Л.-Д. раскрыл на материале наиболее характерных произведений мировой культуры – от памятников археологии до произведений современного ему иск-ва, правовых актов, историч. и филос. текстов.
Л.-Д. внёс заметный вклад в развитие отеч. археографии. Опубликовал «Кормлёную книгу Костромской чети 1613–27» (1894), «Писцовую и переписную книги XVII века по Нижнему Новгороду» (1896), «Записную книгу крепостным актам XV–XVI вв., явленным в Новгороде дьяку Д. Алябьеву» (1898), провёл большую работу по изданию науч. наследия акад. А. А. Куника. Разработал план издания документальных публикаций: «Архивные документы XVI–XVIII вв.», «Памятники русского законодательства» и др. Возглавлял комиссию по изданию серии сб-ков «Русская наука» (1917–18; не опубл.). Участвовал в подготовке издания «Писем и бумаг императора Петра Великого» (т. 5–7, 1907–18), бумаг, сочинений и писем М. М. Сперанского (опубл. в 1961).
С 1903 пред. секции рус. истории Исторического общества при С.-Петербургском ун-те. Чл. Междунар. социологич. ин-та, Междунар. ассоциации академий (в 1913 секретарь съезда её представителей в С.-Петербурге). Чл. (1914), секретарь (1914) Особой комиссии для обсуждения мер по сохранению местных архивных материалов при Русском историческом обществе. Один из учредителей и первый пред. Рус. социологич. об-ва им. М. М. Ковалевского (1916–17). В 1916 удостоен звания поч. д-ра права Кембриджского ун-та (Великобритания). Чл. Постоянной историч. комиссии историко-филологич. отделения АН, зав. нумизматич. кабинетом АН (1916–19).
В 1905 вместе с А. А. Шахматовым составил записку «О свободе печати», которая была поддержана общим собранием АН, в апр. 1906 избран чл. Гос. совета от АН и университетов [сложил полномочия 12(25).7.1906, после роспуска 1-й Гос. думы]. С 1906 чл. Конституционно-демократической партии. После Февр. революции 1917 чл. Особого совещания для изготовления проекта Положения о выборах в Учредит. собрание (май – сент. 1917), участник Государственного совещания (Москва, авг. 1917). Возглавил кафедру социологии в Петрогр. ун-те (1917). Пред. Союза рос. архивных деятелей (1917–19). К Окт. революции 1917 отнёсся резко отрицательно, однако продолжал преподавать в университете и участвовал в подготовке реформы архивного дела.