Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУ́ССКАЯ ДУХО́ВНАЯ МИ́ССИЯ В ИЕРУСАЛИ́МЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 53

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Лисовой

РУ́ССКАЯ ДУХО́ВНАЯ МИ́ССИЯ В ИЕРУ­САЛИ́МЕ, по­сто­ян­ное цер­ков­но-ди­пло­ма­тич. пред­ста­ви­тель­ст­во Рос­сии и Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви при Ие­ру­са­лим­ском пат­ри­ар­ха­те. Уч­ре­ж­де­на по ини­циа­ти­ве МИДа 11.2.1847 в це­лях рас­ши­ре­ния и ук­ре­п­ле­ния ка­но­нических и ду­хов­но-куль­тур­ных свя­зей по­ме­ст­ных церк­вей, про­ти­во­дей­ст­вия ка­то­лич. и про­тес­тант­ской про­па­ган­де, ду­хов­но­го окорм­ле­ния рус. па­лом­ни­ков и ме­ст­ных пра­вослав­ных об­щин, уси­ле­ния рос. влия­ния в стра­нах биб­лей­ско­го ре­гио­на.

Р. д. м. в И. воз­глав­ля­ли вы­даю­щие­ся церковные учё­ные и ди­пло­ма­ты – ар­хим. Пор­фи­рий (1847–54); еп. Ки­рилл (Нау­мов, 1857–63); ар­хим. Ле­о­нид (Ка­ве­лин, 1863–65); ар­хим. Ан­то­нин (1869–1894), ко­то­рый внёс наи­боль­ший вклад в раз­ви­тие и ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние миссии: ос­но­вал Гор­нен­скую и Еле­он­скую женские об­щи­ны (поз­днее мо­на­сты­ри), ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом по­дво­рий в Хев­ро­не и Ие­ри­хо­не, церк­вей на Еле­о­не, в Гор­нем и Яф­фе (по собств. ар­хит. про­ек­там); хра­ма Ма­рии Ма­гда­ли­ны в Геф­си­ма­нии (1885–88, про­ект арх. Д. И. Грим­ма); соз­дал шко­лу в Бейт-Джа­ле (1866), поз­днее пре­об­ра­зо­ван­ную в Женскую учи­тель­скую се­ми­на­рию Имп. Па­ле­стин­ско­го пра­во­слав­но­го об-ва; при­об­рёл в соб­ст­вен­ность Рос­сии важ­ные биб­лей­ские объ­ек­ты (Мам­врий­ский дуб; т. н. Гроб­ни­цу до­че­ри фа­рао­на), за­ни­мал­ся ар­хео­ло­гич. рас­коп­ка­ми в 1871 – на Еле­о­не (ви­зант. мо­заи­ки с над­пи­ся­ми), в 1873 – в Ие­ри­хо­не (т. н. Рус­ская Гал­га­ла), в 1883 – близ хра­ма Гро­ба Гос­под­ня. Его про­дол­жа­тель – ар­хим. Ле­о­нид (Сен­цов, 1903–18) при­об­рёл 16 зе­мель­ных уча­ст­ков в Па­ле­сти­не, по­стро­ил хра­мы Илии Про­ро­ка в Хай­фе (ос­вя­щён в 1913), Свя­тых Пра­от­цев у Мам­врий­ско­го дуба (ос­вя­щён в 1925); на­чал строи­тель­ст­во ц. Всех Святых в Гор­нем (за­вер­ше­на и ос­вя­ще­на в 2007).

По­сле 1917 свя­зи Р. д. м. в И. с Рос­си­ей бы­ли пре­рва­ны, цер­ков­ные уч­ре­ж­де­ния и не­дви­жи­мость на­хо­ди­лись в юрис­дикции Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви за гра­ни­цей, много сде­лав­шей для со­хра­не­ния рос. на­сле­дия. Р. д. м. в И. Моск. пат­ри­ар­ха­та во­зоб­но­ви­ла дея­тель­ность в 1948.

Зда­ние миссии вхо­дит в ан­самбль Рус­ских по­стро­ек (1864; арх. М. И. Эп­пин­гер). Бо­го­слу­же­ния со­вер­ша­ют­ся в рус­ском Тро­иц­ком со­бо­ре (ос­вя­щён в 1872), до­мо­вом хра­ме ца­ри­цы Алек­сан­д­ры (ос­вя­щён в 1864), Ка­зан­ском и Все­свят­ском хра­мах Гор­нен­ско­го женского мон., ц. Апо­сто­ла Пет­ра и Св. Та­ви­фы в Яф­фе (1894), ц. Ма­рии Ма­гда­ли­ны в Ти­ве­риа­де (1962). Р. д. м. в И. при­над­ле­жат Дом па­лом­ни­ка в Ти­ве­риа­де (2000) и гос­ти­ни­ца в Виф­лее­ме (2001).

Лит.: Ни­ко­дим (Ро­тов Б. Г.), митр. Ис­то­рия Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме. Сер­пу­хов, 1997; Рос­сия в Свя­той Зем­ле: до­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы / Сост. Н. Н. Ли­со­вой. М., 2000. Т. 1–2; Дмит­ри­ев­ский А. А. Рус­ская Ду­хов­ная Мис­сия в Ие­ру­са­ли­ме. М.; СПб., 2009.

Вернуться к началу