ПАЛО́МНИЧЕСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛО́МНИЧЕСТВО (от лат. palma – пальма), путешествие верующих к географич. местам и реликвиям, имеющим сакральное значение. Происхождение слова «П.» связано с обычаем христианских паломников (пилигримов) приносить из Иерусалима пальмовые ветви. В той или иной форме П. присуще фактически любой религии. Традиционно его важным элементом является преодоление трудностей пути.
П. известно уже в религ. традициях Древнего мира (Египет, Индия, Греция, Рим). В ветхозаветной религии до разрушения Иерусалимского храма (70 н. э.) существовали праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей), во время которых каждый взрослый иудей должен был совершить П. в Иерусалим и принести жертву в Храме.
В раннем христианстве гл. центры П. – Иерусалим и др. города в Палестине, где проходила земная жизнь Иисуса Христа. Обычай совершать П. в Иерусалим стал общезначимой практикой в 4 в. под влиянием примера равноап. имп. Елены Святой, матери имп. Константина Великого, разыскавшей в Иерусалиме гл. христианские святыни, в частности Голгофу, Крест Господень, Гроб Господень (см. в ст. Храм Гроба Господня). В дальнейшем центрами христианского П. становились монастыри (напр., Мар-Саба, Афон, Синайский монастырь Св. Екатерины), храмы с особо чтимыми иконами и мощами святых. В Римско-католич. церкви различаются великое П. (лат. peregrinatio) – путешествия в Палестину, Рим, Сантьяго-де-Компостела (путь Св. Иакова), Лорето, и малое П. – к местночтимым святыням. Своего рода П. (с точки зрения их участников и вдохновителей) были крестовые походы. В России П. в Константинополь, Херсонес известны с момента Крещения Руси, в Святую землю – с 11 в. Составлявшиеся паломниками путеводители (итинерарии) и «хождения» становились ценными историч. источниками. Позднее важными центрами П. в России стали Киев, Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Соловецкий монастырь и др. монастыри.
П. играет значительную роль в индуизме, его важной составляющей считается омовение в водах священных рек (см. Кумбха Мела). Самые известные места П. индуистов – г. Варанаси, гора Кайлас и места переправ через некоторые реки (тиртхи). В буддизме П. (накхор) считается благочестивым обычаем; осн. центрами П. являются места, связанные с жизнью и деятельностью Будды, – Бодх-Гая близ г. Гая и г. Сарнатх; у буддистов Тибета – г. Лхаса.
В исламе П. (хадж) в Мекку и Медину является одним из 5 «столпов веры»; обязательность П. в исламе акцентируется больше, чем в др. религиях.
В совр. иудаизме П. в Иерусалим отличается от ветхозаветного отсутствием необходимости приношения храмовой жертвы (за неимением Храма), целью его являются молитвы у Стены Плача и др. святынь. Хасиды (см. Хасидизм), помимо П. в Иерусалим, совершают П. к местам жизни и смерти почитаемых ими цадиков.