ЧИЧЕ́РИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧИЧЕ́РИН Борис Николаевич [25.5(6.6).1828, Тамбов – 3(16).2.1904, Москва; похоронен в имении Караул в Кирсановском у. Тамбовской губ., ныне село Инжавинского р-на Тамбовской обл.], рос. историк, правовед, философ, обществ. деятель, поч. чл. Петерб. АН (1893). Дворянин. Дядя Г. В. Чичерина. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1849). В 1858–61 слушал лекции в ун-тах и работал в библиотеках за рубежом. Экстраординарный (1861–65) и ординарный (1865 – янв. 1868) проф. юридич. ф-та (в янв. 1866 избран его деканом, но утверждён не был) Моск. ун-та. В 1862–65 читал лекции по гос. праву цесаревичу Николаю Александровичу (1843–65), сопровождал его в зарубежной поездке (1864–65). С 1868 жил гл. обр. в своём имении Караул (с кон. 1870-х гг. в зимнее время в Москве), занимаясь науч. исследованиями по теории государства, философии права, математики, а также в области естеств. наук («Система химических элементов», вып. 1–2, 1888–1889). С 1868 гласный Кирсановского уездного и Тамбовского губернского земских собраний, с 1871 чл. совета директоров Тамбово-Саратовской ж. д. от Кирсановского уездного земства. В 1879–82 чл. подкомиссии Комиссии для исследования ж.-д. дела в России. Гласный Моск. гор. думы (1881/82–1883, 1885–1892). Моск. гор. голова (1881/82–1883), отстранён от должности из-за речи, произнесённой им на торжествах по случаю коронации имп. Александра III, в которой прозвучали призывы к развитию обществ. самодеятельности и земского движения. Поч. гражданин г. Москва (1883). Поч. чл. Казанского (1884) и Московского (1900) ун-тов.
Один из самых видных представителей идейного течения западников. Идеолог либерального консерватизма («почвенного» либерализма). Либерализм разделял: на «уличный», отвергающий самое слово «закон», демонстрирующий нетерпимость к чужому мнению, к человеческой личности и к обществ. авторитетам; «оппозиционный», отказывающийся от всякого сотрудничества с властью, протестующий по любому поводу, не имеющий положительной программы преобразований; «охранительный», который состоит в примирении начала свободы с началами власти и закона, побуждает власть к преобразованиям («Различные виды либерализма», 1862).
Один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в рус. историографии. Занимался исследованиями мировой обществ. мысли («История политических учений», ч. 1–5, 1869–1902). Зарождение либеральных идей относил к кон. 17 в., усматривая их уже в филос. системе Г. В. Лейбница. Работы Дж. Локка, по мнению Ч., утвердили либеральное направление в качестве важнейшего фактора европ. жизни. Из него произросла Франц. революция кон. 18 в., которая ввела начала свободы и равенства в европ. жизнь. Вокруг них стало «вращаться» развитие европ. общества, а либерализм предстал не только теорией, но и важнейшим политич. течением. Ч. адаптировал принципы европ. классич. либерализма к конкретно-историч. особенностям России, которая мыслилась им как страна европейская, развивающаяся по тем же законам и проходящая в осн. те же этапы развития, что и страны Зап. Европы.
Ч. вслед за Г. В. Ф. Гегелем полагал, что сущность человека как существа духовного составляет свобода, которая проявляется в деятельности людей и в организации обществ. союзов (род и семья, гражд. общество, церковь, государство). Утверждал, что свобода в реальной истории человечества играет первостепенную роль «и как движущее начало, и как один из существенных элементов общества» («О народном представительстве», 1866). Борьба между новым и старым, свободой и порядком есть всегда и продолжается до тех пор, пока «движение жизни не приведёт к новому сочетанию, способному согласить изменившиеся элементы», а история представляет собой «попеременно эпохи либеральные и периоды единовластия». В то же время считал, что исключительное «господство свободы» с её революц. характером было бы уничтожением всей истории во имя одного «водворившегося начала» – принципа свободы. В правительстве и в народе (а не в личности, как либералы-классики) видел два «основных элемента, из которых слагается общество». Власть считал осн. элементом устойчивости и стабильности для всякого обществ. порядка. Власть, соединённая с законом и свободой во имя общей цели, и есть, по Ч., идеальное государство. Как сторонник конституц. монархии полагал, что «право вводить новый порядок вещей принадлежит единственно законной власти». «Воспоминания» Ч. (вып. 1–4, 1929–34) – ценный источник по истории обществ. мысли и обществ. движения.
Коллекционировал произведения зап.-европ. и рус. художников (часть собрания пожертвовал Худож. отделу Историч. музея в Тамбове).
В 1993, 1998 и 2001 в Тамбове проходили Чичеринские чтения, с 2006 проводится ежегодная Чичеринская конференция.