ЛАМА́НСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАМА́НСКИЙ Владимир Иванович [26.6(8.7).1833, С.-Петербург – 19.11(2.12).1914, там же], рос. историк, филолог, географ, этнолог, публицист, обществ. деятель; акад. Петерб. АН (1900). Брат Е. И. Ламанского. Дворянин. Окончил историко-филологич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1854), ученик И. И. Срезневского. По окончании учёбы служил в Губернском правлении, Публичной б-ке, Гос. архиве Мин-ва иностр. дел. Был близок с кружком моск. славянофилов, в который входили И. С. Аксаков и К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др. Активно сотрудничал в ж. «Русская беседа» и газ. «День». В 1859 защитил магистерскую дис. на тему «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании», за которую был удостоен Демидовской пр. АН по географии. В 1862–64 совершил путешествие по слав. странам и по Италии, Греции, Турции с науч.-познават. целями. Собранный в ходе поездки материал лёг в основу работ Л. «Сербия и южнославянские провинции Австрии» (1864), «Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях» (1865) и др. В 1867 издал собств. перевод трактата Л. Штура «Славянство и мир будущего», который получил широкое распространение в славянофильских кругах. В 1871 защитил докторскую дис. «Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе», в которой изложил своё понимание характера взаимоотношений России с Западом и Востоком. В 1865–71 штатный доцент, в 1871–88 проф. С.-Петерб. ун-та по кафедре слав. филологии (с 1890 засл. проф.). С 1872 преподаватель и зав. кафедрами русского и церковнославянского языков и истории рус. лит-ры в С.-Петерб. духовной академии, в 1890–1900 проф. академии Генерального штаба.
Л. создал науч. школу в славяноведении, отстаивавшую идеи славянофильства и панславизма, к которой принадлежали мн. учёные, в т. ч. А. А. Шахматов. Л. понимал славянство как единый целостный организм, особый социокультурный мир. Исходя из этого, он требовал изучения греко-слав. мира как самостоят. науч. объекта, резко критиковал взгляд западноевропейских, прежде всего германских, учёных на славянство и Россию как на нечто «низшее» по сравнению с германо-романскими народами. Центр. место в наследии Л. занимает его труд «Три мира Азийско-Европейского материка» (1892), в котором сформулирована идея о германо-романском, греко-слав. и азиат. «мирах культурного человечества, имеющих географические, этнографические и культурные основы самостоятельного бытия». Среди признаков, определивших самобытность греко-слав. мира, Л. особо выделял нравственный идеал восточно-христианской православной Церкви, сохранившей чистоту христианских начал. По теории Л., именно Евразия является центром распространения совр. мировой цивилизации и «всё, что поныне создано человечеством замечательного и великого в религии и философии, в искусствах, науках, промышленности, в общежитии, в государственном и международном праве, принадлежит всецело племенам и народам Азийско-Европейского материка». Смежные географически миры, считал Л., неминуемо входят в противоречие, что ведёт к конфликтам между ними. Одной из таких конфликтных зон Л. считал Центр. и Юго-Вост. Европу, а другой – рос. рубежи в Азии.
С 1880 пред. Историко-филологич. об-ва при С.-Петерб. ун-те, чл. Комиссии АН по рус. правописанию. Л. принимал активное участие в организации этнографич. выставки и Слав. съезда в Москве (1867); учредитель С.-Петерб. отделения Слав. к-та, преобразованного в 1877 в Слав. благотворит. об-во. В 1854–59 секретарь Русского географического общества, в 1865–71, 1887–1910 пред. его этнографич. отделения. Гл. редактор ж. «Живая старина» в 1890–1912. Под общей редакцией Л. и его ученика В. П. Семёнова-Тян-Шанского опубликовано многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899–1914).