Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛО́МНИЧЕСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 164

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Н. Афиногенова

ПАЛО́МНИЧЕСТВО (от лат. palma – паль­ма), пу­те­ше­ст­вие ве­рую­щих к гео­гра­фич. мес­там и ре­ли­к­ви­ям, имею­щим са­краль­ное зна­че­ние. Про­ис­хо­ж­де­ние сло­ва «П.» свя­за­но с обы­ча­ем хри­сти­ан­ских па­лом­ни­ков (пи­лиг­ри­мов) при­но­сить из Ие­ру­са­ли­ма паль­мо­вые вет­ви. В той или иной фор­ме П. при­су­ще фак­ти­че­ски лю­бой ре­ли­гии. Тра­ди­ци­он­но его важ­ным эле­мен­том яв­ля­ет­ся пре­одо­ле­ние труд­но­стей пу­ти.

П. из­вест­но уже в ре­лиг. тра­ди­ци­ях Древ­не­го ми­ра (Еги­пет, Ин­дия, Гре­ция, Рим). В вет­хо­за­вет­ной ре­ли­гии до раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма (70 н. э.) су­ще­ст­во­ва­ли празд­ни­ки (Пас­ха, Пя­ти­де­сят­ни­ца, празд­ник Ку­щей), во вре­мя ко­то­рых ка­ж­дый взрос­лый иу­дей дол­жен был со­вер­шить П. в Ие­ру­са­лим и при­нес­ти жерт­ву в Хра­ме.

В ран­нем хри­сти­ан­ст­ве гл. цен­тры П. – Ие­ру­са­лим и др. го­ро­да в Па­ле­сти­не, где про­хо­ди­ла зем­ная жизнь Ии­су­са Хри­ста. Обы­чай со­вер­шать П. в Ие­ру­са­лим стал об­ще­зна­чи­мой прак­ти­кой в 4 в. под влия­ни­ем при­ме­ра рав­ноап. имп. Еле­ны Святой­, ма­те­ри имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ра­зы­скав­шей в Ие­ру­са­ли­ме гл. хри­сти­ан­ские свя­ты­ни, в ча­ст­но­сти Гол­го­фу, Крест Гос­по­день, Гроб Гос­по­день (см. в ст. Храм Гро­ба Гос­под­ня). В даль­ней­шем цен­тра­ми хри­сти­ан­ско­го П. ста­но­ви­лись мо­на­сты­ри (напр., Мар-Са­ба, Афон, Си­най­ский мо­на­стырь Св. Ека­те­ри­ны), хра­мы с осо­бо чти­мы­ми ико­на­ми и мо­ща­ми свя­тых. В Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви раз­ли­ча­ют­ся ве­ли­кое П. (лат. peregrinatio) – пу­те­ше­ст­вия в Па­ле­сти­ну, Рим, Сан­ть­я­го-де-Ком­по­сте­ла (путь Св. Иако­ва), Ло­ре­то, и ма­лое П. – к ме­ст­ноч­ти­мым свя­ты­ням. Сво­его ро­да П. (с точ­ки зре­ния их уча­ст­ни­ков и вдох­но­ви­те­лей) бы­ли кре­сто­вые по­хо­ды. В Рос­сии П. в Кон­стан­ти­но­поль, Хер­со­нес из­вест­ны с мо­мен­та Кре­ще­ния Ру­си, в Свя­тую зем­лю – с 11 в. Со­став­ляв­шие­ся па­лом­ни­ка­ми пу­те­во­ди­те­ли (ити­не­ра­рии) и «хож­де­ния» ста­но­ви­лись цен­ны­ми ис­то­рич. ис­точ­ни­ка­ми. Позд­нее важ­ны­ми цен­тра­ми П. в Рос­сии ста­ли Ки­ев, Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра, Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра, Оп­ти­на пус­тынь, Со­ло­вец­кий монастырь и др. мо­на­сты­ри.

П. иг­ра­ет зна­чи­тель­ную роль в ин­ду­из­ме, его важ­ной со­став­ляю­щей счи­та­ет­ся омо­ве­ние в во­дах свя­щен­ных рек (см. Кумб­ха Ме­ла). Са­мые из­вест­ные мес­та П. ин­дуи­стов – г. Ва­ра­на­си, го­ра Кай­лас и мес­та пе­ре­прав че­рез не­ко­то­рые ре­ки (тирт­хи). В буд­диз­ме П. (на­кхор) счи­та­ет­ся бла­го­чес­ти­вым обы­ча­ем; осн. цен­тра­ми П. яв­ля­ют­ся мес­та, свя­зан­ные с жиз­нью и дея­тель­но­стью Буд­ды, – Бодх-Гая близ г. Гая и г. Сар­натх; у буд­ди­стов Ти­бе­та – г. Лха­са.

В ис­ла­ме П. (хадж) в Мек­ку и Ме­ди­ну яв­ля­ет­ся од­ним из 5 «стол­пов ве­ры»; обя­за­тель­ность П. в ис­ла­ме ак­цен­ти­ру­ет­ся боль­ше, чем в др. ре­ли­ги­ях.

В совр. иу­да­из­ме П. в Ие­ру­са­лим от­ли­ча­ет­ся от вет­хо­за­вет­но­го от­сут­ст­ви­ем не­об­хо­ди­мо­сти при­но­ше­ния хра­мо­вой жерт­вы (за не­име­ни­ем Хра­ма), це­лью его яв­ля­ют­ся мо­лит­вы у Сте­ны Пла­ча и др. свя­тынь. Ха­си­ды (см. Ха­си­дизм), по­ми­мо П. в Ие­ру­са­лим, со­вер­ша­ют П. к мес­там жиз­ни и смер­ти по­чи­тае­мых ими ца­ди­ков.

Лит.: До­би­аш-Ро­ж­де­ст­вен­ская O. A. За­пад­ные па­лом­ни­че­ст­ва в сред­ние ве­ка. П., 1924; Kötting В. Peregrinatio religiosa. Wallfahrten in der Antike und das Pilgerwesen in der alten Kirche. 2. Aufl. Münster, 1980; Грю­не­ба­ум Г. Э. фон. Ос­нов­ные чер­ты ара­бо-му­суль­ман­ской куль­ту­ры. М., 1981; Кор­ни­лов С. В. Древ­не­рус­ское па­лом­ни­че­ст­во. Ка­ли­нин­град, 1995; Turner V., Turner Е. Image and pilgri­mage in Christian culture. N. Y., 1996; Глуш­ко­ва И. П. Ин­дий­ское па­лом­ни­че­ст­во: Ме­та­фо­ра дви­же­ния и дви­же­ние ме­та­фо­ры. М., 2000; Ма­ле­то Е. И. Хо­же­ния рус­ских пу­те­ше­ст­вен­ни­ков XII–XV вв. М., 2000.

Вернуться к началу