ПОРФИ́РИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРФИ́РИЙ (Успенский Константин Александрович) [8(20).9.1804, Кострома – 19.4(1.5).1885, Москва], рус. церковный деятель, епископ Чигиринский, византолог, востоковед, писатель. Из семьи причетника. Окончил С.-Петерб. духовную академию (1829), в том же году пострижен в монашество, рукоположен в иеромонахи. Законоучитель в С.-Петерб. кадетском корпусе (1829–31), в Ришельевском лицее в Одессе (1831–34). Настоятель одесского Успенского мон. (1834–40), архимандрит (1834); ректор Херсонской (Одесской) духовной семинарии (1838–1840). Настоятель посольской церкви в Вене (1840–42).
По повелению имп. Николая I в 1842–1846 П. совершил путешествие на Восток для ознакомления с нуждами православия в Палестине, Сирии, на Афоне и Синае. Гл. результатом этой поездки стал вывод о необходимости создания Русской духовной миссии в Иерусалиме. При учреждении миссии 11(23).2.1847 П. назначен её начальником. Первый состав миссии во главе с П. прибыл в Иерусалим в февр. 1848. Весной 1849 все члены миссии совершили путешествие по Юж. Палестине, весной – летом 1850 – по Египту, в т. ч. в Синайский монастырь Св. Екатерины. По просьбе братии монастыря был составлен первый науч. каталог греч. рукописей монастырской б-ки, доныне сохраняющий своё значение. В 1849 по предложению П. в Иерусалиме открыто греко-араб. училище; в 1852 по благословению Иерусалимского патриархата П. назначен попечителем всех православных учебных заведений Палестины. По инициативе П. в 1853 открыта типография для издания книг на греч. и араб. языках для православных арабов. К 1854 в Иерусалиме по чертежам П. построено здание для Рус. миссии. С началом Крымской войны 1853–56 миссия 8(20).5.1854 отозвана из Иерусалима. По пути в Россию П. по собств. инициативе испросил в Риме аудиенцию у папы Римского Пия IX (1846–78).
При возобновлении миссии в 1857 П. не был назначен её начальником. В 1858–1861 (с перерывом в 1860) он пребывал в науч. командировке на Востоке: работал в афонских монастырях (в т. ч. в Пантелеимоновом монастыре), в Метеоре, в мон. Св. Дионисия на горе Олимп, в Палестине; в Каире пытался вести переговоры с предстоятелем Коптской церкви патриархом Кириллом IV (1854–1861) о воссоединении Коптской церкви с православием. В 1860 П. доставил из Иерусалима в Одессу уникальную библиотеку: собрание греч., слав., араб. и др. рукописей, а также коллекцию древних икон. С П. связана история обнаружения Синайского кодекса Библии (4 в.), ему принадлежит открытие визант. Четвероевангелия (832), бесед патриарха Константинопольского Фотия о рус. нашествии на Константинополь (860). П. принадлежит также честь открытия для рус. науки Абиссинской церкви (входившей в то время в состав Коптской церкви на правах митрополии; см. Эфиопская церковь): им были сделаны первые в России науч. публикации по Абиссинии, богослужению и церковной лит-ре эфиопов.
14(26).2.1865 П. рукоположен в епископы с титулом Чигиринского, викария Киевской митрополии. К киевскому периоду относится б. ч. его науч. публикаций (только исследования по Афону составили в общей сложности 12 книг). В дек. 1877 уволен от викариатства и переведён в Москву членом Моск. синодальной конторы. Настоятель моск. Новоспасского монастыря (1878–85). В 1883 коллекция рукописных книг П. приобретена Имп. публичной б-кой (ныне Рос. нац. б-ка; С.-Петербург). Свою б-ку (св. 7 тыс. томов) П. завещал Синоду, собрание древних икон – Археологич. об-ву при Киевской духовной академии (ныне находится в киевском Музее искусств им. Б. и В. Ханенко). П. похоронен в подклете Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря.